Грядущие требования по наведению порядка на автовокзалах
Уже более года действуют обновленные Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом*(1), обязывающие Минтранс разработать и утвердить требования к оборудованию автовокзалов. Но лишь недавно чиновники опубликовали на своем сайте проект подобного документа. Мы решили не дожидаться, когда он пройдет все согласования и инстанции, а ввести читателя в курс дела уже сейчас, чтобы дать общее представление о том, что ожидает перевозчиков в ближайшем будущем.
Начинаем с терминов и понятий
Автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа (п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом). Автовокзал занимается не только продажей билетов, но и создает условия для обслуживания пассажиров. Определения другого объекта транспортной инфраструктуры - автостанции - в поименованном документе нет, но это не говорит о том, что такого понятия не предусмотрено в правовом поле. Автостанция - это объект иного, более низкого уровня, представляющий собой сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров (п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом*(2)). В чем состоит обслуживание, нетрудно догадаться, автостанция - это своего рода касса по продаже билетов. Она не обязана оказывать какие-либо иные дополнительные услуги, хотя может по собственной инициативе предоставлять пассажирам дополнительный сервис (чаще розничную торговлю и общественное питание). Для автовокзалов дополнительный сервис обязателен, но, как показывает практика, многие из них, что называется, переусердствуют и превращаются из пунктов отправления пассажиров в торговые центры. Доход от аренды немалый, но не следует забывать об основном предназначении автовокзалов, которые все же являются объектами транспортной инфраструктуры, а не выгодными для арендодателей торговыми площадями. Возможно, об этом решили напомнить чиновники, разработав документ, способствующий наведению порядка на автовокзалах.
К сведению. На сегодняшний день в России работают несколько сотен междугородних автовокзалов и более тысячи автостанций. Установленные Минтрансом требования формально не распространяются на автостанции, поэтому можно предположить, что указанное соотношение будет увеличиваться не в пользу автовокзалов до тех пор, пока Минтранс не обратит внимание на автостанции и утвердит требования к их деятельности.
В продолжение темы дадим читателю информацию к размышлению. В Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеющих приоритет перед Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, вместо автостанций употребляется такое понятие, как "остановочные пункты". По сути это объекты, не заменяющие автостанции и автовокзалы, а их дополняющие. Но настораживает сама постановка вопроса, что автостанция, как некое промежуточное звено между остановочными пунктами и автовокзалами, не упоминается в приоритетном документе - Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В нем лишь сказано, что при определенном количестве пассажиров и интервале отправления транспортных средств остановочный пункт должен размещаться на территории автовокзала.
Подобное нормативное регулирование не допускает промежуточного звена между остановочными пунктами и автовокзалами, поэтому не исключено, что автостанции либо перейдут в разряд остановочных пунктов с билетными кассами, либо будут работать на более высоком уровне автовокзалов, соблюдая установленные Минтрансом требования.
Что именно регулирует ведомственный проект?
Предписания отраслевого ведомства касаются именно оборудования автовокзалов, а не их деятельности в качестве объектов транспортной инфраструктуры в целом, что регулируется другими нормативными актами, в частности, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В них есть указания по режиму работы, информация для потребителей о схеме маршрутов, правила пользования услугами автовокзалов и иные положения, связанные с их деятельностью. Можно еще вспомнить о Руководстве по организации работы производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций*(3). В нем освещены вопросы организации работы производственного объединения автовокзалов и автостанций, а также их подразделений и служб. Другой документ подобного плана - Положение о взаимоотношениях производственных объединений автовокзалов и пассажирских автостанций с автотранспортными предприятиями при осуществлении перевозок пассажиров*(4). Эти нормативные акты далеко не новы, так что воспользоваться ими можно лишь в части, не противоречащей действующим нормативным актам - Уставу автомобильного транспорта*(5) и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Проект Минтранса по оборудованию автовокзала разработан во исполнение норм данных документов, поэтому он будет применяться в полном объеме всеми юридическими лицами и предпринимателями, владеющими автовокзалами на праве собственности или на ином законном основании.
Что будут требовать от владельцев автовокзалов?
В проекте Минтранса выделены два типа автовокзалов. Первый имеет в своем составе остановочный пункт, входящий в один или несколько маршрутов регулярных перевозок пассажиров с интервалом отправления транспортных средств более двух часов, при этом общее количество отправляемых пассажиров - более одной тысячи человек в сутки. Второй тип автовокзалов (поменьше) имеет остановочный пункт, входящий в один или несколько маршрутов регулярных перевозок с интервалом отправления транспортных средств менее двух часов и с общим количество пассажиров - не более одной тысячи человек в сутки. Во многом требования к помещениям на этих типах автовокзалах схожи, и тем и другим нужно позаботиться о наличии ряда обязательных помещений:
- для организации работы билетных касс;
- комнаты для оборудования линий связи и хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с билетными кассами);
- помещения для организации проведения предрейсовых медосмотров*(6);
- зала ожидания пассажирами прибытия или отправления автобусов по маршрутам;
- места для диспетчерской службы по регулированию движения регулярных перевозок;
- комнаты отдыха водителей автотранспортных средств;
- туалета.
Дополнительно к указанным помещениям автовокзалам с большим пассажиропотоком и продолжительным интервалом отправления транспортных средств придется оборудовать:
- помещение по приему и выдаче багажа, ручной клади пассажиров (камера хранения);
- комнату матери и ребенка;
- пункт (точку) общественного питания.
Может показаться, что объектов предостаточно и автовокзалам непросто будет найти помещения под все, что предусмотрел Минтранс в своем проекте. В этом есть доля правды, но существует и другая сторона медали. Приведенный перечень во многом повторяет список требований к обустройству автовокзалов (автостанций), закрепленных в ранее действующем Уставе автомобильного транспорта РСФСР, то есть по сути автовокзалам "со стажем" требования не в новинку и многие из них имеют оборудованные помещения для обслуживания пассажиров. Другой вопрос, что они используются сейчас порой совсем не по целевому назначению. В современной интерпретации требований к автовокзалам добавлено одно важное уточнение. Все вышеперечисленные помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, будет запрещено использовать для целей, не связанных с транспортным обслуживанием. Поэтому, например, открыть торговую точку при отсутствии свободных площадей будет проблематично. Неспроста Минтранс предпочел розничной торговле пункт общественного питания, услуги которого более востребованы пассажирами и перевозчиками. Но в любом правиле есть исключения.
Предприимчивые владельцы вокзалов могут найти лазейку в документе ведомства, позволяющую несмотря на все ограничения надеяться на дополнительный доход со сдачи в аренду помещений "прибыльным" арендаторам. Дело в том, что с целью повышения качества услуг пассажирам владельцы автовокзалов могут ввести дополнительные требования к оборудованию объекта транспортной инфраструктуры. Руководствуясь этой нормой, владельцы автовокзалов смогут передать свободные площади под дополнительный сервис, главное, чтобы они не снижали качества услуг пассажирам и перевозчикам, иначе такой сервис будет расцениваться не как повышение, а как снижение качества услуг, оказываемых пассажирам и перевозчикам, что недопустимо.
Наряду с требованиями к оборудованию помещений автовокзалов Минтранс не забыл прописать требования к перронам отправления (убытия), посадочным площадкам и площадкам для высадки. Мы не будем углубляться в детали, они есть в отдельном приложении к проекту ведомства. В другом приложении приведены нормы площадей для каждого из помещений автовокзала. Обращаем внимание на то, что все требования планируется ввести в действие с 1 июня 2011 года. У владельцев автовокзалов остается меньше года, чтобы привести в порядок объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в их распоряжении.
К сведению. Именно на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и автостанциях сотрудники МВД имеют право проверять техническое состояние автобусов, следующих по установленному маршруту (п. 91 Административного регламента МВД по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения*(7)). Хотя, как показывает практика, стражи порядка редко наведываются на междугородные автовокзалы, чаще их можно встретить на конечных остановках городских маршрутов, где проводятся проверки состояния автобусов.
Как автовокзалу построить взаимоотношения с перевозчиками?
Самая простая конструкция договорных отношений сводится к заключению посреднического договора на реализацию билетов автобусных рейсов. В пользу этого варианта говорит тот факт, что в междугородних пассажирских перевозках задействованы три стороны: пассажир, автовокзал и транспортное предприятие. Последние вправе оформить свои отношения договором комиссии или агентским договором. Преимущество посреднического договора для автовокзала состоит в том, что он в ряде случаев освобождает посредника от ответственности за неисполнение сделки третьим лицом (в данном случае - перевозчиком). Посредническое соглашение в принципе можно назвать договором на расчетно-кассовое обслуживание пассажиров автовокзалом, главное, чтобы условия соглашения позволяли четко определить круг прав и обязанностей сторон, а также не затрудняли учет и налогообложение у автовокзала и пассажирского перевозчика.
Как вести учет доходов и расходов автовокзалу и перевозчику?
