Налоги через три столетия
Любая предпринимательская деятельность всегда связана с уплатой налогов. Можем ли мы сегодня представить себе государство, которое не требует от своих граждан налоговых отчислений? Кажется, что это невозможно. Как начиналась налоговая история в России и как прошлое находит свое отражение в настоящем, выяснила корреспондент журнала "Расчет" Светлана Кузина.
По стопам Петра I
Как бы некоторые предприниматели или частные лица ни сетовали на то, что приходится платить налоги, - это вполне оправданные шаги. Государство не может развиваться и заботиться о своих гражданах в полной мере, если будет бедным и нищим. Вопрос лишь в том, как прийти к компромиссу, чтобы все налоги были адекватными, приносили пользу казне и не выглядели как постоянные поборы. Как зародилась налоговая система в России? Что сохранилось в ней с прошлых времен?
Рассказывает историк и кандидат наук Дмитрий Новожилов: "Прошло целых три столетия, а основа налоговой системы мало изменилась со времен Петра. Наряду со всеми остальными новшествами он решил создать налаженную налоговую систему, так как понимал, что казне нужны деньги, и чем больше, тем лучше. Правда, в финансовых вопросах царь разбирался плохо, а потому наказал Сенату деньги с населения собирать, а вот схему, по которой это будет проходить, не предоставил. Именно в тот период начали появляться "прибыльщики" - сегодня мы их называем "налоговиками" - от которых требовалось придумывать способы, как можно собрать подати с народа - быстро и много. Работа эта была ответственная, поэтому Петр выбрал для нее близких себе людей - своего друга Курбатова, вице-губернатора Москвы Нестерова, Ершова, Акиныпина и многих других. Все они с удовольствием придумывали новые налоги с населения. Например, поземельный, померный, шапочный, сапожный, налог на бороду и многое другое. Налоги брались даже за бани, погребы или печные трубы. Петр и его приближенные старались сделать платежи максимальными, чтобы получить деньги если не за все, то за очень многое, впрочем, это и сегодня происходит в налоговой системе России. Хотя такие мелкие сборы приносят мало пользы казне - как тогда, так и сейчас, но при этом вызывают много недовольства со стороны населения".
Примечание. Петр обязал платить налоги за ношение бороды. Причем оценивалась она по-разному - купцы платили 100 рублей, а дворяне 60. Крестьяне могли позволить себе носить бороду бесплатно у себя в деревне, а при въезде в город и выезде из него платили за нее по 2 копейки.
При Петре действительно увеличилось количество косвенных налогов, при этом прямые налоги не претерпели никаких преобразований. Новых налогов было и в самом деле предостаточно, а их ставки то и дело менялись в сторону увеличения. Так что власть на местах позволяла себе брать лишнее и изобретать свои собственные поборы, которые не имели отношения к распоряжению царя.
За спиной у царя
Когда царь понял, что с косвенных налогов много денег не соберешь, он решил заняться реформой более серьезно и ввел налог на подушную подать. Рассказывает Дмитрий Федорович: "Царь понимал, какое неудовольствие вызовет его новшество, но тем не менее пошел на это. Первым делом была проведена перепись населения не только в городах, но и деревнях, с целью выяснить, сколько там проживает мужских душ. Еще не зная точно, чем это обернется, люди правильно подумали, что царь-самодур замыслил новый налог. И стало происходить то, что случается сегодня среди предпринимателей, когда им кажется, что государство проявляет излишнюю жадность: люди пытались уйти от налогов, они занижали количество душ, запутывали данные, откладывали подачу списков в надежде, что про них забудут. В итоге по окончании переписи населения получилась цифра в пять миллионов, которая не могла не насторожить Петра".
Увидев, что количество душ явно занижено, царь велел провести проверки на местах, аналогичные сегодняшним налоговым ревизиям. Крестьян заставляли платить вне зависимости от того, могут они нести эту повинность или нет - налог для всех был одинаков.
Примечание. В 1721 году подушный оклад составлял 95 копеек. Сумма эта для крестьян была довольно солидная, так как в те времена корова стоила 3 рубля. Через несколько лет налог снизился до 74 копеек.
"Еще одна параллель с сегодняшним днем - бесчинство на местах, - поясняет Новожилов. - Несмотря на то, что Петр был самодержец с крутым нравом, которого бы точно не обрадовало самоуправство на местах, за его спиной, и наказание бы за это последовало жестокое, местная власть все равно рисковала. Царь хотел сделать налоговую отчетность прозрачной, учесть каждую копейку, которая взимается с населения и поступает в казну, но его налоговые чиновники всячески этому мешали. Они сами искажали отчетность и часто со ста рублей, которые они взимали, допустим, с какой-то деревни, до казны доходили только 30, все остальное оседало в их карманах. Честных сборщиков было тогда не так уж много. Налоговые чиновники хотели прежде всего обогатиться, а польза государству считалась делом весьма второстепенным. Вот вам и сильная централизованная власть. Как видно, если человек захочет украсть, то может делать это и при грозном царе".
Однако результаты от таких налоговых проверок все-таки появились - подушные подати выросли практически в два раза.
Дело в менталитете
Действия Петра с налоговой реформой носят двойственный характер, как и многое из того, что он делал. С одной стороны, эти реформы были необходимы для дальнейшего развития государства, а с другой - они легли на плечи крестьян. Таким образом, были сделаны шаги к основательному их закрепощению. "Для купцов и дворян налоги были, возможно, неприятным моментом, но не такой уж большой проблемой. Они по-прежнему оставались богатыми, - рассказывает Дмитрий Федорович, - а вот крестьяне страдали, не могли отдать подушную подать, например, занимали у помещика, попадая таким образом к нему в рабство, потому что отдавать долг было нечем. Разумеется, сегодня все не так страшно, но нет-нет да и ходят недовольные разговоры о том, почему в России единый налог для всех? Почему и мелкие и крупные предприниматели платят одинаково? Получается, что заниматься в стране крупным бизнесом очень выгодно, а маленьким и средним - как раз наоборот. Параллель очевидна. Как видим, сменяются цари, эпохи, проходят столетия, а в основе системы ничего не меняется. Возможно, дело здесь в менталитете народа, который покорно платил налоговым чиновникам Петра и который покорно отдает сегодня все, что от него требуется, потому что "правительству виднее". Я не призываю кого-то к сокрытию доходов или к открытому бунту, просто действительно есть о чем задуматься".
Говорят, что история циклична и периодически повторяется. Пусть и не полностью, зато про многие яркие ее моменты можно сказать, что это уже было. А некоторые из них не меняются, и даже сквозь столетия можно провести параллели, удивиться, а возможно, и чему-то научиться.
С. Кузина,
корреспондент журнала "Расчет"
"Расчет", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru