Комментарий к Приказу ФСТ России от 09.12.2009 N 317 "Об утверждении Порядка использования электронной цифровой подписи в Единой информационно-аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования"
Перечень удостоверяющих центров
Все большее распространение сегодня получают электронные документы: цифровая аудио- и видеозапись, цифровое фото, электронные страницы, пластиковые карты, SMS-сообщения, файлы и программы для ЭВМ, базы данных, бездокументарные ценные бумаги. Важнейшим направлением использования электронных документов является электронное правительство, под которым понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Приказом ФСТ России от 09.12.2009 N 317 утвержден Порядок использования электронной цифровой подписи при совершении обмена электронными документами между Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, республиканские и региональные службы по тарифам, специализированные департаменты и проч.), субъектами регулирования, т.е. субъектами естественных монополий, энергосбытовыми организациями (генерирующими компаниями, гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население).
Приказ обозначает в качестве субъектов регулирования как коммерческие, так и некоммерческие организации (п. 3 Порядка использования ЭЦП). Таким образом, вопреки неверному мнению многих специалистов, косвенно подтверждается высказанный автором тезис о том, что к числу энергосбытовых компаний могут относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации*(1).
Приказом предписывается провести мероприятия по созданию сети доверенных удостоверяющих центров единой информационно-аналитической системы, объединяющей в виртуальном электронном пространстве регулирующие органы (ФСТ, РЭК) и подведомственные им организации (п. 3).
Потенциально удостоверяющим центром может быть юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация), орган исполнительной власти или его подразделение. Однако комментируемым приказом установлено, что удостоверяющим центром может быть только юридическое лицо (п. 5 Порядка). В настоящее время в России создано более 300 различных удостоверяющих центров для регистрирования электронных цифровых подписей. Но они практически не взаимодействуют между собой, что не позволяет создать единое безопасное пространство электронного взаимодействия. Поэтому Федеральная служба по тарифам вынуждена создавать собственные удостоверяющие центры. К этой работе должны быть привлечены холдинговые энергосбытовые компании, компании, являющиеся правопреемниками реформированных акционерных обществ электроэнергетики и электрификации, субъекты естественных монополий. В соответствии с п. 16 Порядка в сеть доверенных удостоверяющих центров могут входить удостоверяющие центры органов власти и органов местного самоуправления, а также коммерческие удостоверяющие центры. Энергосбытовые организации могут создавать коммерческие центры как для собственных нужд (вхождение в систему единого виртуального электронного киберпространства), так и для других регулируемых организаций (например, для так называемых гарантирующих поставщиков "второго уровня").
Пакет необходимых документов
В соответствии с Порядком удостоверяющие центры, обеспечивающие обмен информацией между участниками электронного документооборота, должны представить в ФСТ России следующие документы:
- лицензию на телематические услуги связи;
- лицензию на оказание услуг по цифрованию информации;
- сертификаты программного обеспечения, позволяющего осуществить передачу статистической отчетности в электронном виде и выдачу участникам информационного обмена соответствующих подтверждений;
- подтверждающие наличие телекоммуникационной инфраструктуры;
- подтверждающие наличие необходимого штатного подразделения, обладающего технологическими и кадровыми возможностями обслуживания абонентов, желающих воспользоваться услугами удостоверяющего центра.
Основной функцией удостоверяющего центра является подтверждение, что электронная цифровая подпись на электронном документе действительно принадлежит лицу, от которого исходит документ. Условие широкого применения электронного документа - наличие реквизита, позволяющего идентифицировать его автора. Электронная цифровая подпись дает возможность однозначно идентифицировать субъектов электронного взаимодействия, дату и время взаимодействия, гарантировать целостность, неизменность и идентичность информации, отправляемой одним участником другому. Согласно п. 18 Порядка представление информации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в электронном виде.
Участники единого пространства могут обмениваться и неподписанными электронными документами. "Отчеты, не заверенные ЭЦП, не являются электронным документом и рассматриваются исключительно как техническая копия бумажного отчета", - сказано в приказе (п. 2 приложения N 1 к Порядку). Зачастую субъектов, общающихся посредством телекоммуникационной сети, интересует не необходимость идентифицировать участников общения, а возможность шифрования информации, которой они обмениваются. Согласно Порядку при передаче информации будут применяться самые передовые и криптографические средства ее защиты.
В.Г. Нестолий,
старший преподаватель кафедры гражданского права
и процесса ИрЮИ (ф) РПА Минюста России
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Шульгина О.Ю. Легальное определение энергосбытовой организации // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. - М.: Иркутск, 2009. Вып. 6. С. 135-143.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1