Комментарий к письму Министерства финансов РФ от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327
Зачастую при осуществлении текущей деятельности хозяйствующего субъекта происходит непосредственное общение его с контрагентами. Для этих целей налогоплательщики приобретают продукты питания, которые выставляются на столе, где выписываются документы и которые могут употреблять, к примеру, контрагенты в перерывах во время отдыха. Вправе ли расходы на приобретение продуктов питания для контрагентов налогоплательщик учитывать в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, и подлежат ли налогообложению НДС данные расходы - вот основные моменты, на которые мы обратим внимание в комментарии.
Финансисты настаивают на том, что такие расходы не учитываются в составе представительских, поскольку не соответствуют положениям пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которым не относятся к представительским расходы на организацию отдыха, развлечений.
Поэтому нельзя включить их в налогооблагаемую прибыль и на основании положений подпункта 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, позволяющим учитывать налогоплательщикам прочие представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Отметим, что в данном случае, когда продукты выложены на стол, контрагенты налогоплательщика потребляют их не во время официального приема или переговоров, а во время отдыха, перерыва. Значит, расходы по приобретению продуктов питания для контрагентов, потребляемых не во время указанных в данном подпункте случаях, не относятся к представительским, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
Если не представительские, то прочие расходы
С данной позицией фискальных органов можно поспорить. Ведь налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск и поэтому самостоятельно определяет обоснованность и целесообразность производимых им расходов. Поскольку расходы на приобретение продуктов питания для контрагентов производятся в рамках осуществления деятельности, направленной на получение экономического эффекта от производимой предпринимательской деятельности, и при условии, если они экономически оправданы и документально подтверждены (т.е. соответствуют требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ), по нашему мнению, их можно включить в состав расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли в качестве прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Вероятнее всего, в данном случае у налоговых органов с налогоплательщиком возникнут разногласия по вопросу правомерности учета расходов на приобретение продуктов в качестве уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Есть хорошие шансы у налогоплательщиков доказать свою позицию по вопросу учета расходов на приобретение продуктов питания для контрагентов в составе расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли в судебном порядке. Ведь согласно позиции Пленума ВАС России, выраженной в пункте 9 постановления от 12.10.2006 N 53, установление судом наличия разумных экономических причин в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности.
Что касается налогообложения НДС расходов на приобретение продуктов для контрагентов, то говоря о возникновении объекта обложения НДС в данном случае, финансисты отмечают, что здесь его не возникает. Поскольку объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. В конкретной хозяйственной ситуации реализации не происходит, налогоплательщик приобретает продукты питания для нужд организации, без последующей передачи прав собственности на них.
А.П. Илюшин,
налоговый консультант
"Московский бухгалтер", N 13-14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007