Комментарий к Федеральному закону от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Многочисленные поправки
Рассматриваемым Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 65-ФЗ) внесены изменения в Федеральные законы от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом регулирования указанного нормативного акта является в основном регламентация особенностей несостоятельности финансовых организаций и порядок осуществления мер по предупреждению их банкротства. Финансовые организации являются достаточно серьезными экономическими субъектами хотя бы потому, что способны аккумулировать немалые величины капитала. Значит, возникшие у них финансовые трудности потенциально могут оказаться чувствительными для всей экономики. Еще одна особенность финансовых организаций - они обладают преимущественно "легкими" активами. Поэтому важно обеспечить получение своевременной и объективной информации о финансовом положении компании. К тому же они неизбежно являются участниками гражданско-правовых отношений, противоположной стороной в которых выступают граждане. В связи с этим ситуация несостоятельности неизбежно затрагивает их интересы как экономически более слабых субъектов.
Анализ включенных Законом N 65-ФЗ новелл также показывает, что при его подготовке авторами отчасти был использован опыт организации процедур банкротства банков, в т.ч. Агентства по страхованию вкладов. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающая в целях гармонизации методов осуществления пруденциального надзора*(1) на финансовом рынке, особенно при ликвидации его участников, завершение работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации о банкротстве финансовых организаций с учетом норм о банкротстве кредитных организаций.
Ниже более подробно проанализированы наиболее важные поправки, внесенные Законом N 65-ФЗ. Как полагают эксперты, они будут способствовать повышению эффективности мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций и проведению процедур их банкротства как механизма пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, принятие Закона N 65-ФЗ позволяет повысить степень защиты материальных прав граждан, являющихся клиентами финансовых организаций, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве или введена процедура банкротства.
Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Большинство поправок в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) имеет отсылочный характер, поскольку они касаются действий, регулируемых Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Это относится к принятию решений о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации, в т.ч. в случаях приостановления действия лицензии и ее отзыва (см. дополнения, внесенные в ст. 30 (подп. 6), 32.8 Закона N 4015-1).
В отношении существенных поправок в Закон N 4015-1 следует обратить внимание на следующее.
Ранее минимальный размер уставного капитала в сумме 30 млн. руб. (с применением к нему различных повышающих коэффициентов в зависимости от объекта страхования) устанавливался для всех страховщиков*(2).
Теперь указанный минимальный размер уставного капитала устанавливается только для страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование как в добровольной, так и в обязательной форме (см. новую редакцию абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1). Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб., с применением к нему различных коэффициентов. Размер этих коэффициентов и порядок их применения не изменился.
Вопрос о четырехкратном увеличении уставного капитала страховщика решался непросто. Так, в процессе обсуждения законопроекта со стороны Администрации Президента РФ и Минфина России высказывались сомнения в необходимости такого шага. Минфин России, в частности, отметил: столь резкое увеличение капиталов для страховщиков скажется на доступности страховых услуг в регионах, где из существующих ныне двух десятков профессиональных перестраховщиков могут остаться единицы. Как заявили в Департаменте финансовой политики Минфина России, нет четкого ответа на вопрос, откуда страховщики за два года возьмут эти средства. Следует также определиться, что важнее: большие размеры капитала и непонятные активы или качественные активы при меньших капиталах.
Были высказаны и противоположные мнения. Так, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку В.М. Резник заявил, что новые требования приведут к очищению рынка страховщиков. Глава Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) А.П. Коваль также высказался за четырехкратное увеличение капиталов. По его словам, "страховщики не предлагали никаких других сумм по требованию к капиталам. Такое ощущение, что их это не особенно волнует".
По данным Росстрахнадзора, компании с уставным капиталом до 120 млн. руб. составляют 55% общего числа страховых компаний, но при этом собирают лишь 7% национальной страховой премии*(3).
Страховщики с уставным капиталом от 120 до 240 млн. руб. собирают 10%, а страховые компании с уставным капиталом более 480 млн. руб. (11% общего числа) - 78% премии.
В целом минувший 2009 год был тяжелым для российских страховщиков. Рынок показал существенное падение - снижение сборов началось еще в конце 2008 года и набирало обороты на протяжении всего 2009 года. По данным Росстрахнадзора, в январе-марте страховщики собрали 139,1 млрд. руб. (без учета обязательного медицинского страхования), во II квартале - 132,7, в III квартале - 121,3 млрд. руб.
Анализ мнений экспертов о тенденциях развития страхового рынка в 2010 году показывает, что большинство из них также считают текущий год весьма сложным. Так, по мнению генерального директора компании "РОСНО" Х. Чопры, в 2010 году конкуренция станет жестче. Рынок по-прежнему будет страдать от демпинга (необоснованного снижения цен). Число участников уменьшится, предстоит значительное перераспределение собственности в связи с банкротством не только небольших игроков, но и игроков среднего размера. Произойдет снижение прибыльности, ведь показатели, сложившиеся в 2009 году, в основном являются плодами докризисных времен. Поэтому по итогам 2010 года картина заметно изменится и общая прибыльность страхового рынка упадет как минимум на 50%.
Как считает президент страховой группы "Капитал" Р. Алиев, главная проблема, с которой столкнутся компании, - недостаточность ликвидности. При отсутствии у большинства операторов возможности получить внешнюю подпитку разбалансировка входящих и исходящих денежных потоков неминуема. Борьба страховщиков за желающего минимизировать расходы на страхование клиента приводит к вынужденному демпингу и, как следствие, росту убыточности и постепенному увеличению объемов заявленных, но не урегулированных убытков. Еще одна проблема на рынке корпоративного страхования - желание большинства клиентов прописать в договорах страхования такие графики платежей, чтобы в начале договора заплатить минимум, а основные объемы отнести как можно дальше, "на потом". И эта проблема ничуть не меньшая, чем сокращение объемов страхования.
Закон "О рынке ценных бумаг"
В Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) внесены всего три поправки. Главная из них заключается в следующем. В случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг при осуществлении ими функций по ведению реестра требований кредиторов, а также требований, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление такой деятельности (см. новый абзац в п. 4 ст. 44 Закона N 39-ФЗ).
Закон "О негосударственных пенсионных фондах"
В Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) внесены пять поправок, связанных с уточнением:
- понятийного аппарата (введено понятие "актуарный дефицит" - превышение актуарной стоимости обязательств над актуарной стоимостью активов фонда);
- порядка действий при аннулировании лицензий. Так, решение об аннулировании лицензии в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства принимается уполномоченным федеральным органом в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения суда (см. новый п. 8.1 ст. 7.2 Закона N 75-ФЗ). Кроме того, при аннулировании лицензии фонда в связи с признанием его банкротом и открытием конкурсного производства временная администрация не назначается (см. новый п. 6.1 ст. 34.1 Закона N 75-ФЗ);
- порядка применения мер по предупреждению банкротства фонда в части деятельности временной администрации при выявлении оснований для применения мер по предупреждению банкротства фонда (см. новый п. 14 ст. 34.1 Закона N 75-ФЗ).
Закон "Об инвестиционных фондах"
Одна из поправок в Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) связана с возможностью принятия федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг решения о применении мер по предупреждению банкротства акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (см. новый п. 4 ст. 61 Закона N 156-ФЗ).
Кроме того, введены новые нормы, регулирующие действия временной администрации и федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, связанные с появлением оснований для применения мер по предупреждению банкротства управляющей компании и прекращением деятельности временной администрации, назначенной по иным основаниям (см. новый п. 10 ст. 61.4 Закона N 156-ФЗ).
Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Статьей 25 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) установлены различные функции и полномочия профессионального объединения страховщиков*(4).
В частности, указанное объединение:
- обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения и его членов правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение;
- представляет и защищает в различных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования;
- осуществляет компенсационные выплаты потерпевшим в соответствии с учредительными документами профессионального объединения и требованиями Закона N 40-ФЗ.
В рассматриваемую статью 25 внесена новая норма, в соответствии с которой профессиональное объединение страховщиков обязано компенсировать недостающую часть активов при передаче страхового портфеля за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
На основании ст. 26 Закона N 40-ФЗ профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для указанного объединения и его членов. Эти правила должны содержать различные требования к профессиональной деятельности объединения, в частности в отношении порядка и условий:
- рассмотрения членами объединения требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами профессионального объединения, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат;
- осуществления объединением компенсационных выплат потерпевшим, в т.ч. очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения и др.
Статья 26 дополнена требованием к действиям членов профессионального объединения страховщиков и оформлению ими документов при передаче страхового портфеля в части дополнительных условий и особенностей передачи страхового портфеля, в т.ч. выбора страховщика, которому передается страховой портфель, при применении мер по предупреждению его банкротства и в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, порядка определения размера и выплаты страховщику, которому передан страховой портфель, соответствующего вознаграждения (см. новую редакцию ст. 26 Закона N 40-ФЗ).
Закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Поправки в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) являются самыми многочисленными. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Уточнение общих положений о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций
В действующем законодательстве нет четкого определения, однозначно трактующего понятие "финансовая организация". Во многом это связано с тем, что деятельность разных финансовых организаций содержательно различается. Поэтому Закон N 65-ФЗ не вводит какое-то конкретное понятие, а лишь перечисляет субъекты, относящиеся к числу финансовых организаций: кредитные организации; страховые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; негосударственные пенсионные фонды; специализированные депозитарии; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (см. новую редакцию ст. 180 Закона N 127-ФЗ).
При этом важно подчеркнуть: особенности банкротства кредитных организаций регламентируются исключительно Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", поэтому поправки, внесенные Законом N 65-ФЗ, не распространяются на кредитные организации. Таким образом, в силу исторического развития правового института кредитных организаций, а также ввиду особого социально-экономического значения и влияния деятельности крупных кредитных организаций на экономическое благосостояние в обществе они выделены в особую группу юридических лиц.
Функции и полномочия временной администрации
Вопросам создания и деятельности временной администрации финансовой организации (далее - ВАФО) придается важнейшее значение. Так, в Закон N 127-ФЗ введено 12 новых статей, непосредственно регулирующих вопросы назначения ВАФО, определения ее задач, целей и функций, установления сроков деятельности ВАФО и оснований для прекращения ее деятельности (в т.ч. досрочной) и др. (см. ст. 183.2, 183.5-183.8, 183.10-183.12, 183.14, 183.15, 183.21, 183.22 в новой редакции Закона N 127-ФЗ).
Институт ВАФО введен как универсальная мера по предупреждению банкротства финансовых организаций. По мнению экспертов, эта мера доказала свою эффективность в банковской сфере, и ее распространение на иные финансовые организации представляется удачным решением.
Под ВАФО понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом.
Целями назначения ВАФО являются восстановление платежеспособности финансовой организации (далее - Организация) и (или) обеспечение сохранности ее имущества. Соответственно, для этого ВАФО должны быть приняты необходимые меры по предупреждению банкротства Организации и обеспечен контроль за применением таких мер, а также устранены основания для приостановления или ограничения действия лицензии Организации.
Контрольный орган назначает ВАФО в случаях (при отсутствии уведомления Организацией контрольного органа о наличии соответствующих обстоятельств):
- неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. Под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований;
- неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения.
Руководитель ВАФО несет ответственность перед Организацией и ее кредиторами за причинение им убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на ВАФО обязанностей. При этом ВАФО вправе:
- давать обязательные для исполнения распоряжения работникам Организации в целях осуществления задач, возложенных на ВАФО;
- обращаться в суд от имени Организации с заявлением о признании сделок, совершенных Организацией или за ее счет, недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
На период деятельности ВАФО полномочия исполнительных органов Организации ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.
В случае приостановления полномочий указанных органов (см. ст. 183.9 и 183.11 в новой редакции Закона N 127-ФЗ) их полномочия осуществляются ВАФО, которая, в частности:
- разрабатывает меры по восстановлению платежеспособности Организации, организует и контролирует их реализацию;
- выявляет кредиторов Организации и размер их требований по денежным обязательствам;
- принимает меры по взысканию задолженности перед Организацией.
Исполнительные органы Организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами Организации. Решения иных органов управления Организации по вопросам выплаты дивидендов, выкупа либо приобретения размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), одобрения крупных сделок, другие решения, которые могут повлечь за собой увеличение кредиторской задолженности Организации, вступают в силу только после их согласования с ВАФО.
В случае ограничения полномочий исполнительных органов Организации (см. ст. 183.9 и 183.10 в новой редакции Закона N 127-ФЗ) ВАФО также участвует в разработке соответствующих мер по восстановлению ее платежеспособности и контролирует реализацию этих мер. При этом ВАФО дает согласие на совершение органами управления Организации сделок, связанных:
- с передачей недвижимого имущества Организации в аренду, в залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
- распоряжением иным имуществом Организации, балансовая стоимость которого составляет более одного процента балансовой стоимости ее активов;
- получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требования и переводом долга, прощением долга, новацией, отступным.
