Комментарий к Приказу ФСТЭК России от 31.03.2010 N 165 "Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля"
Правовое регулирование учета сделок ВЭД
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ) ФСТЭК России утвердила нормативный порядок учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля. Вышеназванный нормативный порядок учета внешнеэкономических сделок установлен в приказе ФСТЭК России от 31.03.2010 N 165 "Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля" (далее - приказ N 165). Этот нормативно-правовой акт содержит порядок, устанавливающий требования к ведению участниками внешнеэкономической деятельности учета совершаемых ими сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них для целей экспортного контроля. Согласно утвержденному порядку учет внешнеэкономических сделок должен вестись в учетном журнале по установленной форме как на бумажных носителях, так и в электронном виде (при условии, что все учетные записи будут продублированы в целях обеспечения их сохранности и выведения (при необходимости) на бумажные носители). Записи вносятся в учетный журнал по факту совершения внешнеэкономической сделки, т.е. на момент отражения произведенных по ней внешнеэкономических операций в учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет, независимо от сроков поступления платы за товары, информацию, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности или права на них, являющиеся предметом сделки. Участники внешнеэкономической деятельности предоставляют доступ к информации по учету внешнеэкономических сделок и документам, на основании которых он ведется, должностным лицам ФСТЭК России или ее территориальных органов при осуществлении ими государственного контроля или надзора.
В приложении к данному приказу ФСТЭК России приведена форма журнала учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля.
Проанализируем подробно некоторые важные правовые положения этого нормативного акта.
Различные аспекты
В соответствии с нормами ст. 2 Закона N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" вышеназванный порядок учета внешнеэкономических сделок в целях экспортного контроля распространяется только на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или прав на них, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Однако экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или прав на них, являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Таким образом, правовое действие приказа N 165 распространяется исключительно на участников внешнеэкономической деятельности в отношении оборота отдельных объектов гражданских прав, за исключением вооружения и военной техники, иной продукции военного назначения.
Автор считает необходимым отметить, что нормативные положения данного приказа могут быть использованы по аналогии закона любым участником внешнеэкономической деятельности в целях учета заключенных внешнеэкономических сделок для контрольно-надзорных целей, поскольку его правовые нормы содержат подробный порядок учетных операций по таким сделкам. В свою очередь, применение по аналогии закона правовых положений этого приказа может позволить любому участнику внешнеэкономической деятельности избежать различных правовых споров с уполномоченными государственными органами при проведении в отношении него различных контрольных или надзорных мероприятий. Ниже подробно проанализируем некоторые правовые нормы приказа N 165.
В соответствии со ст. 23 Закона N 183-ФЗ любые российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них для целей экспортного контроля.
Любые документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации (ст. 23 Закона N 183-ФЗ). В соответствии с п. 1.1 Порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, утв. приказом N 165, устанавливаются нормативные требования к ведению российскими участниками внешнеэкономической деятельности учета совершаемых ими внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них для целей экспортного контроля, в т.ч. с сырьем, материалами и оборудованием, - при их вывозе за пределы Российской Федерации, а также передаче иностранному лицу или международной организации на территории Российской Федерации; научно-технической информацией, за исключением общедоступной информации, в виде программного обеспечения, чертежей, схем, расчетов, диаграмм, инструкций, отчетов и иных документов, относящейся к разработке, изготовлению, испытаниям и использованию, применению конкретного сырья, материалов и оборудования, - в случае ее передачи, в т.ч. осуществляемой по электронным каналам связи, или посредством пересылки в почтовом отправлении, или раскрытия иным образом иностранному лицу или международной организации; работами и услугами, включая образовательные, научно-технического характера, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них, за исключением результатов интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлена правовая охрана, имеющими отношение к вышеназванному сырью, материалам, оборудованию и информации, - если заказчиком таких работ, получателем услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также приобретателем прав на них является иностранное лицо или международная организация.
К вышеназванным контролируемым материалам, оборудованию, сырью и научно-технической информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности или прав на них относятся вышеуказанные объекты внешнеэкономической деятельности, в силу своих особенностей и свойств способные внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 Закона N 183-ФЗ).
В соответствии с действующим законодательством российскими участниками внешнеэкономической деятельности являются граждане Российской Федерации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или перемещающие товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности или права на них через таможенную границу Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в т.ч. физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с российским законодательством (ст. 1 Закона N 183-ФЗ).
К иностранным относятся юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены, а также физические лица, чья гражданская правоспособность и гражданская дееспособность определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, чья гражданская дееспособность определяется по праву иностранного государства, где они имеют постоянное место жительства (ст. 1 Закона N 183-ФЗ).
Документальные вопросы
Проанализируем нормативный порядок ведения учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля. В соответствии с пп. 1.2-1.8 Порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля учет вышеуказанных внешнеэкономических сделок ведется в журнале их учета или учетном журнале по установленной форме. Форма данного журнала приведена в приложении N 2 к приказу N 165. Российский участник внешнеэкономической деятельности может вести данный учетный журнал как на бумажных носителях, так и в электронном виде, при условии что все учетные записи продублированы в целях обеспечения сохранности на электронных носителях информации и имеется возможность для их выведения на бумажные носители. Однако учетный журнал в случае его ведения на бумажном носителе должен быть прошнурован и пронумерован. На последней странице необходимо проставить дату начала ведения этого журнала и количество содержащихся в нем страниц. Эти сведения подтверждаются подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и должны быть обязательно заверены его печатью или печатью индивидуального предпринимателя, если он ее имеет.
В случае ведения учетного журнала в электронном виде любой российский участник внешнеэкономической деятельности обязан не позднее месяца после окончания календарного года вывести его на бумажные носители с обязательным соблюдением вышеуказанного нормативного порядка. Ведение данного учетного журнала осуществляется уполномоченным должностным лицом российского участника внешнеэкономической деятельности. Следовательно, любой участник ВЭД обязан назначить уполномоченного работника для ведения этого учетного журнала. Данное назначение может быть оформлено приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, перед назначением вышеуказанного уполномоченного должностного лица любой участник внешнеэкономической деятельности должен разработать корпоративный нормативный акт в форме должностной инструкции или отдельного положения о порядке ведения учета внешнеэкономических сделок в целях экспортного контроля. Вышеназванные документы смогут помочь участнику ВЭД преодолеть различные правовые барьеры в реализации своей предпринимательской деятельности и избежать различных правовых или судебных споров с уполномоченными государственными органами при осуществлении ими своих контрольно-надзорных полномочий.
Каждая запись в учетном журнале обозначается номером с проставлением даты, когда она была произведена. Эти записи формируются на основе полученных коммерческих, транспортных, перевозочных, таможенных и иных необходимых сведений о заключении внешнеэкономической сделки. Записи должны быть внесены в учетный журнал по факту совершения внешнеэкономической сделки, т.е. на момент отражения произведенных по ней внешнеэкономических операций в учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет, независимо от сроков поступления платы за товары, информацию, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности или прав на них, являющихся предметом сделки. Записи могут содержать ссылки на учетные документы с указанием их местонахождения. В этом случае соответствующие сведения из учетных документов считаются охваченными учетной записью.
Исправление ошибок в учетном журнале должно быть обосновано, подтверждено подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лица, уполномоченного на его ведение, и заверено печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. Ведение учетного журнала, любое документирование фактов, относящихся к внешнеэкономическим сделкам, осуществляется на русском языке. Учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Устранение пробелов
В заключение необходимо отметить некоторые нормативные положения вышеназванного Порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля. Все участники ВЭД должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета совершаемых внешнеэкономических сделок. Они предоставляют доступ к информации по учету внешнеэкономических сделок и документам, на основании которых ведется учетный журнал, должностным лицам ФСТЭК России или ее территориальных органов при осуществлении ими в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и в пределах предоставленных им государственных контрольно-надзорных полномочий соответствующей деятельности. Действующее российское законодательство устанавливает различные виды правовой ответственности за нарушение участниками внешнеэкономической деятельности нормативных положений вышеназванного Порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля.
Статья 30 Закона N 183-ФЗ устанавливает виды нарушений законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля: создание препятствий для выполнения должностными лицами ФСТЭК России их функций; необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие; нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или правами на них для целей экспортного контроля.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а также нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
После правового анализа вышеназванных нормативных положений действующего российского законодательства в области экспортного контроля за осуществлением деятельности участников внешнеэкономической деятельности необходимо отметить: своевременное утверждение ФСТЭК России вышеназванного Порядка в целях реализации правовых норм Закона N 183-ФЗ позволит устранить различные правовые пробелы в действующем российском законодательстве в области экспортного контроля и разграничит компетенцию различных государственных органов в целях реализации своих полномочий.
Нормативный порядок учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля позволит любым участникам ВЭД преодолеть правовые барьеры в разрешении возможных споров с уполномоченными государственными органами и осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках действующего российского законодательства.
П.Б. Логинов,
член Палаты налоговых консультантов РФ
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1