Нашу аптеку проверял Росздравнадзор по жалобе. Насколько проверка правомерна, ведь должна быть санкция прокуратуры?
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития*(1) Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Росздравнадзор и его территориальные органы наделены, в частности, полномочиями на проведение в установленном порядке проверки деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и ИП, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения*(2). При этом они обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Указанным Законом определен порядок контрольных мероприятий, урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и ИП.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми и проводятся в документарной или выездной форме*(3). Причем срок проведения как выездной, так и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней*(4).
В исключительных случаях, когда необходимы сложные и (или) длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов Росздравнадзора, осуществляющих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем данного органа, но не более чем на 20 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.
Согласно статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки юридического лица могут проводиться не чаще чем 1 раз в 3 года.
Росздравнадзор должен уведомить юрлицо о проведении проверки:
- плановой - не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала, направив копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом*(5);
- внеплановой выездной - не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом*(6).
Без предупреждения внеплановая выездная проверка проводится, если в результате деятельности юридического лица или ИП:
- причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства;
- возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера*(7).
Все мероприятия проводятся только на основании распоряжения или приказа органа госконтроля*(8), в котором должны быть указаны:
- номер и дата;
- наименование органа госконтроля;
- фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица;
- наименование проверяемого юрлица или фамилия ИП;
- цели, задачи и предмет контроля;
- правовые основания контрольных мероприятий, в том числе нормативные акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата их начала и окончания.
Важно отметить, что контроль может проводиться только лицом, указанным в распоряжении или приказе. Поэтому, если в аптеку пришел контролер, необходимо в обязательном порядке проверить наличие у него распоряжения или приказа о проведении мероприятия по контролю либо его заверенной печатью копии и служебного удостоверения, чтобы удостовериться, что перед вами именно то должностное лицо (лица), которое указано в распоряжении или приказе о проведении контрольного мероприятия.
Какую роль играют органы прокуратуры при проведении проверок?
Согласно пункту 6.1 Федерального закона N 294-ФЗ органы госконтроля (надзора) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, обязаны направить и согласовать их план в органах прокуратуры.
Внеплановая проверка возможна только после ее согласования с органами прокуратуры. Она проводится в случаях:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*(9).
Согласование с органом прокуратуры происходит по месту деятельности проверяемого юридического лица или ИП.
Таким образом, если в вашей организации территориальный орган Росздравнадзора проводил внеплановую проверку по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" или "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, то наличие согласования с органами прокуратуры обязательно. Плановая проверка должна была быть предусмотрена планом на 2010 год, согласованным с органами прокуратуры.
Отсутствие указанных условий признается грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок*(10). Результаты таких проверок не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом госконтроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Д.Ю. Косихин,
руководитель юридического направления экспертно-
консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ
1 сентября 2010 г.
"В курсе правового дела", N 17, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323
*(2) пп. 5.8 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323
*(3) п. 10 ст. 9, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
*(4) ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(5) п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(6) п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(7) п. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(8) ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(9) пп. "а", "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(10) ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"