Менеджмент в сестринском деле
В практической деятельности сестре-руководителю приходится действовать и принимать управленческие решения порой в сложных условиях, дефицита ресурсов и ограниченных возможностей персонала. Очевидно, что для успешного выполнения этой роли, сестре-руководителю недостаточно лишь хороших профессиональных знаний.
Сестры-руководители составляют многочисленную категорию работников здравоохранения. В процессе управленческой деятельности сестрам-руководителям делегируются новые профессиональные задачи, и в частности по осуществлению перемен в практической сфере, ответственность за выполнение которых они должны принимать на себя. Важнейшим критерием ценности руководителя становится управленческая компетенция, лидерские качества, хорошие коммуникационные способности. Этот список достоинств не дает гарантий эффективной деятельности в качестве управленца.
Однако некоторые исследования позволили выявить наиболее типичные признаки, мешающие работающим сестрам-руководителям выполнять свои управленческие функции. К ним, в частности, относятся:
1. Недостаточные знания в области экономики и права.
2. Отсутствие ясных целей, неумение их выразить.
3. Отсутствие творческого подхода и способности к инновациям.
4. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.
5. Неумение обучать и мотивировать деятельность других.
6. Отсутствие навыка решать проблемы.
7. Низкая способность формировать коллектив и влиять на людей.
8. Неумение управлять собой.
9. Неумение эффективно общаться и вести переговоры.
Понятие "менеджмент", "управление" и "управленческая деятельность", часто употребляемые как синонимы, означают целенаправленное воздействие на людей или управление людьми для достижения поставленных целей.
Менеджеры - это профессиональные управляющие, специалисты, использующие знания, опыт, интеллект и мотивы поведения людей для достижения целей организации.
Профессор менеджмента Макгильского университета в Монреале Генри Минцберг определил основные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому менеджеру:
1. Способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство быть лидером, т.е. способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
3. Умение разрешать конфликты, т.е. способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
4. Искусство обрабатывать информацию, т.е. способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
5. Умение принимать нестандартные управленческие решения, или способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
6. Способность распределять ресурсы в организации, умение сделать нужный выбор, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
7. Дар предпринимателя, т.е. способность идти на определенный риск и на внедрение нововведений в организации.
8. Искусство самоанализа, или способность понимать позицию лидера и его роль, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Касаясь содержания работы менеджера, профессор Минцберг установил общую черту управленческой работы - роли руководителя. В своей работе "Природа управленческого труда" он выделил и составил описание 10 менеджерских ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Все роли он классифицировал в рамках трех крупных блоков: межличностного, информационного и связанного с принятием решений.
Первый блок состоит из трех межличностных ролей. Он начинается ролью, получившей название лицо организации, или представитель. Выполняя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации.
Вторая межличностная роль - связной. Ее реализация предполагает взаимодействие с коллегами в организации и людьми вне ее, развертывание внешних контактов.
Третья роль этого блока - лидер (имеется в виду так называемый формальный лидер, т.е. руководитель). Предполагается, что в данной роли менеджер осуществляет ориентацию на подчиненных: общается с ними, мотивирует, руководит, подбирает персонал.
Следующие три роли объединены в информационный блок. Одна из этих ролей - получатель, т.е. человек, принимающий и накапливающий информацию, используя для этого разнообразные каналы ее поступления.
Другая информационная роль - передатчик. Она связана с распространением информации в организационных структурах.
В этот же блок входит и роль представителя. Ее реализация связана с передачей информации людям, находящимся за пределами организации.
Большего всего ролей (четыре) Генри Минцберг включил в блок, относящийся к принятию решений. Это, во-первых, роль предпринимателя - человека, вносящего изменения, предлагающего проекты улучшения жизни организации.
Затем называется роль стабилизатора. В этой роли руководитель проявляет заботу об организации. Когда она подвергается угрозе.
Следующая роль этого блока - распределитель ресурсов. Применительно к ней руководитель, решает, в каком направлении организация должна приложить усилия, какие ресурсы для этого следует израсходовать.
И последняя роль посредника, предполагающая содействие менеджера в установлении контактов между его организацией и другими. Основные принципы реформы сестринского дела невозможны без постоянного расширения подготовки сестер-руководителей и лидеров сестринского дела.
Сестры-руководители должны целенаправленно развивать своё искусство управления. От них требуется объективное отношение к внедрению новых методов работы, принятие современных решений и профессиональный взгляд на каждую конкретную ситуацию. Эти и многие другие требования предполагают не только формирование основ управленческой компетенции, но и непрерывное совершенствование профессионального уровня руководителей.
Современные сестры-руководители являются мощным ресурсом повышения качества сестринской помощи.
Список использованной литературы
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. - М.: Дело, 2006. - 720 с.
2. Перфильева Г.М. Лекции по менеджменту.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2006. - 192 с.
К.В. Карибян,
Преподаватель, методист отделения повышения квалификации,
ГОУ СПО Медицинского колледжа N 1
Департамента здравоохранения г. Москвы
"Медсестра", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Медсестра"
Общероссийский ежемесячный журнал (рег. свидетельство ПИ N ФС1-01663 от 01.11.2004 г.) регулярно выпускается с 2005 года.
В издании представлена полная информация по основным направлениям деятельности и организации работы сестринского персонала, о методах ухода за больными, нормативно-правовом и информационном обеспечении, рассматриваются вопросы заработной платы, а также профессионального образовании медсестер.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru