"Под крылом самолета..."
(интервью с О. Зверевой, главным бухгалтером ОАО "Международный аэропорт Шереметьево")
Что собой представляет аэропорт, из чего он состоит, как функционирует, большинство пассажиров не знает. Ведь мы замечаем только верхушку айсберга, желая провести в терминале минимум времени. Как работает столичный аэропорт Шереметьево, чем живет и как обстоят дела в бухгалтерии, узнал Егор Миллер у главного бухгалтера ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Ольги Зверевой.
Лето. Как ни странно, пустое Ленинградское шоссе, небольшая автомобильная пробка в Химках. Поворот на Международное шоссе, и через несколько минут мы уже в Шереметьево. Сюда мы приехали, чтобы взять интервью у Ольги Зверевой, главного бухгалтера международного аэропорта Шереметьево. Журналисты "Расчета" уже общались с Ольгой Владимировной несколько лет назад, но за последние годы столичный аэропорт сильно изменился: открылось несколько новых терминалов, вырос пассажиропоток. Примечательно, что Шереметьево, в пику другим государственным предприятиям, готово открыто общаться со своими пассажирами. Примером тому - ставшее известным живое общение между генеральным директором аэропорта Михаилом Василенко и блогером Навальным, который, столкнувшись с реалиями столичного аэропорта, жестко высказался в своем дневнике о Шереметьево. Стоит напомнить, что руководитель аэропорта лично встречался с блогером, держа ответ на все, местами не самые удобные, вопросы, а позже в Интернете заработал блог самого Михаила Василенко, где он рассказывает о работе аэропорта, проблемах предприятия, и о том, как они решаются.
Такая доступность и возможность для рядовых пассажиров вносить предложения по улучшению работы аэропорта позитивно сказывается на имидже Шереметьево. Об этом и многом другом мы долго говорили с Ольгой Зверевой.
Впрочем, до того как начался наш разговор, Ольгу Владимировну пришлось подождать.
- Вы, наверное, слышали о том, что государство решило передать свой актив управляющей компании, - говорит Роман Генис - начальник пресс-службы Шереметьево, который повсюду нас сопровождает, - сейчас как раз проходит встреча с консультантами, которые помогают найти оптимальный способ решения этого вопроса.
Но вот главный бухгалтер Шереметьево свободна, и мы едем к терминалу "С", где можно начать беседу и сделать несколько фотографий.
Ольга Зверева производит впечатление человека открытого и часто улыбается.
- Обсуждали судьбу Шереметьево?
- Да. У нас сейчас работают консультанты, которых мы привлекли по результатам проведенного конкурса. К концу этого года должно быть готово предложение о перспективах развития и повышения эффективности работы аэропорта. Поскольку собственником компании является государство, то и решения принимаются на правительственном уровне. В частности, это относится к такому стратегически важному решению, как приватизация.
Примечание. "Вряд бы я работала главным бухгалтером, если б не была способна на риск. Но сравнивать риск пилота и риск главного бухгалтера неправильно. Хотя многие пилоты, скорее всего, не смогли бы работать бухгалтером".
- А что в итоге будет в Шереметьево?
- Может, это будет вывод на IPO или появится частный инвестор... Посмотрим... Ошибиться нельзя, событие судьбоносное для аэропорта и, соответственно, для его большого коллектива. Учитывая важность момента, в работе заняты все службы аэропорта, не только бухгалтерия.
- Не беспокоитесь, что могут начаться какие-то кадровые перестановки?
- Я только за то, чтобы аэропорт развивался. При этом кадровый вопрос очень важен для нас. Ведь многие работают в Шереметьево не один год, есть даже семейные династии. Пока же аэропорт на сто процентов является государственной собственностью.
- У вас большой штат сотрудников?
- Сейчас в бухгалтерии ОАО "МАШ" работают 79 человек, когда я пришла, их было 105. В настоящее время ведется большая работа по автоматизации учета - и бухгалтерского, и налогового, и управленческого. Аэропорт работает в системе SAP R/3, возможности которой очень обширны. Естественно, перейти на нее одномоментно невозможно, поэтому мы вводим ее модулями. Самый первый модуль, который ввели, - это модуль управления финансами FI. Внедрение модуля потребовало больших физических и моральных сил, однако все трудности были преодолены и в результате автоматизации существенно облегчился труд по ведению всех видов учета на предприятии.
Сейчас у нас идет обновление кадров, много молодежи. Сокращать штат нет смысла, потому что растет пассажиропоток, увеличивается количество договоров, другими словами, работы только прибавляется.
- У вас много сотрудников в бухгалтерии, некоторым наверняка больше тридцати - сорока лет, им сложно, наверное, переучиваться работе на новой системе. Как вы решаете этот вопрос?
- Особых проблем при переходе не возникло, потому что обучение и подготовка к работе в новой системе были поставлены на очень хороший уровень. Учились работники всех возрастов достаточно быстро и успешно; если требовались дополнительные консультации, то с этим проблем не возникало.
- Вы упомянули про молодых сотрудников. Как они устраиваются в коллективе?
- У нас действует система наставничества, когда каждого новичка курирует более опытный сотрудник. Самому человеку научиться сразу всему просто невозможно, даже запомнить структуру аэропорта - и то сложно (Ольга Владимировна показывает большой лист бумаги. - Прим. автора), ведь на вид это просто клеточки, а за каждой из них труд сотен человек, а то и больше. Всего в аэропорту работает более шести тысяч человек. В организации производственной деятельности очень сложные связи, надо знать, как взаимодействуют службы, как происходит сдача первичных документов. Пока новый человек вникнет в это, пока разберется, может пройти много времени. Поэтому более старшее поколение передает опыт молодому. Но это естественно, на мой взгляд, так должно происходить на каждом предприятии. У нас есть работающие пенсионеры, но постепенно мы их выводим из штата. Заключаем с ними срочные трудовые договоры, а в течение этого времени они готовят молодых специалистов, за что им больше спасибо.
Примечание. "Для обеспечения авиационной безопасности в нашем аэропорту делается все необходимое. Могу смело сказать, что ни один аэропорт России не уделяет так много внимания безопасности полетов, как наш".
- А ветераны сколько лет работают?
- У нас в этом году уходит женщина, которая сорок лет проработала в аэропорту, то есть практически с момента его основания. Я считаю, можно гордиться тем, что в бухгалтерии люди работают столько лет, это говорит о хорошей атмосфере в коллективе, о том, что сотрудники любят свою профессию.
- Когда такой большой коллектив, то, наверное, часто случаются конфликты. Как вы решаете эти вопросы?
- Я стараюсь не доводить до конфликтов в отделах, но бывают всякие случаи, это жизнь... Поэтому пытаемся их разрешить. Один из способов - это налаживание хороших отношений в отделах. Стараемся наладить понимание, тем более что большую часть жизни мы проводим на работе. И я могу сказать, что у нас есть команда, сплоченности которой способствуют и наши корпоративные мероприятия. Работники бухгалтерии очень активно участвуют в них, коллектив-то женский, а женщины легки на подъем, особенно если это мероприятия с привлечением детей. Например, "Спорт - слет". Работники аэропорта, и бухгалтерии в том числе, приходят семьями.
Примечание. "Я очень рада, когда появляется возможность посмотреть, чему-то научиться в других аэропортах. Мы посещаем и европейские аэропорты, и российские. Научиться чему-либо для меня очень важно".
- А что это за мероприятие?
- Каждый год летом, и этот год не будет исключением, у нас проводится "Спорт - слет". Мероприятие обычно устраивают на стадионе. Это такой большой спортивный праздник с соревнованиями между подразделениями аэропорта, играми, в которых участвуют и взрослые, и дети. Кроме конкурсов, устраивается концерт. Такие мероприятия, безусловно, сближают людей.
Новый год тоже, кстати, встречаем вместе всем коллективом.
- Раз уж мы затронули тему автоматизации, расскажите, какие есть особенности учета именно в аэропорту?
- Основная особенность в том, что аэропорт не производит готовую продукцию. Мы оказываем услуги. Аэропорт, конечно, большой, но система учета все равно одинакова и соответствует требованиям, предъявляемым как к большим, так и к малым предприятиям. Отличаются только объемы. В плане счетов особенностей нет. Для аналитики у нас открыто много субсчетов. Аэропорт Шереметьево оказывает широкий перечень услуг - как авиационных, так и неавиационных. Например, мы сдаем площади в аренду, оказываем транспортные услуги, у нас есть свой узел связи, распределяем электроэнергию, у нас свое коммунальное хозяйство, есть две котельные, свои скважины для добычи воды. Аэропорт Шереметьево - это целый город.
- Ольга Владимировна, учитывая то, сколько у вас обязанностей, нетрудно догадаться, что свободного времени совсем не хватает...
- Но чем-то нужно жертвовать, тем более что дети уже выросли. Так уж я устроена, что на работу, какой бы сложной она ни была, всегда иду с удовольствием, испытываю удовлетворение от каждого рабочего дня, несмотря на очень большую занятость.
- Вы по специальности тоже бухгалтер?
- Я закончила инженерно-экономический факультет и говорила, что буду работать экономистом и никогда не буду бухгалтером. Некоторое время даже работала по специальности, но профессия бухгалтера оказалась мне гораздо ближе. Вот так жизнь вносит свои коррективы, и в моем случае эта корректива оказалась очень правильной.
- Почему такое отношение к профессии было?
- Дело в том, что моя родная тетя как раз работала бухгалтером. Она всегда приносила бумаги домой, всегда была занята и вечерами, и в выходные дни. Когда бы я ни приехала к ней в гости, она всегда была вся в делах. Я думала, что не смогу так трудиться. Но когда попробовала поработать сначала экономистом, затем бухгалтером, то поняла, что вторая профессия мне намного ближе. Точность информации "до копейки", а уж когда найдешь "потерянную", то получаешь огромное удовлетворение от проделанной работы. За свои цифры я всегда готова отвечать. Если вспомнить то время, когда и главную книгу вели вручную, все счета по дебету, все счета по кредиту "сводили на уголок", "шахматки" (улыбается) - это же одно удовольствие. Кропотливость, усидчивость, любовь к цифрам, стрессоустойчивость и даже сила воли - вот основные качества, которыми должен обладать бухгалтер.
- А до того, как пришли работать в аэропорт Шереметьево, чем Вы занимались?
- До этого я трудилась главным бухгалтером на маленьком предприятии, которое выпускает детские игрушки. Много сложностей и там было, например, процесс приватизации. Решила перейти на другую работу, пришла сюда, в Шереметьево, бухгалтером второй категории. Вы представляете, что это такое - спуститься из главбухов до бухгалтера второй категории (смеется)? Думаю, не каждый на это согласится, это же фактически начинать все заново. Для себя решила, что это не проблема. Вскоре назначили ведущим бухгалтером, главным специалистом, начальником отдела, заместителем главного бухгалтера, а начиная с 2006 года я - главный бухгалтер ОАО "Международный аэропорт Шереметьево".
- Вы патриот своего дела?
- Конечно, ничуть не лукавлю, потому что жить другой жизнью я бы не смогла.
- А летать любите?
- А какой же работник аэропорта не любит летать? Абсолютно не испытываю чувство страха перед полетом. Да и время появляется подумать о накопившихся делах, ну и в любом случае все мысли возвращаются к работе, она все время в голове, даже если находишься в отпуске две недели (из-за количества дел не могу позволить себе роскошь уйти на более длительное время).
- И летаете всегда только из Шереметьево?
- Всегда только отсюда, это одно из обязательных условий поездки.
- Когда прилетаете в другую страну, обращаете внимание на другие аэропорты?
- Конечно. Наверное, все наши работники обращают внимание на то, как работают другие. Даже рядовой сотрудник заметит какие-то детали, которые могут не заметить пассажиры. Всегда задаю себе вопросы: а чем мы отличаемся, в чем мы лучше, в чем хуже? Я согласна с тем, что нам еще есть над чем работать, но мы сделали большой шаг вперед. Прогресс есть, и он чувствуется. Каждый борется за улучшения в своей работе, старается сделать качественней деятельность аэропорта в целом. Равнодушных очень мало остается. У нас собралась профессиональная команда, а это подчас является самым главным фактором слаженной и эффективной работы коллектива, даже такого большого, как в аэропорту Шереметьево.
Примечание. "Поработав и экономистом, и бухгалтером, я поняла, что второе мне намного ближе. Тут более точная информация. Ищешь какие-то копейки и получаешь удовольствие. Чтобы понять, о чем я говорю, наверное, нужно просто испытать это".
Е. Миллер
"Расчет", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru