Применение УСН при проведении лотерей
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.03 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Статьей 3 Закона N 138-ФЗ определены виды лотерей в зависимости от способа формирования ее призового фонда:
1) лотерея, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Организация лотерей, включающая продажу лотерейных билетов, отнесена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 6.11.01 г. N 454-ст, к деятельности по организации азартных игр и классифицируется по коду 92.71.
В соответствии с п.п. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять УСН. Но это не означает, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вообще не может иметь никакого отношения к деятельности, связанной с проведением лотерей.
Согласно письму Минфина России от 21.12.08 г. N 03-11-05/308, если организация только распространяет лотерейные билеты, оказывая посреднические услуги по их реализации, такая деятельность не относится к сфере игорного бизнеса и соответственно организация может применять УСН при условии соблюдения всех остальных норм, определенных для плательщиков УСН ст. 346.12 и 346.13 НК РФ.
Что касается стимулирующих лотерей (т.е. участие в которых не связано с внесением платы и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи), Минфин России выразил однозначное мнение, что проведение подобных лотерей, в том случае если они организованы с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованы неопределенному кругу лиц, может быть отнесено к рекламным услугам. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, организации, применяющие УСН, имеют право проводить стимулирующие лотереи.
С. Тищенко,
руководитель аудиторско-правового
департамента АКТ "Градиент Альфа"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71