Возможности саморегулирования лизингового бизнеса
Статья представляет собой комментарий к вопросу о перспективах развития СРО в лизинге. Рассмотрены различные виды объединений и ассоциаций участников бизнеса, одним из которых является СРО. Показаны особенности ассоциаций на российских рынках, отмечены преимущества и ограничения участия. Дана оценка возможностей объединений вообще и СРО на рынке лизинговых услуг.
Саморегулируемые организации представляют собой один из видов объединений бизнеса, обладают всеми особенностями этого института, играющего в рыночной экономике значимую роль. Рассмотрим некоторые важные их характеристики, которые необходимо учитывать при анализе перспектив и ограничений координации усилий отдельных компаний. Прежде всего следует вспомнить, что в классической экономической теории формально обосновывается наличие у участников конкурентного рынка мотивации к заключению соглашений между собой, т.е. к взаимодействию друг с другом. Формы такого взаимодействия могут быть разнообразные, это и полное объединение независимых фирм посредством слияний или поглощений, и долго срочные контракты, и создание ассоциаций, союзов и т.д. В каждом случае участники получают определенные преимущества по сравнению с "автономной" деятельностью. С другой стороны, любая координация несет скрытые и явные угрозы интересам отдельных фирм, всегда есть вероятность возникновения конфликтов, нарушений. Классическая "дилемма узника", сформулированная в Теории игр, подтверждает объективную основу таких противоречий. Таким образом, преимущества объединения усилий отдельных игроков рынка и возникающие при этом проблемы носят не случайный характер, соответственно, должны быть четко идентифицированы и оценены при анализе перспектив развития реальных объединений.
Отметим некоторые важные, с нашей точки зрения, особенности различных форм координации деятельности участников рынка. В рамках общего комментария будем называть всевозможные формы объединений "бизнес-ассоциациями" (БА). Роль ассоциаций в экономическом развитии любого рынка и государства оценивается неоднозначно [1]. Есть точки зрения, согласно которым объединения скорее вредят экономическому развитию, чем способствуют ему. Согласно ряду подходов, по мере развития рынка роль ассоциаций снижается, они постепенно исчезают. Только в странах с развивающимися экономиками БА представляют собой эффективный институт, оказывающий реальное воздействие на поведение компаний и решения, принимаемые ими. Такая точка зрения представляется неверной. Конечно, роль и место БА во многом определяются общим уровнем экономического развития, принятыми нормами хозяйствования. В странах с развивающимися (особенно, динамично растущими) экономиками объединения бизнеса часто выполняют важные функции по реализации правительственных проектов и программ. Ярким примером этого тезиса может служить бразильская ассоциация, объединяющая сельхозпроизводителей. Эта структура эффективно взаимодействует с государством, имея нефинансовые льготы в обмен на обязательство полного охвата участников данного рынка, т.е. в этом случае эффективно построены отношения обменного характера. Однако и в странах с развитой экономикой ассоциации также играют важную роль, хорошей иллюстрацией может быть опыт Германии (ассоциация информационных технологий и др.). Более того, ассоциации бизнеса представляют собой неотъемлемую часть гражданского общества, их наличие, роль и место в определенной степени являются индикатором уровня общего и демократического развития.
Ассоциации участников рынка в любой экономике выполняют две ключевые функции:
1 - поддержание рынка - способствуя своей деятельностью защите прав собственности, лоббированию интересов; в развивающихся странах ассоциации бизнеса могут смягчать эффект от "провалов государства", стимулируя улучшение качества государственного управления и создание более надежных гарантий прав собственности;
2 - дополнение рынка - оказывая влияние на поведение предприятий-членов; эта особенность присуща и развитым, и формирующимся рынкам. Ассоциация играет роль иерархической структуры, имеющей свои правила и механизмы управления.
Вне зависимости от общего контекста, уровня развития национальной экономики институциональный потенциал ассоциаций определяется рядом структурообразующих факторов. К ним относятся:
- плотность членов (высокая плотность, т.е. широта охвата членством способствует высокой эффективности деятельности, хотя, конечно, не является достаточным условием);
- широта набора селективных стимулов, используемых в работе (они могут иметь финансовый и нефинансовый характер);
- особенность системы принятия решений (удачно построенная структура минимизирует вероятность возникновения конфликтов).
Принято выделять три основных типа ассоциаций, это: ассоциации бизнеса как таковые, торговые палаты и союзы работодателей. В каждой стране есть примеры данных типов, при этом конкретные формы зависят от исторических, культурных, географических, экономических и других особенностей.
Скоординированное поведение участников рынка влечет за собой ряд разнообразных преимуществ. С нашей точки зрения, наиболее значимыми из них являются те, которые связаны с возможностью тесного взаимодействия с органами власти, которая появляется у ассоциации.
Следует отметить, что объединения бизнеса не являются специфической особенностью только рыночной экономики. В административной системе также существовали объединения предпринимателей, наиболее ярким примером являются торгово-промышленные палаты. Конечно, в целом такие организации не могли играть значимую роль в экономике, быть каналом эффективного взаимодействия с властью, однако само их наличие создало условия для развития современных форм объединений предпринимателей. В течение трансформационного периода различные ассоциации, союзы и объединения возникали как "сверху", так и "снизу", имели различную направленность и возможности. Эмпирические исследования показывают, что большинство современных российских ассоциаций предпринимателей возникли после кризиса 1998 года [1]. В этот период объективно возникло понимание необходимости консолидации усилий отдельных фирм. Важной предпосылкой таких процессов является расширение горизонта планирования, на который ориентируются участники рынка, осознание предприятиями того, что они будут работать в рамках определенных отраслей в течение длительного периода. В настоящее время накопились определенные эмпирические данные, позволяющие оценить роль ассоциаций бизнеса в российской экономике, выявить мотивации к присоединению к ним и оценить, что дает компаниям такое участие. Приведем некоторые результаты анализа особенностей российских БА, проведенного в рамках обследования российской обрабатывающей промышленности коллективом исследователей ГУ - ВШЭ [1].
В целом можно утверждать, что российские ассоциации отличаются низкими показателями охвата, минимальным управленческим аппаратом, отсутствием привязки роли компании в ассоциации к ее месту на рынке. Если сопоставить эти характеристик с факторами, определяющими потенциал ассоциации, которые были перечислены выше, то становится очевидным то, что пока явно недостаточно оснований надеяться на высокую эффективность российских ассоциаций. Конечно, из любого правила есть исключения, примеры объединений, имеющих высокий потенциал, есть.
Классификация российских ассоциаций может быть представлена следующим образом.
- Объединения "министерского" типа (РСПП, ТПП). По существу они и являются министерствами, действуют, опираясь на разветвленные бюрократические иерархические структуры, используя классические административные методы.
- Ассоциации, представляющие собой "придатки" министерств, деятельность которых ориентирована на обеспечение сервиса для различных видов деятельности. Их отличает диверсифицированность, гетерогенность членов, сложность агрегирования интересов (примером может служить Российский туристический союз).
- Саморегулируемые организации, которые потенциально могут быть эффективным институтом взаимодействия бизнеса и власти; к сожалению, пока этот потенциал далеко не реализован.
- Полноценные отраслевые представительства, которые характеризуются однородностью членов, возможностью мобилизации ресурсов, осуществления коллективных действий. Степень охвата членством составляет от 50 до 95% участников рынка. (Яркий пример ассоциации такого типа - Союз пивоваров.)
Есть целый ряд интересных исследований, посвященных проблемам образования и развития бизнес-ассоциаций в переходных экономиках. Их результаты показывают, что в такой среде БА становятся институтом, замещающим или дополняющим персональные связи, компании, участвующие в ассоциациях, фактически используют членство как инструмент эффективного лоббирования. Таким образом, развитие БА может способствовать укреплению коррупции.
Результаты эмпирических исследований поведения предприятий обрабатывающей промышленности в период с 2002 по 2009 год, проведенных ГУ - ВШЭ, показывают, что в целом в России растет число участников различных объединений [1]. Членство в БА явно положительно коррелирует с активным рыночным поведением и реструктуризацией. Соответственно, в большинстве случаев интерес к участию в ассоциациях демонстрируют динамично развивающиеся компании, имеющие сильные рыночные позиции. Успешные компании в большей степени проявляют интерес к членству в ассоциациях. Высока доля экспортеров, есть положительная связь между членством в БА и инновационной активностью.
Свыше половины средних и крупных промышленных предприятий являются членами тех или иных общественных организаций. Уровень консолидации малого бизнеса ниже. Крупные компании чаще стремятся консолидировать свои усилия. Есть различия между склонностью к участию в БА по территориям РФ. В столичных регионах, крупных городах активность компаний в этой области выше. Предприятия, работающие на локальных рынках, в меньшей степени склонны интегрироваться с другими в рамках объединений и ассоциаций.
Неоднозначна связь между уровнем конкуренции на рынке и стремлением его участников вступать в ассоциации. Было выявлено, что конкуренция с российскими компаниями, представителями стран СНГ и иностранными производителями, работающими на территории России, не связана с участием в БА. Однако, если предприятие испытывает давление со стороны фирм Восточной Европы, Балтии, Китая, склонность к вступлению в объединения возрастает.
Среди преимуществ, которые дает участие в ассоциациях, большинство компаний отмечают, прежде всего, возможность взаимодействия с властью, играть определенную роль в совершенствовании законодательства, получать информацию о готовящихся решениях заблаговременно и адаптироваться к изменениям. При этом используются различные каналы для диалога с властью: экспертные и консультативные советы при региональных и муниципальных администрациях, министерствах, ведомствах, комиссии и т.д. Важно, что участие в БА позволяет установить устойчивые контакты с органами власти, получать финансовые и нефинансовые привилегии, использовать административный ресурс.
Интересно отметить, что оценка полезности участия в ассоциациях возросла за последние годы. Так в 2002 г. многие компании считали, что оно не приносит ощутимой пользы, сейчас ситуация изменилась в сторону позитивного восприятия реального эффекта ассоциаций. Причем наиболее высоко этот эффект оценивается именно в случаях, когда есть взаимодействие с властью.
История создания конкретной БА важна, она влияет на характер ее деятельности, однако есть примеры значительного эволюционирования таких организаций. Объединения, созданные изначально по "инициативе сверху", существенно трансформируются. Ассоциации, учреждаемые "красными директорами", корректируют свои приоритеты, становятся рыночными институтами. Эмпирические данные показывают, что наиболее эффективны те ассоциации, которые создаются по инициативе бизнеса, самоорганизуются, именно они имеют авторитет в бизнес-сообществе.
Е.Г. Ясин считает, что отраслевые бизнес-ассоциации объединяют активные фирмы и могут полноценно представлять интересы бизнеса [2]. Такие структуры, если правительство будет активно взаимодействовать с ними, могут стать инструментом внедрения стандартов качества, продвижения фирм на новые рынки, подготовки кадров и т.п. Несмотря на то что они объединяют, прежде всего, лидеров рынка, значима их роль как канала поддержки эффективных фирм второго эшелона.
Таким образом, ассоциации и объединения бизнеса в целом имеют большой потенциал развития в условиях российской экономики. Рынок лизинговых услуг, конечно, по многим характеристикам представляет собой "благодатную почву" для их активной деятельности. На этом рынке все положительные эффекты могут проявиться в полной мере. Можно утверждать, что на нем есть и возможности и потребности в конструктивном объединении усилий игроков, что и обусловило появление ряда ассоциаций, безусловно, играющих важную роль в развитии российского лизинга. Однако если оценивать перспективы и возможности конкретных типов БА, в частности саморегулируемых организаций, то они выглядят, на наш взгляд, неоднозначно. В целом в российской экономике пока СРО не воспринимаются как необходимый и действенный институт. Достаточно часто приводятся негативные оценки их роли на сегодняшний момент. Так результаты анкетирования, проводимого на сайте [3], показывают, что реальные преимущества СРО дают только чиновникам, это отметили 76,5% участников опроса. Преимущества для производителей (3,55%) и потребителей (3,1%) по существу сейчас не значимы. При всех недостатках подобных форм обследования, такие оценки не могут не настораживать. Действительно, кроме объективных сложностей учета и согласования интересов независимых автономных компаний, возникающих в рамках любого соглашения, союза, объединения и других форм, в СРО появляется опасность бюрократизации, чрезмерного администрирования и излишней зарегулированности. Эти проблемы есть в любой иерархической структуре, но сущность СРО способствует их проявлению и усиливает негативный эффект. Одной из особенностей лизинга как вида деятельности является его гибкость, именно данное свойство позволяет реализоваться преимуществам лизинга в полной мере. Некоторые процедуры и механизмы функционирования СРО, предусмотренные законодательством, могут представлять угрозу утраты данной особенности лизинга. Возможность конструктивного диалога с властью, которую дает СРО, очень важна для участников рынка лизинга. Но это преимущество (может быть, несколько в меньшей степени) вполне достижимо и в рамках других форм объединения компаний.
Таким образом, на наш взгляд, вопрос о развитии формального саморегулирования в виде СРО на рынке лизинговых услуг требует глубокого изучения и обсуждения. В настоящее время нет достаточных оснований для однозначной положительной оценки перспектив СРО.
Литература
1. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития // под ред. Т.Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А.А. Яковлева. 2-е изд. Гос ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ", 2009. - 542 с.
2. Предприятия и рынки в 2005-2009 гг.: итоги двух раундов обследования российской обрабатывающей промышленности: докл. к XI Междунар. науч. конф. ГУ - ВШЭ. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010 - 150 с.
3. http://sro.su /
А.Т. Юсупова,
д-р экон. наук, профессор Новосибирского государственного университета,
в.н.с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
"Лизинг", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возможности саморегулирования лизингового бизнеса
Автор
А.Т. Юсупова - д-р экон. наук, профессор Новосибирского государственного университета, в.н.с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
"Лизинг", 2010, N 7
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru