Без права на улику
Не секрет, что работнику учета порой приходится прибегать к ведению "двойной" бухгалтерии в своей работе. Кстати, многие считают эту часть работы само собой разумеющейся. Чтобы суровая правда не раскрылась, поскольку такие действия являются незаконными, надо знать, какие меры придется предпринять. В этом и решила разобраться корреспондент журнала "Расчет" Светлана Кузина.
Крайние меры
Желая скрыть от налоговой инспекции "черную" бухгалтерию, работники учета идут на разные меры. Рассказывает Ирина Фомкина, бухгалтер рекламной фирмы: "Особо тщательные проверки происходят, когда налоговые инспекторы приходят по чьей-то наводке, имея на руках улики. В этой ситуации на фирму могут завести уголовное дело и в рамках его досматривать все - офис, квартиры, дачи, автомобили, гаражи у первых лиц фирмы. Это самые страшные проверки, потому что, имея на руках заведенное уголовное дело, инспекторы могут обыскивать все, что им вздумается, вплоть до личных вещей. И если, допустим, в квартире руководителя им не откроют дверь, то они вправе ее взломать. Это, конечно, крайний случай, такие "всеохватывающие" проверки бывают довольно редко. Но если фирма занимается теневой бухгалтерией на всю катушку и ей есть что скрывать, то надо быть к таким визитам готовыми. Поэтому документацию касательно "черного" предпринимательства лучше хранить в каком-нибудь гараже, специально арендованном для этой цели, чтобы налоговики ни при каких обстоятельствах не могли догадаться о его существовании. Хранить подобные документы в офисе или дома, пусть даже в сейфе под замками, - очень неразумно. А еще вернее по мере возможности уничтожать все компрометирующие бумаги сразу же после того, как они перестают быть нужными. Правда, многие забывают об этом простом правиле, и документы часто лежат чуть ли не в открытом доступе. Что касается компьютеров и бухгалтерских программ, которые тоже подвергаются тщательной проверке, то обычно для ведения теневой бухгалтерии пользуются ноутбуком. В случае чего его можно убрать, допустим, в сумку. Все-таки налоговые инспекторы не имеют права досматривать личные вещи, если не заведено уголовное дело, а рабочий компьютер просмотрят обязательно. Еще, как вариант, бухгалтер может работать удаленно, допустим, в своей квартире, и тогда будет довольно сложно явиться туда с проверкой неожиданно. Законом не запрещено работать в удаленном доступе.
Еще один выход - поставить специальную защиту на бухгалтерскую программу, чтобы в случае ее взлома все данные автоматически аннулировались. Насколько я знаю, до недавнего времени работодатели платили за это программистам, чтобы спать спокойно. Но сейчас это срабатывает не всегда, ведь придумывают не только защиту, но и методы, чтобы обойти ее. Если налоговики зададутся целью получить данные, то программисты из контролирующей структуры смогут достать их даже из "запароленной" программы".
Последствия невнимательности
Получается, что способов узнать о "черной" бухгалтерии у налоговиков много, и если они действительно поставят перед собой цель выяснить что-то, то непременно сделают это. А на чем чаще всего ловят бухгалтеров?
"Вы не поверите, но чаще всего выявить теневую бухгалтерию могут из-за элементарной невнимательности, - продолжила беседу Ирина Владиславовна. - Самая распространенная ошибка, когда работник учета просто путает документы "черной" и "белой" бухгалтерии. Иногда проводит легально то, что надо скрыть, опять же из-за недосмотра. Или хранит "черные" и "белые" документы вместе. Очень многие относятся к этому довольно расслабленно, пока не нагрянет проверка. Мне кажется, что в идеале теневой и "белый" учет в компании должны вести разные бухгалтеры, на разных компьютерах".
А если проверка все-таки пришла, то как себя вести? На что имеют право бухгалтер и руководитель? Рассказывает юрист компании "КалифЪ" Геннадий Андрющенко: "Проверки со стороны налоговой, даже глобальные, не такое уж страшное явление, если они проходят в административных рамках. В этом случае можно отказаться открыть какие-то ящики, сославшись на то, что там лежат личные вещи сотрудников. Налоговые инспекторы или милиция не имеют права открывать их без разрешения, так как здесь вступает в силу статья 286 УК о превышении должностных полномочий. Но если уголовное дело все-таки заведено, то тут уже ничего не поможет, так как с проверками приходят такие опытные люди, которые прекрасно знают, где искать нужные бумаги. Причем в этой ситуации они будут иметь право на обыск личных вещей и самих работников, поэтому, допустим, в карман "флэшку" с данными уже не положишь. Бывают случаи, когда "флэшки" выбрасывают в окно, но если ревизия действительно серьезная, то кто-нибудь из группы проверяющих обязательно ждет внизу, так как это очень частый способ избавиться от компрометирующей информации".
Не признаваться!
Что еще можно посоветовать бухгалтерам, если к ним пришла проверка и обнаружила какие-то "левые" документы? Как вести себя и что говорить? "Во-первых, никогда не признаваться, говорит Г. Андрющенко. - Это не тот случай, когда чистосердечное признание смягчит наказание. Возможно и смягчит, но все равно наказание будет. Про лишние бумаги или деньги следует сказать, что это имеет отношение к дому, к родным, к соседям, только не к фирме! Лучше сказать, что понятия не имеешь, откуда взялась эта печать и эти странные документы, чем признаться честно, что это теневая бухгалтерия.
В большинстве случаев все не так страшно. На ревизиях работают опытные психологи, которые сразу могут обратить внимание на то, что человек нервничает. А нервничают практически все, чья бухгалтерия далека от "белой". Налоговики это отмечают, а дальше начинается обычное запугивание. В большинстве случаев бухгалтер "сдает" своего руководителя и рассказывает, где хранится "черная" бухгалтерия, хотя, возможно, инспекторы никогда бы не нашли ее в рамках обычной административной проверки".
Выходит, что в большинстве случаев работники учета выдают себя сами, так как не в силах сопротивляться напору проверяющих.
Сами виноваты
А что по этому поводу рассказывают сами налоговики? Ирина Абросимова работает на выездных проверках в Нижнем Новгороде. Приводим ее наблюдения: "Обычные рядовые проверки, как правило, ограничиваются небольшим обыском - компьютер, сейф, стол, ящики, несгораемый шкаф. По идее, осматривать что-то большее мы не имеем права и делаем это только в том случае, если нас не останавливают руководитель или бухгалтер. Они могут запретить открывать ящики того же стола, но это случается редко, потому что обычно все очень испуганы. Бухгалтеры сами себя выдают, как в прямом, так и в переносном смысле. Они ведут себя нервозно, а дальше уже дело за малым - несколько вопросов (разумеется, никто не будет разговаривать мягко) - и вот уже работник учета сам показывает, где у него хранятся искомые документы. Правда есть случаи, когда бухгалтеры прекрасно владеют собой и стоят насмерть. Причем бывает это на таких предприятиях, где теневая бухгалтерия ведется в особо крупных размерах. Бухгалтеры там опытные и к визитам чаще всего готовы.
Куда только не прячут компрометирующие фирму документы! Например, арендуют офис в здании. Часто руководители держат компромат в своей машине, причем где-нибудь в багажнике, по соседству с запасным колесом, но мы прекрасно знаем о таких вещах. Кто-то размещает все документы на удаленном беспроводном сервере - это самый современный вариант. Но если дело действительно серьезное, то чаще всего все находят".
Превышение полномочий
Рассказывает Юлия Калинина, бухгалтер маркетинговой компании: "Очень сложно держать себя в руках, когда приходят налоговые проверки. Как правило, они появляются внезапно, инспекторы действуют очень решительно, ведут себя грубо и по-хамски, тут даже если не виноват, и то растеряешься, а если за фирмой числятся грехи, то тем более. Мне кажется, что надо быть бухгалтером с большим стажем, который не раз проходил через такое, чтобы не растерять самообладание. Инспекторы давят, угрожают, (не напрямую, но намеками), дают понять, что что-то знают и чем для нас обернется наше молчание. Я пережила три крупных проверки, везде были разные инспекторы. При этом у меня сложилось впечатление, что на досуге они подрабатывают следователями-дознавателями! В одной из компаний мы оформили комнату в нашем офисе на другую фирму, заключив договор о субаренде. По идее, она нам не принадлежала, поэтому там мы хранили документы теневой бухгалтерии. По всем статьям, налоговики не имели права проводить там обыск - мы же показали документы, что это чужая фирма. Но это не помогло. Видимо, не одни мы такие, и подобные вещи быстро распознают. Даже в рамках административной проверки инспекторы позволяют себе очень многое, мотивируя это обычно словами: "вы нас обманываете, а мы не имеем права проверить ваш шкаф?" Так как действуют работники налоговой молниеносно, то иногда не успеваешь сообразить, что к чему, а они уже все открыли, достали и посмотрели. Поэтому умом можно понять, что не надо теряться, а наоборот - следует погромче заявить о своих правах. Но об этом можно рассуждать со стороны, а когда оказываешься в такой ситуации, то все видится иначе. Чем еще можно себя оградить? Разместить бухгалтерский кабинет в самом дальнем углу здания, чтобы о проверке стало известно хотя бы за несколько минут - иногда этого достаточно, чтобы успеть что-то спрятать или вовсе удалить. Но все эти уловки хороши, если проверка небольшая. А если на фоне уголовного дела, то тут уж ничего не поможет".
Итак, выходит, что налоговые инспекторы на проверках часто превышают полномочия, психологически давят, загоняют в угол бухгалтера, и тому ничего не остается, как во всем признаться. Если проверка не носит уголовный характер, что следует уточнить у незваных гостей сразу, то всегда есть шанс сохранить теневую бухгалтерию в секрете. Но самым лучшим вариантом все же остается отсутствие "черной" бухгалтерии: когда нечего прятать и терять, то нечего и бояться.
С. Кузина,
корреспондент журнала "Расчет"
"Расчет", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru