Управление и экономика здравоохранения (Магистерская программа)
Актуальность создания магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения", цели и задачи программы. В последние годы отмечается повышение роли здравоохранения в социально-экономическом развитии страны. Модернизация отрасли становится важным направлением социальной политики. В этой ситуации растет потребность в подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями в сфере управления и экономики здравоохранения. Специалисты новой формации должны обладать необходимыми для реформирования отрасли компетенциями для принятия грамотных управленческих решений. Такие специалисты нужны на всех уровнях управления - от медицинских организаций всех форм собственности и муниципального уровня управления здравоохранением до федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в области здравоохранения. Однако российский рынок образовательных услуг не способен в полной мере удовлетворить данный спрос. Специалистов в области управления и экономики здравоохранения в небольшом количестве готовят медицинские высшие учебные заведения, не имеющие достаточной базы для преподавания экономических дисциплин и менеджмента.
1. Общая характеристика
Концепция реализации профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 080500.68 "Менеджмент" ("Менеджмент в социальной сфере"), подготовка уровня "Магистр" разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другими федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования, законодательством о государственной службе Российской Федерации, а также международными документами в сфере высшего образования.
Данная концепция магистратуры определяет:
- актуальность организации магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения", ее цели и задачи;
- условия реализации магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" на факультете ГиМУ ГУ-ВШЭ;
- требования к уровню подготовки (профессиональным компетенциям) лиц, успешно освоивших магистерскую программу "Управление и экономика здравоохранения";
- структуру магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" и соотношение видов дисциплин, далее раскрываемые в базовом учебном плане магистерской программы;
- взаимодействие с другими магистерскими программами;
- оценку и контроль реализации магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения".
Обучение по магистерской программе "Управление и экономика здравоохранения" осуществляется в очной форме, с отрывом или с частичным отрывом от работы.
Лицам, успешно освоившим магистерскую программу "Управление и экономика здравоохранения" и прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация (степень) "Магистр" и выдается диплом о высшем образовании по направлению подготовки 080500.68 "Менеджмент" государственного образца.
2. Актуальность создания магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения", цели и задачи программы
В последние годы отмечается повышение роли здравоохранения в социально-экономическом развитии страны. Модернизация отрасли становится важным направлением социальной политики. В этой ситуации растет потребность в подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями в сфере управления и экономики здравоохранения. Специалисты новой формации должны обладать необходимыми для реформирования отрасли компетенциями для принятия грамотных управленческих решений. Такие специалисты нужны на всех уровнях управления - от медицинских организаций всех форм собственности и муниципального уровня управления здравоохранением до федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в области здравоохранения. Однако российский рынок образовательных услуг не способен в полной мере удовлетворить данный спрос. Специалистов в области управления и экономики здравоохранения в небольшом количестве готовят медицинские высшие учебные заведения, не имеющие достаточной базы для преподавания экономических дисциплин и менеджмента.
В ГУ-ВШЭ в последние годы активно развивается исследовательская и научно-консультативная деятельность по вопросам управления и экономики здравоохранения, читаются курсы по экономике отраслей социальной сферы и экономике здравоохранения на факультетах экономики и государственного и муниципального управления. ГУ-ВШЭ выходит на лидерские позиции в проведении научных исследований и аналитической деятельности в области экономики здравоохранения. Ведущую роль здесь играют сотрудники кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики. Однако в рамках факультета экономики отсутствует специальная магистерская программа по направлению управления и экономики здравоохранения, что не позволяет организовать выпуск специалистов для работы в сфере здравоохранения в сколько-нибудь заметных масштабах.
Между тем здравоохранение является крупнейшей частью общественного сектора со своей ярко выраженной спецификой, понимание которой требует специальной подготовки. Немаловажно и то обстоятельство, что студенты, поступающие на магистратуру факультета, в относительно большей мере ориентированы на трудоустройство в системе государственного управления, что естественным образом повышает их интерес к здравоохранению. Создание новой программы магистратуры при кафедре управления и экономики здравоохранения на этом факультете позволит начать подготовку в ГУ-ВШЭ магистров для последующей работы в сфере здравоохранения и развития научной деятельности.
