Плата за квотирование рабочих мест: учет и налогообложение
Квотирование рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, является одним из направлений государственной политики в области социальной защиты данной категории населения. У руководителей предприятий, кадровиков и бухгалтеров нередко возникают вопросы о порядке квотирования рабочих мест и отражении расходов на квотирование в бухгалтерском и налоговом учете.
Квотирование рабочих мест - это определение минимального количества рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для лиц, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот), которых работодатель должен трудоустроить.
Государство путем установления квоты обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). При этом замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в бюджеты субъектов Российской Федерации не предусмотрена.
Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять ежемесячно в органы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты.
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Квотируемые рабочие места организуются работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации.
Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления. При определении квоты задаются ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации, для которых она устанавливается.
При невыполнении организацией требования закона о квотировании рабочих мест для инвалидов может быть применена ответственность на основании ст. 5.42 и 19.7 КоАП РФ. Например, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб. При этом ответственность за данное нарушение в конкретном регионе может быть значительно выше (ст. 2.10 КоАП РФ).
Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу моложе 18 лет, направленному органом службы занятости в счет квоты. Отказ в приеме на работу по такому направлению может быть обжалован в суде.
Квотирование рабочих мест в регионах
Законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об обязательных платежах в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной организациям квоты, действуют во многих субъектах Российской Федерации (например, в Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Новгородской, Тамбовской, Тверской, Челябинской и других областях, г. Санкт-Петербурге).
Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 27.05.03 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" квота установлена в размере 2,5% от среднесписочной численности работников. В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет г. Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в городе за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов.
Законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено также квотирование рабочих мест для молодежи. Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 08.10.97 N 161-53 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи" устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К ним отнесены лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, получившие документ об образовании (справку, свидетельство, диплом) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения; граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных сил РФ; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.
Законом Хабаровского края от 28.04.99 N 119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" предусмотрено установление квоты в размере 3% от среднесписочной численности работников для трудоустройства инвалидов, испытывающей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет (сирот, выпускников детских домов, детей из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей), получивших начальное профессиональное образование, а также подростков из малообеспеченных семей, достигших 15-летнего возраста, оставивших образовательное учреждение до получения основного общего образования и впервые ищущих работу.
Законом Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" размер квот для организаций численностью работников свыше 100 человек составляет 2% для инвалидов, 1% - для молодежи. При этом работодателям, выполнившим квоту, могут предоставляться дополнительные льготы.
Есть регионы, которые устанавливают дифференцированные квоты для разных организаций. Например, в Иркутской области размер квоты составляет 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерческих (Закон Иркутской области от 10.06.03 N 28-ОЗ).
В некоторых субъектах Российской Федерации в случае невыполнения или невозможности выполнения порядка приема на работу инвалидов организация может в счет установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов (Закон Архангельской области от 27.05.98 N 74-16-ОЗ).
Квотирование рабочих мест в Москве
Порядок квотирования рабочих мест в г. Москве установлен Законом г. Москвы от 22.12.04 N 90 "О квотировании рабочих мест" и постановлением Правительства Москвы от 04.03.03 N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".
Законом установлены правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов.
Работодатели, осуществляющие деятельность в г. Москве, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств в размере 4% от среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в п. 1 ст. 2 Закона N 90, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.
Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Причем с 1 января 2005 г. трудоустройство на квотируемые рабочие места инвалидов не может заменяться компенсационной выплатой (решение Московского городского суда от 16.05.05; определение Верховного суда РФ от 10.08.05 N 5-Г05-45).
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
С 1 января 2006 г. для сохранения в г. Москве образованной социальными партнерами системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона N 90, стороны договорились, что до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты (подп. 1.45 п. 1 Московского трехстороннего соглашения на 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) от 28.11.05).
Если на квотируемые рабочие места фактически не трудоустроены граждане указанных категорий, работодатели ежемесячно уплачивают в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационную стоимость каждого такого квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты (п. 3 ст. 2 Закона N 90).
Регистрация и снятие с учета организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы по квотированию рабочих мест, производится в территориальных отделах Государственного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест". Никаких штрафных санкций к организациям за отсутствие регистрации не предусмотрено.
Невыполнение работодателем установленной Законом N 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 500 МРОТ; на должностных лиц - в размере 50 МРОТ. Эти санкции могут быть наложены только в том случае, если организация не создает рабочие места для инвалидов в пределах установленных квот.
Работодатели, не согласные с принятием на себя обязательств по выплатам, должны известить три стороны, подписавшие соглашение, и в результате отказаться от выполнения данного пункта.
Расчет платы по квотированию по ф. N 1-квотирование представляется в Центр квотирования рабочих мест ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Платежи вносятся ежеквартально, однако внутри квартала вносятся авансовые платежи, расчет которых основан на величине прожиточного минимума, установленного постановлением правительства г. Москвы.
Квотирование рабочих мест в Московской области
Согласно ст. 2 Закона от 20.09.99 N 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области" вводится квотирование рабочих мест для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду. Квотирование устанавливается организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек.
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов.
Правительством Московской области устанавливается для каждой организации минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников (но не менее 1 рабочего места).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств областного бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Также предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи организациям, численность работников в которых составляет 50 человек и более.
Размер квоты для трудоустройства молодежи устанавливается организации в зависимости от среднесписочной численности ее работников и составляет:
- для организаций численностью от 50 до 100 чел. - 1 рабочее место;
- для организаций численностью свыше 100 чел. - 1% от численности работников организации.
С 1 января 2005 г. из Закона N 63/99-ОЗ исключены все положения о платности невыполнения квот, и плата по квотированию рабочих мест в Московской области взиматься не должна. Но при этом согласно ст. 6 Закона работодателям, выполнившим квоту, предоставляются дополнительные льготы (например, преимущественное право на размещение областного производственного заказа).
Последствия отказа при приеме на работу
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства установлена КоАП РФ. Так, в частности, за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленных квот работодатель может быть привлечен государственными инспекторами труда к ответственности, установленной ст. 5.42 КоАП РФ.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предусмотренных законодательством и необходимых для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
Отражение в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. 4, 11 ПБУ 10/99. Прочие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы". Начисление компенсации за невыполнение условий квотирования отражается в учете записью:
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 2 "Прочие расходы",
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. 5 "Расчеты по квотированию рабочих мест".
Затраты на создание рабочих мест для льготных категорий граждан учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются на счетах учета затрат: 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу".
Налогообложение
С 1 января 2005 г. плата за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является налоговым платежом, в связи с чем расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли. Такой точки зрения придерживаются Минфин России (письмо от 24.04.08 N 03-03-06/1/294) и налоговые органы (письма ФНС России от 28.07.06 N 02-1-07/65; УФНС России по г. Москве от 28.11.08 N 19-12/110991).
Заработная плата, выплачиваемая при предоставлении рабочих мест в рамках квоты для целей исчисления налога на прибыль, относится к расходам на оплату труда. Также в составе расходов на оплату труда учитываются стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В частности, доплаты несовершеннолетним за сокращенное рабочее время и инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
К прочим расходам относятся расходы, осуществленные организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%.
При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
Ю.А. Суслова,
аудитор
"Бухгалтерский учет", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.