Молчание ягнят, или Почему инспекторы не отвечают на наши вопросы
В процессе хозяйственной деятельности у организаций нередко возникают вопросы относительно применения той или иной нормы налогового права, порядка исчисления налога или заполнения декларации. В стремлении получить достоверную информацию бухгалтеры обращаются в налоговые инспекции. Отстояв очередь и порой даже не закончив озвучивать свой вопрос инспектору, плательщик слышит знакомую отповедь: "Читайте Налоговый кодекс!" Почему так происходит и как бухгалтеру все же получить нужный ответ, рассказывает Анна Дынкина, государственный налоговый инспектор.
Правовые аспекты
Получение информации о действующих налогах, своих правах и обязанностях является правом налогоплательщика, закрепленным законодательно, в том числе в Налоговом кодексе.
По своей сути НК является основным документом, и согласно пункту 1 статьи 21 кодекса в нем закреплено, что налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации, в том числе в письменной форме, а в статье 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена соответствующая обязанность.
Обратите внимание, что Налоговый кодекс содержит в себе только норму, устанавливающую право налогоплательщика на получение информации, при этом в нем не оговорено, какой орган и в каком порядке должен разработать соответствующий регламент по порядку предоставления информации.
В целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию граждан, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н был утвержден новый Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее - Регламент), вступивший в силу 24 мая 2008 г. В нем подробно прописана последовательность действий налоговых органов с целью своевременного информирования заинтересованных лиц. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки. Кроме того, Регламент соответствует современным условиям ведения бизнеса, поскольку в нем предусмотрена возможность информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью телекоммуникационных каналов связи.
В соответствии с пунктом 21 Регламента налоговые органы обязаны бесплатно предоставить налогоплательщикам информационные услуги в следующей форме:
- индивидуальное информирование в устной и письменной форме;
- публичное информирование;
- размещение информации на стендах в налоговых органах;
- проведение с налогоплательщиками семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий;
- индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
- прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).
Игра слов, или Вопрос не по адресу
Однако, как показывает практика, вышеуказанные процедуры недостаточны для полного понимания норм налогового законодательства. Так почему же, обращаясь в налоговый орган с несложным, казалось бы, вопросом, налогоплательщик зачастую либо сразу получает отпор, либо слышит в свой адрес рекомендации обратиться к Налоговому кодексу с посылом к стенду, расположенному в неизвестном направлении?
Пунктом 12 Регламента определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в получении той или иной информации. Главной причиной отказа является наличие в обращении вопросов, не входящих в компетенцию налогового органа, или вопросов о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
При формировании запроса налогоплательщику необходимо четко разделять два понятия: "информирование" и "разъяснение". Порой их видишь в одном и том же предложении, но при этом они несут совершенно разную смысловую нагрузку.
Так, Законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 32 НК РФ были внесены изменения, согласно которым из числа обязанностей налоговых органов по отношению к налогоплательщикам исключена обязанность по проведению разъяснительной работы, как это было предусмотрено ранее. Теперь инспекции должны только оперативно информировать обратившихся к ним граждан по вопросам налогообложения, а именно:
- о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Министерства финансов по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;
- о формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;
- о реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика.
Примечание. Минфин - разъясняет, ФНС - информирует
Комментирует Алексей Зайцев, юрист консалтинговой компании "Бизнес-Куратор": согласно поправкам, внесенным с 2004 года в статью 32 НК РФ, в компетенцию налоговых органов входят только вопросы, не требующие толкования законодательства, например о сроках уплаты налога, действующих налоговых ставках и формах отчетности, какими документами и нормативными актами необходимо руководствоваться при заполнении какого-либо заявления или бланка. Разрешение противоречивых ситуаций, анализ и правовая оценка норм законодательства входят в компетенцию Министерства финансов (ст. 34.2 НК РФ). Во избежание получения отказа и потери времени налогоплательщику необходимо учитывать распределение функций между ведомствами и четко разделять интересующие его вопросы при составлении запросов в компетентные органы. Если все же при обращении в инспекцию выясняется, что заданный вопрос не входит в его компетенцию, то согласно пунктам 31 и 47 Регламента должностное лицо должно проинформировать налогоплательщика о его праве и порядке обращения в соответствующие компетентные государственные органы, а в случае получения письменного запроса должностное лицо должно не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации обращения подготовить в двух экземплярах письмо о направлении этого обращения по принадлежности, одно из которых высылается налогоплательщику, а второе - в компетентный орган.
Непосредственно за разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право обращаться в Министерство финансов. Полномочия финансового ведомства по предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а также последствия использования указанных разъяснений для налогоплательщиков даны в письме Минфина от 8 апреля 2009 г. N 03-02-08/28.
Вы - спрашиваете, мы - отказываем
В пункте 12 Регламента озвучены и другие основания, по которым налоговые органы могут отказать в предоставлении информации. Вот их перечень:
- вопросы о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению (государственная тайна);
- при письменной форме запроса: по анонимным обращениям, по обращениям, оформленным без полной адресно-реквизитной информации и подписи руководителя юридического лица и печати от представителей без документов, удостоверяющих их полномочия (т.е. без доверенностей), а также налогоплательщикам (их представителям) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность или подтверждающих полномочия;
- о проведении юридической экспертизы документов (если иное не установлено законом);
- при поступлении дубликатных обращений - повторные запросы по тому вопросу, по которому уже был дан ответ (или если это дубликат обращения, направленный в иной государственный орган);
- по обращениям, не поддающимся прочтению, содержащим нецензурные или оскорбительные выражения.
Существуют также негласные поводы для отказов, на которые больше влияет человеческий фактор, нежели официальные причины:
1) неосведомленность по существу вопроса и профессиональная некомпетентность отдельного инспектора. В своей работе государственные служащие обязаны строго руководствоваться нормами служебных регламентов и приказов, регулирующих буквально каждое их действие. В случае внесения поправок в законодательство, внесения изменений в формы налоговой отчетности или в иные нормы права, должностные лица налоговых органов имеют право оперировать нововведениями, в том числе давать по ним какую-либо информацию, только после поступления соответствующего приказа;
2) более чем скромная оплата труда госслужащих вызывает постоянный кадровый дефицит в налоговых органах, что, в свою очередь, вынуждает привлекать к работе не самых квалифицированных специалистов. "Пробелы", конечно, со временем устраняют, но тем не менее какое-то время они могут влиять на качество работы инспекторов;
3) конкуренция между сотрудниками одного структурного подразделения или между отделами инспекции также не способствует желанию инспекторов помогать налогоплательщикам. Согласно пункту 49 Регламента, если должностное лицо налогового органа не может самостоятельно ответить на вопросы заинтересованных лиц, то оно должно привлечь своих коллег. Как и в любой другой организации, в налоговых органах нередки случаи конкуренции или конфликтных ситуаций между сотрудниками одного подразделения или даже между отделами, особенно в отчетные периоды. По известным психологическим причинам, движущим личностью в подобных ситуациях, даже если сотрудник налогового органа в состоянии ответить на запрос или переадресовать его другому должностному лицу, он предпочтет отказать налогоплательщику, действуя по принципу: "так не доставайся же ты никому!";
4) нежелание самого налогоплательщика самостоятельно воспользоваться уже имеющейся информацией. Как правило, на стендах в налоговых инспекциях размещены все данные по самым актуальным и часто задаваемым вопросам, что уже считается исполненной обязанностью налогового органа. Поэтому, обращаясь без "предварительной подготовки" к инспекторам, налогоплательщик получает не самый вежливый ответ с соответствующим направлением к стендам.
Примечание. Перепутали...
Комментирует Анна Пчелкина, бухгалтер ООО "Управляющая Компания "ВЕЛЕС": "В ходе декларационной кампании по НДС за IV квартал 2009 г. мы столкнулись с ужасающим фактом неосведомленности налоговых органов о произошедших изменениях. В нескольких инспекциях до последнего момента не было разъяснений относительно применения новой формы декларации по НДС. Начиная с октября 2009 года, с момента утверждения новой формы декларации, и вплоть до 20 января 2010 года мы не добились ответа от налоговых органов, по какой форме представлять декларации по НДС за IV квартал 2009 г. В ходе отчетного периода выяснилось, что декларации принимаются инспекциями еще по старой форме. Плательщики, представившие отчет по новой форме, получали отказ в его приеме. Однако в последний отчетный день - 20 января - налоговыми органами были получены соответствующие разъяснения, и ситуация изменилась с точностью до наоборот: плательщики, выстоявшие очередь со старой формой декларации по НДС, дойдя до окна приема, получали отказ, а плательщики, отправленные переделывать отчет по новой форме, просто физически не успевали это сделать до конца рабочего дня. В итоге почти 140 нашим клиентам были выставлены штрафные санкции за несвоевременное представление отчетности по НДС за IV квартал 2009 г.".
Согласно пункту 13 Регламента в обязанность должностных лиц налоговых органов входит принятие всех необходимых мер для исчерпывающих ответов на обращения налогоплательщиков; корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам, не унижающее их честь и достоинство, а также информирование налогоплательщиков в вежливой форме по существу обращений. Однако, к сожалению, в работе налоговых органов еще бывают случаи несоблюдения сотрудниками норм делового этикета, поэтому во избежание конфликтной ситуации можно дать совет налогоплательщику проявить мудрость и попытаться выяснить первопричину полученного отказа (официальная ли это позиция или пресловутый человеческий фактор), а затем в корректной форме добиться получения ответа на свой вопрос.
Примечание. В стремлении получить "истину в последней инстанции" об изменениях законодательства компании обращаются в налоговую инспекцию, но в силу различных причин в лучшем случае нарываются на формальный отказ, чаще всего получая недостоверную или несвоевременную информацию.
Итак, для того чтобы получить ответ в налоговом органе, налогоплательщику необходимо:
- четко сформулировать свой вопрос и определиться, входит ли он в компетенцию налогового органа;
- определиться с формой своего запроса: письменным он будет или устным. Желательно оформить запрос в письменном виде: на фирменном бланке организации (индивидуального предпринимателя), с указанием всех реквизитов: наименования (Ф.И.О.), ИНН, адреса и контактного телефона, Ф.И.О. исполнителя, а также способа получения: почтой или лично. Запрос необходимо заверить подписями должностных лиц и печатью;
- направить запрос в налоговый орган: если он подается в письменной форме, то можно сдать его в приемное окно канцелярии налоговой инспекции, отправить по почте заказным письмом с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. В случае если запрос подается организацией лично в канцелярию, обязательно иметь при себе доверенность и паспорт. На подготовку ответа налоговыми органами выделено 30 дней.
Устно (по телефону или лично) сотрудники налоговых органов вправе давать только оперативную справочную информацию: о действующих бланках отчетности и налоговых ставках, о статьях Налогового кодекса, в которых указывается интересующий вас налог (и какой отдел занимается данным налогом), о часах работы инспекции; также инспекторы вправе произвести запись на прием и т.п.
О действующих реквизитах, КБК и ОКАТО целесообразней запрашивать информацию письменно - во избежание ошибок с обеих сторон: инспектор не туда посмотрел, а плательщик не то записал.
Кроме того, письменное разъяснение плательщик может использовать, в том числе, и для целей освобождения не только от ответственности, но и от пеней.
А. Дынкина,
государственный налоговый инспектор
"Расчет", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru