Адрес предприятия и полномочия налогового органа
В силу специфики российского бизнеса вопрос о юридическом и фактическом адресе юридического лица находится на пике популярности. Свое мнение по этому поводу имеют юридические лица, и отличное от него высказывают налоговые органы. Разногласия усиливаются еще и тем, что суды поддерживают предпринимателей*(1).
Налоговые органы, наделенные законодательным правом осуществлять регистрацию юридических лиц, представили свою позицию в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622, а также рассказали о поддерживаемых ими законодательных инициативах.
В силу Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба в целях реализации своих полномочий вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности. Регистрация юридических лиц и ведение ЕГРЮЛ являются одной из функций ФНС. Таким образом, действуя в рамках своих полномочий, 5 мая 2010 года ФНС издала письмо, в котором четко изложила свою позицию по ряду вопросов, нередко возникающих при регистрации юридических лиц и сведений о них и касающихся толкования законодательства об адресе юридического лица.
Так, во-первых, отмечается, что при регистрации юридического лица налоговые органы не уполномочены проверять представляемые сведения и, следовательно, не вправе отказать в государственной регистрации в случае несоответствия заявленного адреса юридического лица и адреса, по которому фактически находится его постоянно действующий исполнительный орган. В Российской Федерации установлен нормативно-явочный, а не разрешительный порядок регистрации юридических лиц: регистрирующие органы не осуществляют каких-либо контрольных мероприятий при регистрации, а лишь принимают документы и при их соответствии требованиям законодательства по форме, наименованию и количеству осуществляют регистрацию нового юридического лица. Такой порядок в настоящее время установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), и налоговые органы в данном случае не вправе возлагать на себя какие-либо контрольные полномочия, даже если заявленный адрес не является адресом, по которому находится и действует организация.
Во-вторых, факт несоответствия сведений об адресе организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами исключительно в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц. Кроме того, объясняется, что возврат почтовых отправлений, направленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением юридическим лицом не может бесспорно свидетельствовать о фактическом отсутствии юридического лица по указанному адресу. Данное положение является весьма интересным и связано с особенностями работы почты. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором связи. При отсутствии такого договора извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые шкафы. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу. Таким образом, отправление обратно почтовой корреспонденции не означает, что та или иная организация не располагается по указанному адресу - просто ее представители по каким-либо причинам не забрали из почтового ящика присланные извещения и не получили на почте соответствующие письма.
В-третьих, в случае выявления такого несоответствия должностное лицо организации привлекается к административной ответственности, предусмотренной пп. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ. В зависимости от конкретных обстоятельств это может быть предупреждение, или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб., или дисквалификация на срок до трех лет.
Отдельно в комментируемом письме рассматривается положение п. 2 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании последнего грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативно-правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Из сложившейся судебной практики следует, что данное нарушение относится к числу устранимых и, соответственно, не может являться основанием для ликвидации юридического лица. Так, ФНС указывает, что на практике при обнаружении несоответствия фактического и юридического адресов организации налоговый орган не может обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, в рассмотренном письме ФНС четко указала, что адрес юридического лица не подлежит проверке при его регистрации, а может быть проверен только в ходе контрольных мероприятий либо при обращении других государственных органов и заинтересованных лиц. При обнаружении такого несоответствия могут быть применены исключительно меры административной ответственности к должностному лицу юридического лица. Ликвидация организации в этом случае невозможна.
Вместе с тем из данного письма видно, что ФНС не в полной мере одобряет сложившийся порядок. В связи с этим ФНС отмечает, что поддерживает проект Федерального закона N 164018-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих организаций". Этот законопроект призван несколько изменить процедуру регистрации юридического лица, в частности путем введения института размещения в электронном средстве массовой информации сообщения об изменении места нахождения юридического лица, а также посредством ужесточения ответственности за предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации. Так, согласно новому законопроекту это правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан, являющихся учредителями юридического лица при его создании, в размере 5 000 руб., а на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно об этом - в статье О.Н. Поляковой "Адрес юридического лица и индивидуального предпринимателя", N 4, 2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"