3. Требования к уровню подготовки (профессиональным компетенциям) лиц, успешно освоивших магистерскую программу "Управление и экономика здравоохранения"
Обучение по программе "Управление и экономика здравоохранения" факультета ГиМУ основано на модели компетенций (компетентностном подходе) и призвано выработать у выпускников магистратуры комплекс ключевых профессиональных компетенций, характерных для исполнения руководящих, аналитических и высокопрофессиональных специализированных функций в области государственного и муниципального управления, управления в общественном секторе, управления в здравоохранении. Комплекс ключевых профессиональных компетенций необходим магистрам для исполнения видов работ по направлениям профессиональной деятельности, решения соответствующих текущих и потенциальных задач профессиональной деятельности, он состоит из профессиональных качеств, умений, навыков и знаний, формируемых в процессе обучения.
Ключевые компетенции магистров включают в себя способность к профессиональным управленческим действиям, реализующим практическое применение приобретенных знаний и создающим условия для дальнейшего устойчивого развития системы государственного и муниципального управления, а также исследовательско-аналитические способности и способности ведения преподавательской профессиональной деятельности в области управления здравоохранением.
Ключевые компетенции магистров группируются в четыре основных профиля (блока):
Таблица 1
Виды работ, соответствующие компетенциям магистра, прошедшего обучение по программе "Управление и экономика здравоохранения"
Место работы | Содержание деятельности |
Органы государственной власти | Участие в управлении развитием и организационными изменениями в системе здравоохранения, планировании, распоряжении и контроле финансов здравоохранения, исполнении функций органов управления здравоохранением, подготовке нормативных правовых актов в системе здравоохранения, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью |
Органы местного самоуправления | Участие в управлении региональной системой здравоохранения, организациями системы здравоохранения, составлении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг в сфере здравоохранения, подготовка актов местного самоуправления в сфере здравоохранения и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью |
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, организации и предприятия, негосударственные организации разных форм собственности | Осуществление деятельности по управлению организациями и учреждениями системы здравоохранения, их подразделениями, выполнение индивидуальных управленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирование и аналитика, консалтинг |
Фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации | Осуществление деятельности по управлению в системе фондов обязательного медицинского страхования, в страховых медицинских организациях |
Учебные заведения и научно-исследовательские организации | Преподавание дисциплин цикла управления здравоохранением. Исследовательская работа, аналитика государственного аппарата, консультирование и экспертиза по вопросам здравоохранения, управления государственной службой, государственных и муниципальных финансов в сфере здравоохранения, программ социально-экономического развития, совершенствования систем управления здравоохранением. |
- Стратегическое мышление
- Навыки управления
- Управление ресурсами
- Организация контактов (коммуникации) с внешней и внутренней средой.
Профессиональные компетенции магистра должны быть достаточны для исполнения следующих видов работ (табл. 1).
Профессиональные качества, вырабатываемые в рамках магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения", основываются на знаниях, отвечающих современному уровню развития дисциплин государственного управления в сфере здравоохранения и допускают гибкую адаптацию магистров к условиям их последующей профессиональной деятельности.
Эти качества включают в себя:
- качество общественного служения, стремление работать для общества;
- качества лидера: умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь;
- качество ответственности за принятые решения, умение оценивать последствия решения;
- качество командной работы, умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;
- качества аналитика: умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний, систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций;
- качества исследователя: способность создавать новое знание в области управления здравоохранением, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями в областях управления здравоохранением, представлять результаты своих исследований для других специалистов;
- качества преподавателя: способность разрабатывать образовательные курсы и программы с использованием различных образовательных технологий, реализовывать эти курсы и программы, обеспечивать их методическое сопровождение.
Наряду с профессиональными качествами, у магистров должны присутствовать профессиональные умения и навыки, отражающие содержание их предполагаемой профессиональной деятельности.
