Российская организация (ООО) в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с немецкой компанией, ввезла на территорию Российской Федерации товары, задекларированные в грузовой таможенной декларации. Таможенную стоимость всех товаров ООО определило по стоимости сделки с ввозимыми товарами (по первому методу) и в подтверждение стоимости указанных товаров представило в таможенный орган пакет документов: договор купли-продажи, спецификацию, инвойс, экспортную декларацию.
Для проверки правильности определения таможенной стоимости товаров таможенный орган направил ООО запрос о представлении дополнительных документов (а именно: банковских платежных документов по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя; прайс-листов производителя; переписки между продавцом и покупателем о согласовании цены; объяснения причин значительного отличия заявленной стоимости ввозимого товара от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации по идентичным (однородным) товарам), предусмотрев срок для их представления.
В установленный срок ООО не представило дополнительный пакет документов. В этой связи таможенный орган самостоятельно скорректировал таможенную стоимость ввезенных товаров, определив ее по резервному (шестому) методу.
Правомерны ли при таких обстоятельствах действия таможенного органа в отношении выбора им резервного (шестого) метода для определения таможенной стоимости ввезенных товаров?
Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
Порядок применения перечисленных методов установлен п. 2 указанной статьи.
В соответствии с положениями ст. 323 ТК РФ в случае, когда представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены (п. 4 ст. 323 ТК РФ).
Примечание. В России, как и во всем мире, наиболее часто после метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) используется резервный метод (метод 6).
В случаях, когда декларантом в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы не представлены и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода (по предложению таможенного органа), последний самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения (п. 7 ст. 323 ТК РФ).
Пленум ВАС в п. 4 и 5 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснил, что в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и при принятии в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода данный орган вправе на основании п. 7 ст. 323 ТК РФ самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимых товаров.
Законом не оговорены конкретные основания неприменения методов, предусмотренных ст. 20-23 (методы 2-5); основной причиной невозможности использования этих методов является отсутствие у таможенных органов информации, соответствующей требованиям, изложенным в указанных статьях Закона. При этом ни Законом, ни ТК РФ не установлено каких-либо требований по предоставлению обоснований (доказательств) отсутствия необходимой информации. Поэтому в России, как и во всем мире, наиболее часто (после первого метода) используется шестой метод. Главной задачей при этом является обеспечение применения резервного метода в соответствии с требованиями, закрепленными в ст. 24 Закона.
Л.А. Бондарь,
начальник отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 августа 2010 г.
"НДС: проблемы и решения", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"