"Эксперт - это человек, который совершил много ошибок, извлек уроки и получил большой опыт" (интервью с Р. ван Вагенингеном, генеральным директором Linxtelecom в России и В. Паулем, руководителем отдела Office moves немецко-французской компании AGS/Froesch)
Двое топ-менеджеров-иностранцев, работающих в России, но выросших в Европе, поделились с "Управлением персоналом" своим взглядом на пути достижения успеха, своим отношением к подбору персонала. Их принципы во многом знакомы по западным бизнес-книгам и в то же время отличаются друг от друга. Возможно, в России нужен третий путь.
Ричард ван Вагенинген, генеральный директор Linxtelecom в России
Бизнес отнимает много времени - практически не остается возможности полноценно отдыхать, развивать дружеские отношения. Тем не менее у лидера могут быть друзья, с которыми он не будет ощущать свое одиночество. А вот внутри своей компании лидер, да, одинок: многие вопросы он не может обсуждать с сотрудниками.
1. Я люблю честных людей
Чем дольше замалчиваешь проблему, тем больше она становится. Я вспоминаю одну историю. В одном из наших помещений в стене появилась небольшая трещина, через которую просачивалась вода. Когда на полу появилась маленькая лужа, все промолчали. Через месяц нам пришлось иметь дело с озером. Именно поэтому я ценю честных людей, способных ошибаться, признавать свои ошибки и учиться на них. Знаете, кто такой эксперт? Человек, который совершил много ошибок, извлек уроки и получил большой опыт.
Я уверен, что мой успех полностью зависит от моих сотрудников, поэтому тщательно подбираю хороших людей с квалификацией, опытом и искоркой в глазах.
2. Реагируйте предсказуемо
Я предпочитаю открытость в общении: если человек совершил ошибку, он может легко мне об этом сказать, потому что знает, что я отреагирую спокойно и не буду махать руками.
3. Образование не критерий
Мне важен природный ум. Я встречал не очень умных людей, получивших образование. И в то же время я по-настоящему восхищаюсь Стивом Джобсом, возглавляющим крупную успешную компанию, а между тем он даже школу не окончил.
Я считаю, что образование необходимо ценить еще и как процесс, поскольку пока ты учишься, ты не только приобретаешь знания, но и учишься думать. И, конечно, получая МВА, нужно понимать, зачем ты это делаешь. Например, я после получения образования прошел стажировку в Америке, после чего смог работать в разных странах. А если цель - образование ради образования, то оно редко того стоит.
4. Человек либо подходит компании, либо нет
Когда я подбираю сотрудника для себя, то никогда не ошибаюсь. Если возникают сомнения, шанс давать не стоит. Перед тем как назначить встречу, я смотрю резюме. Если время работы в одной компании составляет пять и более лет, я изучаю, развивалась ли компания на протяжении этого времени, какими проектами может гордиться соискатель, чему новому он научился, какие знания приобрел.
На собеседовании стараюсь пообщаться с человеком, метод "вопрос - ответ, вопрос - ответ" мне не подходит. Я довольно часто задаю кандидатам посторонние вопросы, например, есть ли у них хобби, чем они интересуются в жизни. Эти вопросы помогают человеку расслабиться и раскрыться с новой стороны.
5. Спрашивайте сотрудников, чем их мотивировать
Часто думают, что сотрудники хотят только большую зарплату. Но наше богатство составляют не только деньги. Один мечтает больше времени проводить на природе с семьей, другой - овладеть новым ремеслом. Я вспоминаю один случай. В нашей компании работала очень хорошая, высококвалифицированная сотрудница, которую я не хотел потерять. На тот момент ее не совсем устраивала работа, и однажды я поинтересовался: "Чем бы ты хотела заниматься в жизни?" Оказалось, она давно мечтала научиться играть на пианино. Я оплатил ей уроки, она была очень довольна, хотя думала, что ее мечта уже никогда не осуществится, и осталась работать в нашей компании. Деньги, которые я заплатил за обучение этой сотрудницы, незначительны, я потерял бы намного больше в случае ее увольнения, ведь сначала пришлось бы искать сотрудника, а потом - обучать с нуля.
6. Награда должна быть индивидуальной
Премии - это более мощный стимул, чем штрафы. Если штрафовать сотрудников за ошибки, то через какое-то время сотрудники начнут хитрить, замалчивать ошибки и проблемы или же перекладывать ответственность на других. А если признать ошибку вовремя, можно предотвратить появление проблем. Но для этого нужно уметь правильно себя вести. Люди не должны бояться, что их накажут.
Можно отпустить домой пораньше или дать день отпуска. Среди других вариантов - оплатить обучение сотрудника, чтобы повысить его квалификацию и помочь в построении карьеры, если он к этому по-настоящему стремится.
Или, например, в одной из компаний, где я работал, я оплачивал медицинские страховки для несовершеннолетних детей сотрудников.
Индивидуальный подход к каждому сотруднику - залог того, что похвала и одобрение будут оценены по достоинству, тогда как повышение зарплаты не всегда попадет точно в цель.
7. Ищите обходные пути
Если я увижу, что на моем пути стоит стена, то не буду карабкаться по ней. Поищу другой путь или изменю свои цели. Возможно, цель, к которой я иду, не является самой лучшей.
8. Отдыхайте!
Я стараюсь отдыхать не только во время отпуска, но и во время рабочего дня. Например, могу провести рабочую встречу не в офисной обстановке, а, например, где-нибудь на природе, в лодке на берегу реки. Это позволяет проводить рабочее время более качественно. В офисе должно быть комфортно, чтобы было приятно работать.
В детстве я мечтал о мерседесе. Сейчас на материальные вещи смотрю намного проще, и мне намного важнее получать удовольствие от того, что я делаю.
9. Отказывая, сохраняйте хорошие отношения
Если приходится отказывать, я просто объясню, почему я это делаю. Потому что иногда, например, не знаю полной картины и не представляю последствий. А во-вторых, ты не знаешь, где человек будет завтра.
10. Любите людей
Мне нравятся люди. Особенно я ценю энтузиастов, которые верят и в себя, и в компанию. Конечно, зарплату любит получать каждый, однако довольно часто сотрудник уходит из компании только потому, что там нет условий для развития и огонек в его глазах потух.
Вилли Пауль, руководитель отдела Office moves немецко-французской компании AGS/Froesch
Мои интересы практически всегда были направлены на ведение собственного дела и увеличение своего капитала. Уже в 14 лет я покупал компьютеры, резину на машины и прочие, на мой взгляд, интересные для дела предметы, которые без особого труда приобретал через газету "Such und Find" (в России это "Из рук в руки"), а продавал через Интернет. Тогда я понял, что, занимаясь торговлей таким способом, я мог зарабатывать деньги: ведь те, кто делали покупки через Интернет уже в то время, редко заглядывали в газеты, а те, кто размещал объявления в газетах, тем более не знали о существовании такого информационного ресурса, как Интернет. Я люблю заниматься бизнесом и смотрю на свою работу как на хобби.
Со временем во мне проснулось сильное желание открыть свой бизнес, связанный с торговлей между Германией и Россией. К сожалению, попытка построения бизнеса потерпела фиаско в силу недостатка знаний российского менталитета и предательства со стороны моего партнера. В связи с жестким падением я потерял доверие любимых и дорогих мне людей, много денег и сил, "расхлебывая" неприятности. Единственное, что у меня осталось, это моя сила воли и стремление к заветной цели. Когда мне поступило предложение стать руководителем отдела офисных переездов в Москве, а соответственно, и переехать Россию, я расценил это как знак свыше и согласился. Теперь мне помогают бесценный жизненный опыт и стремление к познанию российского бизнеса, которые укрепляются новыми знаниями.
1. Все по плану
Я точно знаю, как должна выглядеть моя жизнь и как я хочу провести свою заслуженную старость, хоть и с ужасом думаю об этом. Реализация моих заветных целей сравнима с игрой в шахматы. Каждый шаг стратегически планируется, подготавливается и реализуется только тогда, когда пришло для этого время.
2. Не сворачивайте с пути
Нередко случалось, что по истечении коротких сроков главное становилось второстепенным в силу быстро изменившихся обстоятельств, поэтому я подхожу к решению задач тактично, избегая лишних движений без надобности.
Чувствую себя продуктивнее, когда испытываю легкое давление и ощущение, что могу не успеть по срокам.
Что касается достижений целей и промежуточных подцелей, из которых складывается общий путь, то я представляю себе длинную дорогу, в конце которой стоит флажок/цель. Покрытие дороги зависит от моего образования, а скорость передвижения - это опыт.
Чем лучше покрытие и скорость, тем быстрее я преодолею хорошие отрезки дороги. И неважно, что на пути, если я вижу флажок, то все равно дойду до него, перешагивая, перепрыгивая, иногда переползая под и над препятствиями.
3. Используй случай похвалить
Если своей усердной работой кто-то добился успеха или ему просто повезло - воздам ему должное. Это приятно людям и придает уверенности мне. Ведь если это смог кто-то другой, значит, это смогу и я. Хвалю не только за то, что кто-то сделал, но и за то, что кто-то не смог сделать правильно, но при этом обратился за помощью ко мне во избежание дальнейших ошибок.
4. Не торопитесь критиковать
Я готов повторить, объяснить и обсудить несколько раз одно и то же в надежде, что ошибки прекратятся. Если нет, я исключаю этого человека из своего окружения, несмотря на дополнительные потери инвестированного времени, сил и денег.
5. Быть уверенным в своем успехе
Для достижения успеха необходимо обладать здравым смыслом, знать свое дело, быть уверенным в собственных силах, иметь высокий уровень общего развития, уметь доводить дело до конца. Важны и другие факторы успеха: способность руководить, творческий потенциал, взаимоотношения с коллегами, и, конечно, удача. Но что более важно: нужно жить с сознанием успеха в голове, как бы программировать себя на успех, быть на все 100% уверенным, что успех всегда с тобой!
6. Попытка не пытка
Лучше сделать что-то, чтобы понять, правильно ли это или нет, чем ничего не сделать и мучиться от мысли, что упустил возможности. Тем наша жизнь и хороша, что у каждого при рождении есть возможность в правильное время и в правильном месте принять для себя правильное решение.
7. Проводите свое свободное время без техники
Лучше при живом общении узнать что-то новое, освоить новое хобби, насладиться природой вне машины или изложить свои мысли, идеи, планы на бумаге, не прибегая к помощи ПК. Считаю, что чрезмерное общение с техникой заразительно, оно не оставляет места для личного контакта с людьми или сводит этот контакт к минимуму; оно "засоряет" сознание ненужной информацией и, возможно, вредит нашему здоровью.
8. Не бойтесь одиночества
Если мы не умеем быть одни, то мы не сможем идти впереди всех! Лидер в переводе с английского - первый, идущий впереди. Это значит, что все остальные идут вслед за лидером, позади, и нам нужно самим принимать решения и делать выбор, по какой дороге идти.
Меня абсолютно не интересует мнение других, если речь идет о моем бизнесе и моей работе. Я не верю в доброжелателей и благотворительность со стороны, полагаюсь на свой опыт, силу воли и интуицию для достижения поставленной цели.
9. Продвигайте себя
У меня есть свой пресс-агент, который помогает мне сориентироваться в терниях массмедиа и организовывает взаимодействие с журналистами.
10. Не торопитесь, получайте удовольствие
Время невосполнимо, его бы я не торопил никогда. Всему свое время, и надо жить теперь, и не откладывать жизнь на потом.
Когда меня спрашивают, что мне больше всего нравится и как это должно быть, я говорю: "Моя машина должна быть немецкой, борщ - украинским, а моя любимая - русской". Могу добавить в свой список и швейцарские часы.
Беседовал К. Балакин,
Москва
"Управление персоналом", N 16, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.