Правовой порядок расчета алиментных платежей за счет доходов индивидуальных предпринимателей
Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности п.п. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. N 841 (далее - Перечень), и принял постановление от 20.07.10 г. N 17-П, которое разъяснило правовой порядок определения размера алиментных платежей на содержание несовершеннолетних детей с индивидуальных предпринимателей. Далее будет рассмотрен правовой статус индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим в виде УСН в целях формирования размера алиментных платежей на содержание несовершеннолетних детей за счет его реальных доходов.
В соответствии с п.п. "з" п. 2 Перечня индивидуальный предприниматель обязан уплачивать алиментные платежи с доходов от занятия предпринимательской деятельностью. Следовательно, данная норма постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. создала правовую коллизию, которая позволяла различным судебным и государственным органам осуществлять ее различное толкование.
В одних случаях судебные и государственные органы осуществляли расчет и взыскание алиментных платежей исключительно из доходов, полученных индивидуальным предпринимателем, без вычета необходимых полученных расходов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности. В других случаях судебные и государственные органы осуществляли расчет и взыскание алиментных платежей исключительно из суммы доходов, полученных индивидуальным предпринимателем, за вычетом необходимых расходов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности.
Таким образом, до настоящего времени сложилась противоположная правоприменительная практика по нормативному порядку удержания алиментных платежей с индивидуальных предпринимателей.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 20.07.10 г. N 17-П установлено, что согласно ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей. Таким образом, исходя из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, основанного на общепризнанной презумпции добросовестности родительской заботы о детях, нормативными положениями ст. 80-83 Семейного кодекса Российской Федерации урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, предусмотрен правовой механизм возможности принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке, а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментно-обязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно.
Правовая ответственность индивидуального предпринимателя за обеспечение надлежащих условий реализации ребенком права на достойный уровень жизни в силу ч. 2 ст. 7 и ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации обязывает индивидуального предпринимателя, который является родителем, предпринять для этого все возможные усилия. Однако при определении размера подлежащих удержанию алиментов не могут не приниматься во внимание реальные доходы индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него родительских обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи.
Указанный Перечень в порядке реализации полномочия, делегированного ему ст. 82 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривает в абзаце первом п. 4, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания или уплаты из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Таким образом, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну.
Сказанное означает, что алиментные платежи могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми индивидуальный предприниматель вправе распоряжаться. Следовательно, денежные суммы, которые подлежат уплате в бюджет в виде налогов, не могут входить в состав материальных средств, которые образуют экономическую выгоду индивидуального предпринимателя, обязанного уплачивать алименты.
Необходимо также отметить, что не могут быть отнесены к ним суммы расходов, которые индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы ему для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации индивидуальным предпринимателем своего права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, как следствие, надлежащего исполнения своих алиментных обязательств в пользу несовершеннолетних детей.
С другой стороны, нормативные положения Перечня не закрепляют правовое требование осуществлять необходимый учет расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем, перешедшим на УСН, в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, при определении размера доходов в целях расчета подлежащих взысканию алиментов или задолженности по уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Однако необходимо отметить, что в целях формирования расчета алиментных платежей, которые являются разновидностями семейных правоотношений, не применяются положения налогового законодательства.
Следовательно, доказательством реальной величины экономической выгоды индивидуального предпринимателя, которая имеет юридическое значение для расчета причитающихся алиментных обязательств и исполнения им своей обязанности по уплате алиментов, могут быть любые сведения, представленные в налоговой декларации индивидуального предпринимателя.
Необходимо отметить, что любые семейные правоотношения, включая правовое регулирование исполнения алиментных обязательств индивидуальными предпринимателями, регулируются нормативными положениями семейного и гражданского законодательства, а при отсутствии таких нормативных положений должны применяться нормы семейного или гражданского права, которые регулируют сходные отношения или права и обязанности индивидуального предпринимателя, уплачивающего алименты, а также принципы гуманности, разумности и справедливости.
Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с уплатой алиментов индивидуальными предпринимателями, налоговое законодательство не регулирует. Соответственно определение размера доходов индивидуальных предпринимателей для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено нормами Перечня, на основании нормативных положений налогового законодательства, которые определяют в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не может применяться в правовом регулировании алиментных правоотношений индивидуального предпринимателя. С другой стороны, положения налогового законодательства косвенно могут применяться при расчете алиментов с размера дохода, который учитывается при налогообложении.
Далее необходимо пояснить, что нормативные положения ст. 18 и 346.11 НК РФ закрепляют в числе специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, УСН и предоставляют налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям правовую возможность добровольного перехода к УСН или возврата к иным режимам налогообложения. Следовательно, при выборе любого налогового режима индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические обстоятельства, которые никоим образом не связаны с их семейным правовым статусом плательщика алиментов. Правовое установление в действующем законодательстве Российской Федерации прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходило бы за рамки правового регулирования собственно налоговых отношений, что означало бы распространение налогово-правового регулирования на семейные правоотношения, связанные с исполнением обязанности уплаты алиментных платежей, а это противоречит правовым принципам российского налогового законодательства.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что налогово-правовое значение, которое определяет понятие дохода как объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ), не позволяет судебным и правоохранительным государственным органам рассматривать полученные в качестве дохода индивидуального предпринимателя денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с извлечением полученного дохода.
Необходимо отметить важное обстоятельство - нормы НК РФ позволяют индивидуальным предпринимателям, которые применяют УСН, независимо от выбора ими объекта налогообложения, предъявлять любые документальные доказательства понесенных ими расходов для определения размера алиментных платежей. Далее необходимо указать, что предъявление индивидуальным предпринимателем таких документов не обязывает уполномоченные государственные органы принять их в качестве безусловных доказательств обоснованности подтверждаемых расходов в целях установления размера подлежащих удержанию алиментов.
Далее следует заметить, что факт представления индивидуальным предпринимателем данных о понесенных им расходах не обязывает суд, который разрешает спор о взыскании алиментов, принять их исключительно на основании документов, применяемых при исчислении налогов, а также не лишает суд своего права, исходя из принципа индивидуализации алиментных правоотношений и принимая во внимание материальное положение индивидуального предпринимателя и лица, получающего алименты, отклонить те из расходов, которые не относятся к обоснованным или к связанным непосредственно с предпринимательской деятельностью и получением дохода индивидуальным предпринимателем, который необходим для формирования алиментных платежей.
Хотелось бы отметить, что бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе использовать в их подтверждение свою книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы в соответствии с формой и порядком, утвержденным приказом Минфина России от 31.12.08 г. N 154н. Однако индивидуальные предприниматели, которые избрали в качестве объекта налогообложения только доходы без вычета расходов, по смыслу налогового законодательства вправе не вести учет расходов. Следовательно, эти индивидуальные предприниматели вправе использовать предусмотренные нормами Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Далее необходимо отметить важное обстоятельство, которое может использовать индивидуальный предприниматель при подтверждении своих расходов, понесенных им в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности для формирования алиментных платежей. В соответствии с нормами ст. 346.17 НК РФ индивидуальный предприниматель должен использовать только правовые виды расходов, которые установлены в указанной статье НК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ названные расходы должны отвечать следующим правовым критериям.
Расходами индивидуального предпринимателя признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение его дохода. Такими расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, осуществленные или понесенные индивидуальным предпринимателем в процессе своей хозяйственной деятельности. В частности, к названным убыткам индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ могут быть отнесены полученные им в отчетном (налоговом) периоде убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде; суммы безнадежных долгов; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (в данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти); потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций; убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном ст. 279 НК РФ.
Названные расходы индивидуального предпринимателя должны отвечать налогово-правовому критерию обоснованности расходов и их документального подтверждения. Под обоснованными расходами индивидуального предпринимателя понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами индивидуального предпринимателя принимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации или документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с любым правовым договором.
Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что любые правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов или задолженности по уплате алиментов, при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, применяющего УСН и избравшего объектом налогообложения "доходы", обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
При возникновении различных правовых споров по вопросам правового порядка формирования размера алиментов, в том числе при несогласии с расчетом размера алиментов или задолженности по уплате алиментов, индивидуальный предприниматель вправе обратиться в судебные или уполномоченные государственные органы, которые, в свою очередь, разрешая дело по существу, должны исходить из совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для определения размера подлежащих удержанию алиментов с реальных доходов индивидуального предпринимателя. В противном случае правовая возможность удержания алиментов с дохода индивидуального предпринимателя, не уменьшенного на сумму понесенных им в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденных расходов, т.е. без учета заслуживающего внимания обстоятельства, относящегося к материальному положению индивидуального предпринимателя, уплачивающего алименты, означает нарушение правового принципа-требования, согласно которому осуществление индивидуальным предпринимателем исполнения своей обязанности по уплате алиментов не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов его семьи.
В заключение необходимо отметить, что Конституционный суд Российской Федерации признал п.п. "з" п. 2 Перечня не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу содержащиеся в нем нормы предполагают, что при удержании алиментов на несовершеннолетних детей с индивидуального предпринимателя, перешедшего на УСН и избравшего объектом налогообложения "доходы", учитываются понесенные им расходы, которые непосредственно связаны с осуществлением им своей предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденные.
Для правильного исчисления алиментных платежей с реальных доходов индивидуальных предпринимателей уполномоченный государственный орган при удержании алиментов с индивидуального предпринимателя, перешедшего на УСН с объектом "доходы", должен учитывать расходы, непосредственно связанные с ведением им предпринимательской деятельности. Таким образом, данные расходы для этого необходимо подтвердить надлежащим образом.
В качестве такого подтверждения при применении УСН может использоваться книга учета доходов и расходов, а для тех индивидуальных предпринимателей, которые выбрали объект налогообложения "доходы" - любые первичные учетные документы. Уполномоченные государственные органы, производящие расчет и взыскание алиментов или задолженности по их уплате, при определении размера доходов таких индивидуальных предпринимателей должны учитывать затраты, если они подтверждены. В случае разногласий правовой спор может быть рассмотрен в судебном порядке. Предъявление документов, которые применяются для исчисления налогов, не обязывает суд принимать их как безусловные доказательства. Судебная инстанция вправе отклонить те из заявленных расходов, которые не относятся к обоснованным или к связанным непосредственно с предпринимательской деятельностью, с получением дохода, необходимого для содержания несовершеннолетних детей.
Иное правовое толкование, позволяющее при расчете алиментов не принимать во внимание подтвержденные расходы указанной категории индивидуальных предпринимателей, означало бы отступление от правовых принципов действующего отечественного законодательства.
П. Логинов,
член Палаты Налоговых Консультантов Российской Федерации
"Финансовая газета", N 34, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.