Новые правила проверок
В самом конце 2008 года был принят федеральный закон, исключивший полномочия органов внутренних дел по проведению проверок организаций и предпринимателей из Закона "О милиции". Утратили силу и ведомственные инструкции, непосредственно регламентировавшие основания и порядок проведения таких проверок. И вот недавно МВД России издало приказ, регулирующий проведение одного из оперативно-розыскных мероприятий.
Сегодня можно смело говорить, что термин "проверки милиции в области предпринимательской, финансовой, торговой деятельности" является некорректным. Да, остались в буквальном смысле слова проверки соблюдения, например, лицензионно-разрешительного законодательства в сфере обращения гражданского и служебного оружия, оборота пиротехнических изделий и т.д. Но в области предпринимательской деятельности проверок нет.
После такой корректировки законодательства уголовно-правовая охрана правоотношений в сфере предпринимательства стала регулироваться только положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"*(1).
Однако данный закон в силу множественности государственных органов, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД), не может детально регламентировать порядок проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий каждым из этих органов.
Таким образом, в ведомственном регулировании порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) образовался правовой пробел в части проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с изъятием документов, материалов и сообщений. Этот пробел, по мнению многих правоприменителей, давал широкие полномочия оперативным сотрудникам при проведении таких мероприятий, особенно в сфере предпринимательской деятельности.
Новая ведомственная инструкция
На устранение указанного пробела и были направлены разработка и принятие инструкции о порядке проведения гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств*(2).
Главное достоинство Инструкции заключается в том, что разработчики впервые подготовили открытый документ, достаточно подробно регламентирующий проведение отдельно взятого, но, пожалуй, наиболее популярного оперативно-розыскного мероприятия. Все остальные нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение ОРМ имеют гриф "Секретно" и "Совершенно секретно". Инструкция устанавливает правила игры как для оперативных сотрудников, так и для организаций и предпринимателей.
Подробнее о главном
Давайте рассмотрим подробнее опорные точки Инструкции.
Хотя в данной статье мы и анализируем вопросы проведения проверки организаций и предпринимателей, это не означает, что Инструкция рассчитана только на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям. Она затрагивает все подразделения, которые занимаются ОРД. Это в том числе подразделения уголовного розыска, собственной безопасности, противодействия экстремизму и т.д. Следовательно, применяться Инструкция может по всему спектру преступлений, выявление, пресечение, раскрытие и расследование которых входит в компетенцию органов внутренних дел.
Действие Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений (дома, части дома, квартиры, части квартиры, комнаты)*(3).
Поэтому если жилое помещение используется под офис или склад, то проводить их обследование в рамках процедуры, установленной Инструкцией, нельзя.
Обследование назначает должностное лицо органа внутренних дел от министра до заместителя начальника районного отдела в соответствии с территориальной компетенцией. Перечень из 41 позиции является приложением к Инструкции *(4).
Каждый руководитель из этого перечня несет персональную ответственность за обоснованность изданного им распоряжения*(5).
Это должно способствовать исключению формализма при рассмотрении вопроса о достаточности оснований для назначения обследования.
После издания распоряжения о проведении обследования его в обязательном порядке регистрируют в специальном журнале, форма которого приведена в приложении к Инструкции*(6).
Отступление от установленного порядка оформления, вынесения и регистрации распоряжения может повлечь за собой признание неправомерным проведение самого обследования.
Как правило, распоряжение подготавливается в следующем порядке*(7):
- оперативный сотрудник, имеющий право заниматься ОРД, готовит мотивированный рапорт о том, что у него есть информация о преступлении, но ее недостаточно для возбуждения уголовного дела и она нуждается в уточнении путем проведения обследования;
- данный рапорт оперативный сотрудник визирует у своего непосредственного начальника и представляет руководителю, уполномоченному выносить распоряжение на проведение обследования.
В рапорте указываются основания для проведения ОРМ, которыми могут быть*(8):
- наличие возбужденного уголовного дела;
- сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела;
- сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
- сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- запросы других органов, осуществляющих ОРД.
Также в рапорте оперативный сотрудник указывает планируемую дату, место, время проведения обследования и описание принятых мер по получению информации, подтверждающей достоверность уже имеющихся сведений*(9).
Таким образом, назначению обследования предшествует определенная работа оперативного сотрудника по проверке полученной информации. От этой работы напрямую зависит обоснованность назначения обследования.
Обследование, как правило, проводится в дневное время. В ночное время (с 22:00 до 6:00) - только в случаях, не терпящих отлагательства. Например, если есть угроза того, что следы преступной деятельности будут сокрыты (контрафактная продукция будет вывезена, документы или улики - уничтожены, подозреваемые скроются и т.д.).