В соответствии с государственным стандартом магистр должен обладать профессиональными умениями:
- планирование индивидуальной и коллективной деятельности; рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом; организация командных работ по целям, ресурсам и результатам; определение и ранжирование целей; обеспечение мотивации сотрудников; оптимизация деловых процессов, документооборота и систем контроля; представительство организации и координации деятельности во внешней среде;
- подготовка проектов нормативных правовых актов, включая их финансово-экономическое обоснование и оценка социально-экономических последствий принятия данных актов;
- исследование и диагностика проблем и ситуаций; составление прогнозов развития организаций, учреждений и отдельных отраслей и предприятий, регионов (с учетом имеющихся социальных, экологических и др. проблем, соблюдения требований безопасности); разработка программ социально-экономического развития и анализ их исполнения с использованием методов проектного анализа; разработка технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе и в социальной сфере; анализ экономического состояния отраслей бюджетного сектора и бюджетных учреждений; бюджетный анализ и организация финансового контроля;
- использование математических методов, информационно-коммуникационных технологий для обоснования управленческих решений, последующей оценки их исполнения;
- консультирование, ведение преподавательской деятельности в области управления здравоохранения;
- работа с гражданами, институтами гражданского общества и СМИ;
- инновационная деятельность в области управления.
Магистр должен обладать практическими навыками:
- С позиции профиля профессиональных компетенций "Стратегическое мышление":
- Обобщать доступную информацию, формировать видение перспективы, выявлять взаимозависимости и влияния;
- Проводить стратегический анализ тенденций развития в подразделении, организации и внешней окружающей среде;
- Выявлять ключевые элементы ситуации, решения, альтернативы и последствия, способные влиять на развитие организации и рабочие планы;
- Изучать проблемы и тенденции, анализировать их приоритетность, разрабатывать решения, предвосхищающие их негативное воздействие;
- Корректировать деятельность подразделения для своевременной реакции на изменяющиеся потребности организации и приоритеты развития;
- Формировать цели, задачи и планы деятельности подразделения, основываясь на понимании задач организации, с учетом существующих проблем и тенденций;
- Обеспечивать профессиональные консультации и советы для руководства, ясно и четко формулировать видение проблем и возможных решений;
- Развивать инновационные подходы к решению традиционных проблем, поощрять и продвигать рациональные творческие инициативы и эксперименты;
- Преобразовать перспективные планы и видение ситуации в конкретные действия, задания и руководство;
- Формировать эффективную систему исполнения программ развития и контроля за их отклонениями, анализировать промахи, чтобы учиться избегать ошибок.
С позиции профиля профессиональных компетенций "Организация контактов с внешней и внутренней средой":
- Формировать эффективные отношения и связи с другими подразделениями и уровнями управления, гражданами, клиентами, ассоциациями, федеральными и региональными служащими;
- Обеспечивать коммуникационные связи по горизонтальному и вертикальному уровнями, а также с другими организациями и структурами;
- Демонстрировать доверие в контактах, обеспечивая конструктивную обратную связь;
- Решать конфликты, участвовать в переговорах и достижении компромисса между различными группами, интересами и мнениями;
- Демонстрировать личную заинтересованность и способствовать достижению всем коллективом поставленных целей;
- Создавать атмосферу сотрудничества в коллективе, стимулировать открытое конструктивное обсуждение проблем, задач, решений и перспектив;
- Способствовать позитивному межличностному общению, организовывать постоянный и регулярный обмен идеями;
- Добиваться поддержки для инициатив подразделения;
- Адаптировать коммуникационные каналы и технологии для удовлетворения нужд сотрудников и клиентов.
С позиции профиля профессиональных компетенций "Навыки управления":
- Вводить необходимые организационные изменения для получения максимальной результативности подразделения или коллектива;
- Анализировать риски для устойчивой деятельности подразделения и проектировать превентивные меры по управлению рисками;
- Планировать и координировать реализацию различных проектов подразделения, контролировать и оценивать полученные результаты;
- Разрабатывать реалистичные рабочие графики и четкие обязанности для подчиненных;
- Интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;
- Интегрировать человеческие, финансовые, информационно-коммуникационные и иные ресурсы в планирование и методы деятельности подразделения;
- Решительно и быстро перераспределять ресурсы и корректировать действия в связи с меняющимися приоритетами, возможностями и рисками;
- Признавать и понимать ошибки, предпринимать усилия для их исправления;
- Быстро и обоснованно принимать решения в стрессовых ситуациях;
- Формировать рабочие коллективы и определять требования к ресурсам для различных проектов;
- Делегировать полномочия специалистам.
С позиции профиля профессиональных компетенций "Управление ресурсами":
- Владеть современными методами управления человеческими ресурсами и полностью выполнять обязательства по управлению ими в пределах полномочий;
- Формировать ясные ожидания, обеспечивать четкое руководство, оценивать и вознаграждать за полученные результаты;
- Признавать достижения сотрудников, поощрять их усилия и развитие, обеспечивать возможности для продвижения проектов сотрудников;
- Развивать сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста;
- Поддерживать четкую обратную связь, поощрять обмен информацией;
- Формировать лидерские качества и качества командной работы у сотрудников подразделения;
- Обеспечивать рациональный уровень рабочей нагрузки сотрудников;
- Создавать сильные и инновационно активные команды;
- Обеспечивать прозрачность размещения и использования ресурсов;
- Выполнять обязательства по управлению активами и финансами подразделения;
- Формировать эффективный режим управления ресурсами и вводить инновационные подходы к решению ресурсных проблем;
- Оценивать результаты и непрерывно работать над улучшением эффективности деятельности;
- Использовать строгие системы финансовой отчетности и внутренние ревизии для получения информации о результатах работы.
- Оценивать и реагировать на результаты ревизий и оценок.
Указанные навыки должны применяться магистром при решении задач:
- определения и ранжирования целей, экономических и социально-политических последствий подготавливаемых или принятых решений;
- применения законодательства, нормативно-правовых и судебных процедур;
- экономического анализа и прогнозирования;
- использования математических и статистических методов для решения задач в сфере своей профессиональной деятельности;
- применения вычислительной техники, информационно-коммуникационных технологий при решении управленческих задач;
- использования баз данных и аналитических пакетов для подготовки решений;
- подготовки различных документов;
- консультирования государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций;
- организации и проведения конференций, образовательных программ и курсов;
- участия в НИОКР по проблемам государственного и муниципального управления, подготовки обзоров по отдельным темам специализации.
Для государственных и муниципальных служащих уточненные профессиональные умения и навыки определяются специализациями государственной и муниципальной службы, принадлежностью должности к соответствующей категории и группе должностей, а детализированные описания профессиональных умений и навыков входят в должностные регламенты и отражены в служебных контрактах.
Для управленческих должностей в государственных организациях, в некоммерческих общественных организациях на управленческих должностях, в аналитических структурах на должностях аналитиков в области государственного управления, для научно-исследовательской и преподавательской работы, детализированные описания необходимых профессиональных умений и навыков входят в должностные обязанности и соответствующие должностные инструкции.
Профессиональные умения и навыки вырабатываются в ходе обучения и закрепляются во время практик и стажировок с учетом функций государственных и муниципальных органов, других организаций и их специализации.
4. Структура магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" и соотношение видов дисциплин
Теоретический компонент магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" представлен дисциплинами, формирующими знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист в области государственного управления, экономики общественного сектора, и компетенции, специфические для сферы здравоохранения.
В первом семестре первого года обучения студенты проходят обучение по обязательным дисциплинам, направленным на освоение базового материала и общих вопросов (табл. 2). К таковым относятся дисциплины направления "Современное государственное управление и государственная служба", "Организация и управление здравоохранением", "Экономика общественного сектора" и специальные дисциплины: "Стратегический менеджмент", "Экономика здравоохранения" и "Управление медицинскими и страховыми организациями".
Второй семестр первого года обучения и первый семестр второго года представлены курсами по выбору, позволяющими слушателям программы более детально изучить отдельные вопросы государственного управления и экономики здравоохранения, которые были только обозначены в обязательных курсах или не получили в них отражения. Предлагаемые студентам дисциплины покрывают следующие области:
Таблица 2
Структура учебного плана магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения"
N пп | Наименование дисциплины | Форма контроля | Количество часов | Распределение по годам | ||
всего | аудиторных | 1 год | 2 год | |||
ДН.М.00 | Дисциплины направления | 576 | 180 | * | ||
1 | Современное государственное управление и государственная служба | зачет, экзамен | 216 | 72 | * | |
2 | Организация и управление здравоохранением | зачет, экзамен | 162 | 72 | * | |
ДНМ.Р.00 | Вузовский компонент | * | ||||
1 | Экономика общественного сектора | экзамен | 198 | 36 | * | |
СД.М.00 | Специальные дисциплины | 1440 | 568 | * | ||
1 | Стратегический менеджмент | зачет | 108 | 32 | * | |
2 | Экономика здравоохранения | зачет, экзамен | 162 | 72 | * | |
3 | Управление медицинскими и страховыми организациями | экзамен | 162 | 72 | * | |
СД.М.В.00 | Дисциплины по выбору | 1008 | 392 | |||
СД.М.В.01 | Дисциплины по выбору (2 из 4) | 432 | 168 | |||
1 | Управление качеством в здравоохранении | зачет, экзамен | 216 | 84 | * | |
2 | Бизнес-планирование деятельности медицинских организаций | зачет, экзамен | 216 | 84 | * | |
3 | Информационно-аналитические технологии в здравоохранении | зачет, экзамен | 216 | 84 | * | |
4 | Рынки медицинской техники и лекарственных средств | зачет, экзамен | 216 | 84 | * | |
СД.М.В.02 | Дисциплины по выбору (2 из 5) | 216 | 112 | |||
1 | Финансовый менеджмент в государственных и муниципальных органах власти | зачет | 108 | 56 | * | |
2 | Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг | зачет | 108 | 56 | * | |
3 | Поведение человека в организации | зачет | 108 | 56 | * | |
4 | Служебная этика, конфликт интересов и противодействие коррупции | зачет | 108 | 56 | * | |
5 | Дисциплина по выбору из других магистерских программ | зачет | 108 | 56 | * | |
СД.М.В.03 | Дисциплины по выбору (2 из 6) | 360 | 112 | |||
1 | Медицинское страхование и страхование здоровья | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
2 | Правовое обеспечение государственного и муниципального здравоохранения | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
3 | Управление лекарственным обеспечением | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
4 | Управление человеческими ресурсами в здравоохранении | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
5 | Финансовый менеджмент медицинской организации | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
6 | Дисциплина по выбору из других магистерских программ | зачет, экзамен | 180 | 56 | * | |
Зачетно-экзменационные недели | 432 | * | * | |||
НИР.М.00 | Научно-исследовательская часть | 1764 | 294 | |||
НИР.М.02 | Научно-исследовательский семинар "Управление и экономика здравоохранения" | зачет | 468 | 232 | * | * |
НИР.М.03 | Научно-исследовательская практика | зачет | 432 | * | ||
НИР.М.04 | Курсовая работа | зачет | 108 | * | ||
НИР.М.06 | Подготовка магистерской диссертации | 756 | * | |||
ИГАМ.00 | Итоговая государственная аттестация, включая защиту ВКР | 216 | * |
- Общий менеджмент и государственное управление ("Поведение человека в организации", "Служебная этика, конфликт интересов и противодействие коррупции")
- Государственные финансы ("Финансовый менеджмент в государственных и муниципальных органах власти", "Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг")
- Менеджмент медицинской организации ("Бизнес-планирование в деятельности медицинской организации", "Управление человеческими ресурсами в здравоохранении", "Финансовый менеджмент медицинской организации")
- "Правовое обеспечение государственного и муниципального здравоохранения"
- "Информационно-аналитические технологии в здравоохранении"
- Проблема оценки результатов деятельности системы здравоохранения (дисциплина "Управление качеством в здравоохранении", включающая в себя блок по методам оценки результативности деятельности в сфере здравоохранения)
- "Рынки медицинской техники и лекарственных средств"
- "Медицинское страхование и страхование здоровья"
- "Управление лекарственным обеспечением".
Практический компонент магистерской программы включает в себя такие виды научно-исследовательской работы, как участие в научно-исследовательском семинаре, научно-исследовательская практика, написание курсовой работы и магистерской диссертации.
На первом году обучения (во 2 модуле) в рамках научно-исследовательского семинара "Управление и экономика здравоохранения" планируются выступления профессорско-преподавательского состава кафедры управления и экономики здравоохранения, приглашенных специалистов, дискуссии по ключевым исследовательским проблемам здравоохранения. Занятия такого рода позволят студентам получить представление о наиболее актуальных исследовательских проблемах в сфере управления и экономики здравоохранения, выбрать направление и тему для собственного исследования. Далее по выбранной теме студенты готовят курсовую работу как часть будущей магистерской диссертации. На втором году (в 1-модулях) основной целью научно-исследовательского семинара является подготовка магистерских диссертаций: на различных этапах подготовки работы студенты выступают с промежуточными результатами, происходит их обсуждение. Аудиторные занятия и самостоятельная работа студента в ходе научно-исследовательского семинара позволяет развить навыки академической работы: подготовки и проведения исследований, написания текстов, презентации и обсуждения результатов, научной дискуссии.
5. Условия реализации магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" на факультете ГиМУ ГУ-ВШЭ
Кадровый состав и материально-техническая база реализации магистерской программы
Реализация магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" на факультете ГиМУ ГУ-ВШЭ обеспечивается силами профессорско-преподавательского состава факультета ГиМУ, других подразделений ГУ-ВШЭ, ведущими специалистами из учреждений высшего профессионального образования, а также привлекаемыми специалистами-практиками.
Около 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс в рамках магистерской программы, имеют ученые степени доктора или кандидата наук (либо приравненную к ним ученую степень зарубежных университетов) или являются привлекаемым высококвалифицированными специалистами-практиками (государственными и муниципальными служащими, успешными руководителями государственных и муниципальных предприятий, общественных организаций и бизнеса), обладающими опытом руководящей и исследовательской работы в сфере здравоохранения.
Учебные группы для проведения аудиторных занятий формируются в размере не более 20 человек.
При реализации стратегии практической ориентации магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" факультет ГиМУ предполагает использовать преимущества ГУ-ВШЭ, заключающиеся в традициях использования потенциала всех факультетов в образовательном процессе, в уникальном опыте ГУ-ВШЭ по экспертному обеспечению реформирования государственного и муниципального управления Российской Федерации (реформы государственной службы, административной реформы, модернизации системы финансирования здравоохранения) как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, других реформ социальной сферы. В свою очередь, реализация указанной стратегии даст для ГУ-ВШЭ опыт практически ориентированной мультидисциплинарности через вовлечение студентов в проведение структурных реформ государственного и муниципального управления, а также обеспечит усиление связей ГУ-ВШЭ с государственными и муниципальными органами, другими заинтересованными организациями.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса происходит на основе свободного доступа каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения".
Для студентов обеспечивается возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, доступ к комплектам библиотечного фонда ГУ-ВШЭ и материалам методического кабинета факультета ГиМУ, содержащим результаты проводимых экспертно-аналитических исследований.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса включает в себя обеспечение лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также обеспечение практик и стажировок в государственных и муниципальных органах, в государственных учреждениях, муниципальных предприятиях и некоммерческих организациях, в аналитических и научных организациях и структурах, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Организация преподавания учебных дисциплин
Рабочий учебный план магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" включает в себя три вида дисциплин:
- обязательные дисциплины: дисциплины направления в количестве трех и специальные дисциплины в количестве трех;
- дисциплины по выбору из данной магистерской программы: на первом году обучения студент должен выбрать 2 из 4 трехмодульных дисциплин (в 3-модулях), 2 из 5 двухмодульных дисциплин (в 3-модуле), на втором году обучения осуществляется выбор 2 дисциплины из 6 (в 1-модулях);
- дисциплины по выбору из других магистерских программ - факультета ГиМУ или программ других факультетов (по желанию студента, не более одной).
Существует минимальное и максимальное количество студентов, которые могут быть слушателями дисциплины по выбору из магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения". Преподавание дисциплины по выбору осуществляется в том случае, если количество записавшихся на нее не меньше 10 человек.
Максимальное количество студентов в группе по дисциплинам по выбору магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" зависит от общего количества студентов программы и регулируется руководителем магистерской программы.
Если какая-либо из дисциплин по выбору объявлена несостоявшейся (в силу того, что количество записавшихся оказалось меньше 10 человек), студенты получают возможность записаться на другую дисциплину с внесением соответствующих поправок в их индивидуальные учебные планы.
Несостоявшаяся дисциплина включается в рабочий учебный план на следующий год. Однако если и через год данная дисциплина будет объявлена несостоявшейся, она подлежит исключению из учебного плана. Возвращение данной дисциплины осуществляется не ранее чем через 2 года после содержательной переработки и повторного утверждения на секции учебно-методического совета по соответствующему направлению. По желанию преподавателя, возможно чтение данного курса вне учебного плана - факультативно, без учета нагрузки.
Расписание занятий студентов магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" строится таким образом, чтобы студент мог посещать любую выбранную им комбинацию курсов по выбору. При этом университет не может гарантировать, что расписание занятий по дисциплине по выбору из учебного плана другой программы не совпадает с расписанием занятий на данной программе.
Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательский семинар "Управление и экономика здравоохранения" является одной из основных форм научно-исследовательской работы в рамках магистерской программы. Аудиторные занятия по научно-исследовательскому семинару начинаются на первом году обучения (во 2 модуле) и заканчиваются в конце второго года (в 4 модуле). Присутствие студента на аудиторных занятиях, которые проводятся еженедельно по утвержденному расписанию, является обязательным. Рубежный контроль работы на научно-исследовательском семинаре производится в виде дифференцированного зачета в 5 модуле первого года обучения и в 4 модуле второго года.
Расчет учебных часов и кредитование дисциплин
Расчет часов при разработке рабочего учебного плана магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" производился по стандартным нормативам о количестве учебных недель в году, недельной аудиторной нагрузке и соотношении аудиторных часов и часов для самостоятельной работы студентов.
Аудиторные занятия по теоретическому обучению производятся в течение всего первого года обучения и 1-модулях второго года обучения. В 3-модулях второго года обучения аудиторные занятия представлены лишь научно-исследовательским семинаром.
В соответствии с международными стандартами ECTS общая трудоемкость всех форм работы в рамках магистерской программы в течение двух лет составляет 120 кредитов, по 60 кредитов в каждом году. Таким образом, на каждый кредит приходится около 36 учебных часов.
Все теоретическое обучение (без учета зачетно-экзаменационных недель) занимает 46% общей нагрузки и общего числа кредитов. Распределение кредитов по различным формам практического обучения имеет следующий вид:
- научно-исследовательский семинар - 16 кредитов (14% общей нагрузки);
- научно-исследовательская практика - 12 кредитов (10% учебной нагрузки);
- курсовая работа (на первом году обучения) - 6 кредитов (5% общей нагрузки);
- подготовка магистерской диссертации - 24 кредита (20% общей нагрузки).
Еще 5% нагрузки приходятся на итоговую государственную аттестацию.
Расчет студенческих рейтингов
В соответствии с порядком, установленным в ГУ-ВШЭ, для студентов магистерской программы "Управление и экономика здравоохранения" дважды в год рассчитываются текущие и кумулятивные рейтинги.
Текущий рейтинг за весь учебный год рассчитывается по всем годовым кредитам (в количестве 60). Если количество кредитов по всем пройденным студентом дисциплинам превышает 60, в расчет принимаются лучшие оценки на общую сумму в 60 кредитов.
Кумулятивный рейтинг рассчитывается на основе оценок за все дисциплины и формы подготовки, которым присвоены кредиты и которые сданы к моменту расчета рейтинга с начала обучения по магистерской программе. Оценки по успешно сданным общеуниверситетским факультативам также входят в кумулятивный рейтинг.
При учете оценок, полученных по дисциплинам других магистерских программ, используются кредиты, присвоенные дисциплине учебными планами этих программ.
Академические задолженности
Основаниями для отчисления студента являются:
- Наличие академических задолженностей по одной или двум дисциплинам при получении неудовлетворительных оценок при сдаче, пересдаче и на комиссии.
- Наличие трех академических задолженностей в течение одного полугодия (включая задолженность по научно-исследовательскому семинару).
6. Условия зачисления на программу
На обучение по магистерской программе "Управление и экономика здравоохранения" принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование с уровнями квалификации (степенями) "Бакалавр" или "Специалист", наличие которого подтверждено дипломом государственного образца.
Прием для обучения по магистерской программе "Управление и экономика здравоохранения" проводится на конкурсной основе. Порядок и содержание конкурсного отбора, включая состав конкурсных процедур, определяется Приемной комиссией ГУ-ВШЭ с учетом настоящей Концепции и в соответствии с Положением ГУ-ВШЭ о порядке приема для обучения по программам магистратуры ГУ-ВШЭ.
Лица, поступающие на обучение по магистерской программе "Управление и экономика здравоохранения", должны иметь подготовку по следующим направлениям:
а) в гуманитарной области:
- философия управления;
- психология управления;
- социология управления (включая проведение социологических исследований);
- история управления;
- деловое общение (профессиональная этика, этикет, протокол, ведение переговоров);
- иностранный язык для устного и письменного общения.
б) в области управления:
- общая теория управления;
- теории государственного и муниципального управления;
- управления отраслями общественной сферы;
- теоретические основы государственной и муниципальной службы.
в) в области экономики:
- теория экономики общественного сектора;
- институциональная экономика;
- экономическая теория (на уровне средних (intermediate) по сложности курсов микро- и макроэкономики);
- экономика государственных финансов;
- основы современных методов бухгалтерского учета и аудита;
- теория и практика бюджетирования по результатам;
- экономика города;
- экономика отраслей социальной сферы.
в) в области права:
- теория государства и права, включая основы конституционного, гражданского, трудового, административного, бюджетного, муниципального права; современное российское законодательство по вопросам государственного и муниципального управления.
г) в области математики, прикладной математики и естествознания:
- необходимый для освоения теории и современных методов обработки данных объем математических дисциплин;
- информатика, основы информационно-коммуникационных технологий;
- социально-экономическая статистика, методы обработки и анализа статистических данных, эконометрика.
При поступлении на обучение по программе "Управление и экономика здравоохранение" абитуриенты сдают экзамены:
- Государственное и муниципальное управление.
- Иностранный язык.
С.В. Шишкин,
д-р экон. наук, проф.
Л.Д. Попович,
доцент, факультет государственного и муниципального управления,
ГОУ ВПО "Государственный
университет - Высшая школа экономики", г. Москва
"Экономист лечебного учреждения", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономист лечебного учреждения"
Общероссийский ежемесячный журнал (рег. свидетельство ПИ N ФС 77-24741 от 29.06.2006 г.) регулярно выпускается с 2006 года.
В журнале рассматриваются особенности экономических отношений в здравоохранении, проводится экономический анализ деятельности медицинских организаций. Журнал знакомит читателей с опытом организации экономической деятельности ЛПУ, подробно информирует по вопросам финансирования медицинской помощи, о проблемах оплаты труда медработников. Один из постоянных разделов журнала - экономическая учеба. Регулярно печатаются актуальные материалы о практике работы экономических служб в условиях кризиса.
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru