"Закормленная кадрами Москва... работает под потолками Armstrong" (интервью с С. Якуниным, генеральным директором и главой представительства Armstrong World Industries в СНГ)
Подходит ли поговорка "Тише едешь - дальше будешь" к бизнесу? Принято считать, что нет. Идеал таков: лидеры должны быть жесткими, ловящими цель на лету, одинокими волками. Кто не таков, страшно сказать, неэффективен. Журнал "Управление персоналом" взял интервью у генерального директора и главы представительства Armstrong World Industries в СНГ Сергея Якунина, являющего собой противоположный пример руководителя. Так чья тактика жизнеспособнее?
Москва, закормленная кадрами
- В Москве очень трудно найти хороший персонал. Москва слишком избалована и закормлена, - утверждает Сергей Якунин. - Если вы имеете дело с людьми за сорок - сорок пять, то у них нет проблем с образованием, с ответственностью, но есть проблемы с расстановкой приоритетов. Им нужно обязательно взять три дня в мае, чтобы поехать посадить картошку... Этим людям сложно вписаться в западную компанию. Если вы имеете дело с молодыми сотрудниками, то сталкиваетесь с проблемами совершенно другого рода: с безответственностью, с непониманием молодыми сотрудниками того, что они делают в жизни, с огромными проблемами с образованием. Четыре года назад мы вынуждены были ввести диктант при поступлении на работу, потому что, когда я увидел письма, которые эти люди пишут, мне стало дурно.
При отборе персонала в компанию Armstrong серьезное внимание обращают на то, какой вуз окончил молодой специалист. Если это, например, Бауманский институт в Москве, совершенно неважно, на какую позицию человек претендует. Такой диплом - свидетельство определенного уровня сознательности и способности работать, - считает генеральный директор компании. - А если приходит выпускник Международной академии бизнеса, права и благоденствия, к нему будет немного другое отношение. К новым вузам вообще лучше относиться настороженно, - продолжает он.
Нули не знают логарифмов
- Мы всегда заранее стараемся понять, какие задачи должен решать новый сотрудник, какими качествами, опытом, образованием он должен обладать и с помощью каких вопросов или тестов это можно выявить. Но промахи, явные и неявные, все равно бывают, - признается Сергей Якунин.
Вот один из них: кандидат тщательно подготовился к интервью, знал, как его проходить, и в итоге был принят на работу. Результат оказался печальным.
- Сказать, что этот человек был нулем, - ничего не сказать, он был отрицательной величиной как работник. Получил серьезное инженерное образование, но не мог ответить, чему равен логарифм восьми по основанию два. Это мы потом выяснили. Мы объяснили человеку, что он все равно здесь работать не сможет - и он ушел, - описывает ситуацию управляющий бизнесом.
Не ищите ярких решений
- Лидер не должен "высовываться". Он должен верить не в революцию, а в маховик, который постепенно раскручивается, - Сергей Якунин во многом разделяет взгляды Джима Коллинза на управление бизнесом и людьми, изложенные в книге "From Good to Great". - Надо делать какие-то маленькие вещи каждый день - и колесо начнет двигаться. Помыли окна, провели тренинг для персонала, позаботились о том, что есть мыло в туалете, сократили количество потерянных клиентов... Каждый день какие-то маленькие улучшения - в итоге колесо раскручивается. Эволюция, а не революция. И еще: лидер должен все время подчеркивать, что достижения сделаны не им, а командой. Генерал без армии - это ничего не значащий генерал. Важно не искать ярких решений в бизнесе, а понять несколько базовых показателей в этой отрасли и их улучшать.
Это противоположно тому, как тот же Дональд Трамп пытается изображать свое величие, - запускает шпильку в адрес другого гуру маркетинга господин Якунин. - Господин Трамп - вообще не самый мой любимый персонаж в бизнесе. Лидер не должен страдать от комплексов нарциссизма, что он великий и непонятый гений, да ерунда!
Гиацинт на постаменте
С утверждением Трампа, что лидеры всегда одиноки, Сергей Якунин тоже не согласен:
- Лидер одинок, если он хочет быть одиноким, если он непонятый Гиацинт на большом гранитном постаменте. Это не мой стиль, я проповедую абсолютно другую религию. У меня много друзей, но, к сожалению, не всегда хватает времени на общение с ними. Мне интересно еще и дружить с коллегами по бизнесу. Это люди, проблемы которых мне понятны, это наемные менеджеры, как и я. Конечно, должна быть еще и личная приязнь, и мне неважно, что это конкурент, мне есть о чем с ним поговорить, есть чем поделиться. Вне всякого сомнения, такая дружба помогает.
Бизнес-процессы и люди
- В Harvard Business Review за 2001 год была предложена интересная классификация - все виды бизнеса разделили на три большие группы: бизнес инфраструктурный, инновационный и сервисный (бизнес отношений).
Если это инфраструктурный бизнес, такой как McDonald's или конвейер Ford, фокус должен быть на бизнес-процессах, процедурах, которые не должны рушиться из-за ошибки одного человека.
Если мы говорим о бизнесе инновационном, к нему относятся, например, сложные IT-компании, шоу-бизнес, креативные команды, там важен человек, его мозги, навыки, умения. И если сотрудник хочет приходить на работу в шортах, небритый и в двенадцать часов дня - пусть приходит.
Третий вид бизнеса - бизнес отношений, где вы имеете дело с клиентом, покупателем. Я вчера зашел в банк, в котором со мной разговаривали, как инспектор ГАИ на дороге. Многие наши сотрудники забрали из этого банка свои деньги. Можно ли здесь поменять человека на бизнес-процесс? Наверное, нет.
Инновационный, инфраструктурный и сервисный - это три разных вида бизнеса, в которых роль людей также разная. Наш бизнес, скорее, инфраструктурный. Но в то же время мы иногда проигрываем, потому что у нас не хватает инновационности. У нас хорошо с бизнес-процессами, но не очень хорошо с креативными людьми, - за длительной предысторией следует признание Сергея Якунина в присутствии одной из вечных проблем бизнеса.
Карьера на кофейной гуще
- В той же книге "From Good to Great" сделан большой упор на людей, на персонал. Надо дружить со своим персоналом, нельзя водружать себя на гранитный постамент. Кадры - главная составляющая бизнеса, потому что он делается людьми, - вновь обращается к трудам специалиста по проблемам в управлении Джима Коллинза глава компании.
- За десять лет моей работы в компании Armstrong по доброй воле от нас ушло человека четыре. Они сами приняли это решение. Правда, не по своей воле ушло несколько больше людей. Как мы отбираем? В первую очередь, должен быть хороший профессиональный эйчарменеджер. Беда российских компаний в том, что значимость эйчаров недооценивают. Сидит какая-то тетя - инспектор по кадрам, которая себя именует эйчаром, даже не понимая, что это такое. Либо это девушка, которая сначала носила кофе, потом ее повысили, и теперь она эйчарменеджер.
Образование нужно всюду. Но под образованием не надо понимать бумажку с двухголовой птицей. Образование человек может получить сам, - высказывает сложно применимую на практике отбора персонала идею руководитель. - С другой стороны, помимо образования, опыта и навыков, должно быть еще и то, что определяет личность человека, какие-то личностные характеристики. Кадры мы подбираем долго и трудно. Мы проводим два-три интервью. И если все еще не уверены в человеке, ищем дальше. Не надо принимать скоропалительных решений. Хороший персонал - это набор навыков и умений, но это еще и система ценностей, которая обязательно должна быть.
Несколько раз я сам на каких-то краткосрочных курсах день-два-три учился подбору персонала, прочитал полторы книги на эту тему, - сознался Сергей Якунин. - И мнение любых экспертов в данной области я ценю.
Справка. Компания Armstrong специализируется на производстве подвесных потолков, основана в 1860 году. На рынке России представлена 15 лет.
Сергей Якунин родился 30 апреля 1960 года в Москве. В 1982 году окончил отделение экономической географии географического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1994 году получил второе высшее образование - Университет Миннесоты, США, факультет Curtis.L.Carlson School of Management, специализация Marketing, Management and Accounting. С 2000 года и по настоящее время Сергей Якунин является генеральным директором и главой представительства Armstrong World Industries в СНГ. В зону его ответственности входит решение всех вопросов, связанных с успешным ведением бизнеса на территории СНГ.
Журнал "Управление персоналом"
"Управление персоналом", N 16, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.