К участию в обследовании могут привлекаться*(10):
- сотрудники подразделений специального назначения, так как не всегда оперативники могут самостоятельно обеспечить свою безопасность и безопасность иных лиц, участвующих в обследовании;
- специалисты: компьютерщики, ревизоры, криминалисты и т.д.;
- сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
Участие последних должно способствовать соблюдению действующего законодательства со стороны не только оперативных сотрудников, но и представителей организаций и предпринимателей. Ведь нередко во время проведения ОРМ оперативные сотрудники оказываются втянутыми представителями юридических служб организаций в правовые споры относительно законности проведения мероприятия, в результате чего резко снижается его результативность.
Теперь каждый может заниматься своим делом: юристы - обсуждать вопросы законности, а оперативники - проводить обследование. Участие сотрудников правовых подразделений милиции будет являться своего рода гарантией соблюдения законных прав граждан и организаций, снизит количество судебных споров по обжалованию действий сотрудников органов внутренних дел.
Обследование начинается с предъявления представителю организации или предпринимателю распоряжения о проведении обследования и служебных удостоверений. Если при ознакомлении с распоряжением обнаружится, что для проведения обследования прибыли лица, не указанные в нем, то проверяемые имеют право потребовать их удалиться.
Изъятие документов и предметов
Для повышения эффективности обследования при его проведении могут изыматься документы, их копии, предметы и материалы.
При изъятии обязательно должны присутствовать не менее 2 граждан, к которым предъявляются следующие требования*(11):
- дееспособность;
- достижение 18-летнего возраста;
- отсутствие заинтересованности в исходе изъятия;
- отсутствие родства, свойства с лицами, участвующими в изъятии, а также подчиненности или подконтрольности им.
Изъятие производится с обязательным составлением протокола - от руки или с помощью технических средств. Протокол должен соответствовать требованиям статьи 166 Уголовно-процессуального кодекса, в нем должны последовательно указываться все проведенные действия, а также возможные заявления лиц, участвовавших в изъятии.
При изъятии документов с них изготавливаются копии. Они заверяются сотрудником, проводившим изъятие, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. Если сделать копии одновременно с изъятием невозможно, то они должны быть изготовлены и переданы в течение 5 дней после изъятия*(12).
Если по окончании этого срока заверенные копии документов не были направлены лицу, у которого изъяты оригиналы, то они в течение 3 дней должны быть переданы ему заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения организации или по адресу места жительства физического лица*(13).
Протокол об изъятии составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается представителю организации или гражданину, у которых изымали документы.
Изъять можно только документы, предметы, материалы, которые имеют непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования*(14).
Это очень важное положение. Раньше часто изымалось все подряд, по усмотрению лиц, проводивших проверку. В результате изымались документы, необходимые организации или предпринимателю в повседневной деятельности, из-за чего страдали коммерческие интересы и планы, что нередко приводило и к финансовым потерям. Такая ситуация не могла не вызывать недовольства.
Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, например на жестких дисках компьютеров, сотрудник, проводящий обследование, обязан предоставить возможность изготовить копии таких сведений*(15).
Данное положение также направлено на то, чтобы информация организации или предпринимателя, находящаяся на электронных носителях, не была утеряна. Кроме того, это обеспечит их нормальную работу после изъятия сведений.
Однако во время того, как проверяемое лицо будет делать копии изымаемой информации, оперативный сотрудник должен следить за тем, чтобы она не была стерта. Ведь нередко случалось, что одним нажатием кнопки или набором определенной комбинации клавиш уничтожались ценнейшие сведения о совершенных преступлениях.
Информация о вступлении в действие данной Инструкции звучит в унисон со многими основополагающими положениями разрабатываемого МВД России при участии правозащитных организаций, депутатов обеих палат парламента проекта закона "О полиции". В новом законе будет закреплена партнерская модель взаимоотношений милиции и общества, которая предполагает не карательный надзор за обществом, а служение ему.
И.Н. Соловьев,
заместитель начальника Правового департамента МВД России,
заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор
Экспертиза статьи:
А.Н. Сикорский,
налоговый консультант, д.э.н.
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД)
*(2) утв. приказом МВД России от 30.03.2010 N 249 (далее - Инструкция)
*(3) п. 1 Инструкции
*(4) п. 2 Инструкции; приложение N 2 к приказу МВД России от 30.03.2010 N 249
*(5) п. 2 Инструкции
*(6) п. 2 Инструкции
*(7) п. 3 Инструкции
*(8) ст. 7 Закона об ОРД
*(9) п. 3 Инструкции
*(11) п. 7 Инструкции
*(12) п. 9 Инструкции
*(13) п. 12 Инструкции
*(14) п. 10 Инструкции
*(15) п. 11 Инструкции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.