ВАФО также вправе обратиться в контрольный орган с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления Организации, если ее руководитель, его заместитель, другие работники препятствуют осуществлению функций ВАФО или необходимо применить меры по предупреждению банкротства Организации.
Основными мерами по предупреждению банкротства Организации являются (см. ст. 183.1, 183.3, 183.4 в новой редакции Закона N 127-ФЗ):
- оказание ей финансовой помощи со стороны учредителей, участников и иных лиц;
- изменение структуры активов Организации (в т.ч. приведение их в соответствие со сроками обязательств в целях обеспечения их исполнения; сокращение расходов на обслуживание долга и расходов на управление; продажу или передачу активов, не приносящих дохода);
- изменение структуры пассивов Организации (в т.ч. увеличение размера собственных средств; снижение размера или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов);
- реорганизация Организации (в т.ч. путем прекращения деятельности структурных подразделений, а также филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения Организации либо другими способами, обеспечивающими устранение причин, вызвавших необходимость осуществления мер по восстановлению ее платежеспособности).
Соответственно, план восстановления платежеспособности должен содержать не только анализ финансового состояния Организации, но и перечень мер по предупреждению ее банкротства и сроки их применения. К указанному плану прилагаются документы, подтверждающие реальность исполнения мер по предупреждению банкротства.
Применительно к рассмотрению задачи обеспечения принятия оперативных мер, направленных на недопущение банкротства Организации, следует привести признаки ее банкротства (см. ст. 183.16 в новой редакции Закона N 127-ФЗ):
- сумма требований кредиторов в совокупности составляет не менее 100 тыс. руб. и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
- не исполненное в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решение суда, арбитражного или третейского суда о взыскании с Организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
- стоимость имущества (активов) Организации недостаточна для исполнения денежных обязательств перед кредиторами и по уплате обязательных платежей;
- платежеспособность Организации не была восстановлена в период деятельности ВАФО.
Данные признаки должны присутствовать не в совокупности, т.е. Организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов при наличии хотя бы одного из указанных признаков банкротства.
Рассматривая срок неисполнения требований, целесообразно отметить: при написании законопроекта высказывались предложения о его сокращении, а также о снижении размера задолженности по обязательствам. Основанием для подобных высказываний послужило следующее: для финансовых компаний, имеющих дело в основном с денежными средствами, не составит особого труда обеспечить необходимые выплаты в кратчайшие сроки. Однако, как отмечали некоторые эксперты, установление небольших сроков неисполнения обязательства и размера задолженности может привести к резкому увеличению количества заявлений о признании той или иной компании банкротом. Ряд других экспертов, наоборот, предлагали увеличить срок неисполнения по обязательствам и размер задолженности. Указанная позиция тоже не лишена определенных недостатков. Так, увеличение сроков может привести к затягиванию процесса определения истинного финансового состояния компании, ущемлению интересов кредиторов, а увеличение размера задолженности - к неравенству требований кредиторов и преимуществу более крупных из них. Данная ситуация в принципе не должна допускаться, учитывая, что финансовая компания осуществляет предпринимательскую деятельность и как профессиональный предприниматель обязана организовать ее таким образом, чтобы были удовлетворены все требования, которые она приняла на себя в качестве обязательств, особенно если контрагентами выступают граждане - менее защищенные категории субъектов экономического оборота.
Целесообразно также отметить следующее нововведение: при рассмотрении дела о банкротстве Организации предусмотренные Законом N 127-ФЗ финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются (ст. 183.17 этого Закона в новой редакции). Аналогичная норма действует и в отношении кредитных организаций. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона 25.02.1999 N 40-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 N 195-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" при банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом N 127-ФЗ, не применяются.
Арбитражный процесс по делу о банкротстве организации
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании Организации банкротом обладают ВАФО, контрольный орган и конкурсный кредитор (ст. 183.19).
В арбитражном процессе наряду с другими лицами участвует контрольный орган (ст. 183.18). Упомянутые "другие лица" уже были определены Законом N 127-ФЗ до внесения в него изменений Законом N 65-ФЗ. К этим лицам (ст. 35), в частности, относятся:
- уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов РФ, муниципальных образований - соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
- представители работников должника; собственника имущества должника - унитарного предприятия; учредителей (участников) должника; собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну.
Перечень документов, прилагаемых к заявлениям ВАФО и контрольного органа о признании Организации банкротом, порядок принятия такого заявления, возбуждение производства по делу о банкротстве, особенности судебного разбирательства указанного дела установлены новыми ст. 183.22-183.24 Закона N 127-ФЗ.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить Организации, ее представителю, учредителям, участникам, саморегулируемой организации, финансовой организации, членом которой является Организация, кредиторам, предъявившим требования к должнику, а также иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром заявленных требований кредиторов и основаниями для включения требований в реестр заявленных требований кредиторов Организации (в т. ч. с заявленными требованиями и приложенными к ним документами). Процедуры составления реестра заявленных требований кредиторов, а также представления возражений требований кредиторов и порядка их признания регламентируются ст. 183.26 новой редакции Закона N 127-ФЗ.
Особенности банкротства отдельных категорий должников
В главу IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Закона N 127-ФЗ внесены изменения, связанные с деятельностью страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (см. новые ст. 184.1-184.11, 185.1-185.7, 186.11).
По страховым организациям определены:
- действия указанных организаций, невыполнение которых считается отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам;
- дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства этих организаций;
- особенности определения признаков их банкротства;
- особенности осуществления функций ВАФО страховой организации в случае приостановления полномочий ее исполнительных органов;
- особенности заявления о признании страховой организации банкротом;
- различные правовые требования страхователей и иных лиц в случае признания страховой организации банкротом и открытия конкурсного производства;
- порядок продажи имущественного комплекса и страхового портфеля указанной организации;
- порядок передачи страхового портфеля указанной организации;
- особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации;
- порядок утверждения мирового соглашения (оно может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей, задолженности по требованиям застрахованных лиц, выгодоприобретателей, страхователей по договорам обязательного страхования, а также требованиям, связанным с возмещением сумм компенсационных выплат и расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования). По профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам установлены:
- особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - участник рынка ценных бумаг, управляющая компания);
- особенности последствий назначения ВАФО профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании;
- порядок ведения реестра клиентов участника рынка ценных бумаг, управляющей компании;
- порядок ведения наблюдения в отношении участника рынка ценных бумаг, управляющей компании;
- особенности удовлетворения требований клиентов участника рынка ценных бумаг, управляющей компании;
- особенности конкурсного производства в отношении участника рынка ценных бумаг, управляющей компании;
- особенности продажи имущества участника рынка ценных бумаг, управляющей компании.
По негосударственным пенсионным фондам (далее - пенсионные фонды) установлены особенности их банкротства и дополнительные основания для применения мер по его предупреждению.
Кроме того, определен порядок покрытия расходов ВАФО пенсионного фонда и особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве пенсионного фонда.
Отдельными, вновь введенными статьями регулируются:
- особенности использования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также порядок использования конкурсным управляющим отдельных специальных банковских счетов должника для зачисления средств пенсионных резервов, пенсионных накоплений и средств, составляющих имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности пенсионного фонда;
- порядок удовлетворения требований кредиторов за счет средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений;
- особенности удовлетворения требований кредиторов пенсионного фонда;
- порядок передачи обязанности по выплате негосударственной пенсии;
- особенности продажи имущества пенсионного фонда;
- ограничения продажи предприятия и замещения активов пенсионного фонда.
Закон N 65-ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 26 апреля 2010 года), за исключением подп. "а" п. 3 ст. 1, вступающего в силу с 1 января 2012 года.
Указанным подпунктом определено, что минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование в форме как добровольного, так и обязательного страхования, устанавливается в сумме 30 млн. руб.
Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб., и соответствующих коэффициентов.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пруденциальный надзор за участниками рынка ценных бумаг - система нормативов их деятельности, а также предъявление современных требований к отчетности, поступающей от профессиональных участников рынка, для оценки и управления рисками, возникающими в результате деятельности инвестиционного института, что предусматривает систему мер, направленных на обеспечение соблюдения таких нормативов и требований, а в случае возможности банкротства финансового института - меры по исправлению ситуации.
*(2) Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
*(3) Страховая премия - денежная сумма в валюте Российской Федерации, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с договором обязательного страхования (п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
*(4) Профессиональное объединение страховщиков - некоммерческая организация, действующая в установленном порядке в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и разработки правил профессиональной деятельности (п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1