Автовокзал может работать как структурное подразделение крупного автопредприятия или как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся приносящей доход деятельностью. В первом случае доходы автовокзалов (автостанций) относятся к доходам от обычных видов деятельности автотранспортных организаций (п. 16 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте*(8)). Если это денежные средства от перевозок собственным транспортом предприятия, то они включаются в состав доходов от пассажирских перевозок. Если же денежные средства поступают от пассажиров, которых перевозит другое автопредприятие, то вознаграждение автовокзала можно выделить в отдельную статью доходов. Именно такая ситуация часто встречается на практике: когда автовокзал работает с перевозчиками и пассажирами в качестве самостоятельного юридического лица.
На автовокзале, выступающем в роли посредника, должен быть обеспечен раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) перевозчика. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, поступления от пассажиров в пользу перевозчика не признаются доходами автовокзала и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке, не увеличивая расходы автовокзала, отражается перечисление денежных средств перевозчику. В состав его расходов от обычных видов деятельности включаются собственные затраты, не связанные напрямую с посредническим договором (заработная плата, коммунальные услуги, арендные и иные платежи), и относятся на соответствующие счета затрат (20, 26).
В учете автовокзала-посредника для расчетов с перевозчиками можно использовать:
- субсчет 76-1 "Расчеты с перевозчиками" - в части обязательств за проданные билеты (на нем ведется "аналитика" по каждому перевозчику);
- субсчет 62-1 "Расчеты с перевозчиками" - в части посреднического вознаграждения за услуги по реализации билетов (также ведется "аналитика" по каждому перевозчику).
Открывать счет 62 для расчета с пассажирами вряд ли целесообразно, так как при реализации билетов в розницу через билетные кассы выручка учитывается котловым методом (без "аналитики" по каждому пассажиру, что вполне закономерно).
Пример.
Автовокзал производит продажу билетов на рейсовые автобусы. Перевозку пассажиров осуществляют несколько перевозчиков, с которыми автовокзал заключает агентские договоры. Цена билета формируется с учетом стоимости перевозки, а также услуг, оказываемых автовокзалом. Предположим, что комиссионный сбор автовокзала составляет 10% от суммы реализованных проездных билетов и 20% от суммы билетов на провоз багажа. За день пассажирам междугородних перевозок было реализовано проездных билетов на сумму 200 000 руб. и багажных билетов на сумму 100 000 руб. В целях упрощения в примере не рассматриваются отчисления на страхование пассажиров, а автовокзал является плательщиком НДС и уплачивает налог со своего вознаграждения.
В бухгалтерском учете автовокзала будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили деньги за проездные и багажные билеты* | 30 000 | ||
Начислено комиссионное вознаграждение (200 000 руб. x 10% + 100 000 руб. x 20%) | 40 000 | ||
Начислен НДС с посреднического вознаграждения (40 000 руб. x 18 / 118) | 6 102 | ||
Удержано вознаграждение из средств перевозчиков** | 40 000 | ||
Перечислена выручка перевозчикам за вычетом удержанного автовокзалом вознаграждения (300 000 - 40 000) руб. | 26 000 | ||
* В примере расчеты с пассажирами и со всеми пассажирскими перевозчиками отражены сводно, при этом предполагается, что в учете ведется аналитика по каждому перевозчику (в части полученных от пассажиров денег, вознаграждении автовокзала и причитающимся к перечислению денежным средствам в пользу автопредприятий). ** При реализации билетов пассажирам автовокзалы не только участвуют в расчетах, но и удерживают из поступившей от пассажиров выручки сумму вознаграждения, что упрощает процесс расчетов между ними и транспортными предприятиями. |
В учете транспортной компании доходы от перевозок пассажиров в автобусах отражаются в бухгалтерском учете без уменьшения на суммы, отчисленные другим организациям (автовокзалы, автостанции) за реализацию автобусных билетов. Таково требование п. 18 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте. Раз нельзя отразить скорректированные комиссией автовокзалов (автостанций) доходы, значит, нужно учесть это в расходах перевозчика, что отвечает общей методологии отражения доходов и расходов при осуществлении посреднических сделок. На условиях предыдущего примера покажем, как отражаются в учете перевозчиков расчеты с автовокзалом. Предположим, что они являются плательщиками НДС и начисляют налог с оказания услуг по междугородней перевозке пассажиров.
В бухгалтерском учете перевозчиков будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена выручка от продажи билетов пассажирам* | 300 000 | ||
Начислен НДС с междугородних перевозок (300 000 руб. x 18/118) | 45 763 | ||
Отражены расходы в виде вознаграждения посредника (40 000 - 6 102) руб. | 33 898 | ||
Выделен предъявленный автовокзалом НДС | 6 102 | ||
Предъявлен "входной" НДС к вычету | 6 102 | ||
Отражено удержание вознаграждения автовокзалом | 40 000 | ||
Получены средства за вычетом вознаграждения | 260 000 | ||
* Выручку от оказания услуг междугородных перевозок транспортная компания отражает на основании отчета автовокзала (ведомости продажи билетов)*(9). |
Налогообложение
НДС. Налоговая база по этому налогу у автовокзала, выступающего в роли посредника, определяется как сумма дохода, полученного им в виде посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). При этом посреднические услуги, даже если они связаны с необлагаемыми операциями, облагаются по ставке 18%. Это объясняется нормой п. 7 ст. 149 НК РФ, которой установлено ограничение в применении льготы по НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица по посредническому договору. Поэтому с сумм своего вознаграждения за оказанные посреднические услуги автовокзалы начисляют НДС на общих основаниях, независимо от того, на пригородные (необлагаемые) или междугородные (облагаемые) рейсы были проданы билеты. Налог начисляется в момент поступления денежных средств от пассажиров в кассу автовокзала, хотя вознаграждение удерживается позже (в момент перечисления средств пассажирским перевозчикам). Дело в том, что посредник после продажи билета фактически оказал услугу пассажиру, поэтому ему нужно начислить налог с суммы подлежащего удержанию вознаграждения. Что касается сумм собранных денежных средств, перечисленных перевозчикам, то налог с них обязаны исчислить их получатели. При этом автопредприятиям, осуществляющим междугородные перевозки, выручка перечисляется с учетом НДС, а пригородным перевозчикам - без налога.
Налог на прибыль. Порядок определения налоговой базы по этому налогу аналогичен правилам расчета базы по НДС. В составе доходов автовокзалы учитывают сумму комиссионного вознаграждения (без НДС), которая согласно ст. 249 НК РФ признается доходом от реализации. Датой получения дохода можно считать день продажи билетов - поступления средств от пассажиров в кассу. Исключать эти средства как предварительную оплату из расчета налогооблагаемого дохода есть основания у перевозчика, который фактически еще не оказал услугу (например, если билет продан в кассе предварительной продажи). У автовокзалов нет таких причин, чтобы считать полученные средства (в том числе причитающееся ему вознаграждение) авансом. Услуга по продаже билета на момент получения от пассажира денежных средств оказана, что обязывает включить причитающееся вознаграждение в облагаемый доход автовокзала.
Можно ли рассчитывать на спецрежимы?
Применение посреднической схемы расчетов автовокзалов с автопредприятиями и относительно небольшая выручка в виде посреднического вознаграждения дает вокзалам право на применение "упрощенки". При исчислении единого налога, а также при расчете допустимого лимита выручки "упрощенца" в составе доходов учитывается именно сумма комиссионного (агентского) вознаграждения автовокзала. У "упрощенки" есть ряд преимуществ и главное из них - это замена единым налогом налога на прибыль, НДС, налога на имущество, который у автовокзалов может составлять значительные суммы.
В части дополнительных видов деятельности (например, оказание услуг общественного питания) у объекта транспортной инфраструктуры может возникнуть необходимость уплачивать ЕНВД (если, конечно, для этого бизнеса органами местного самоуправления введена "вмененка"). При совмещении нескольких видов деятельности на разных налоговых режимах нужно позаботиться о раздельном учете показателей для исчисления налогов.
В части основного вида деятельности - продажи билетов и обслуживании пассажиров у автовокзала обязанности по уплате ЕНВД не возникает. Данного направления нет в списке разрешенных "вмененных" видов деятельности, а приравнивать реализацию билетов к перевозке пассажиров и грузов, в части которых может применяться "вмененка", нет оснований. Таким образом, автовокзалу можно продавать билеты либо в рамках "упрощенки", либо уплачивая налоги по общей системе налогообложения.
Можно ли обойтись без автовокзалов и автостанций?
Ответ на этот вопрос отчасти риторический. С одной стороны, на федеральном уровне нет норм, обязывающих перевозчика, допущенного к регулярным пассажирским перевозкам по пригородным и междугородным автобусным маршрутам, заключать договор с автовокзалами и пассажирскими автостанциями, хотя в п. 19 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом указано на обязанность размещать на территории автовокзалов остановочные пункты с высоким пассажиропотоком и продолжительным интервалом прибытия (отправления) автобусов. Но это не говорит о том, что между автовокзалом и перевозчиком должны быть договорные отношения.
С другой стороны, проявить инициативу могут региональные органы власти. На уровне нормативных актов субъекта РФ может быть принят документ, обязывающий перевозчика заключить договор с автовокзалами (автостанциями) на условиях контроля за выполнением расписания движения, соблюдением водителями режима труда и отдыха, техническим состоянием транспортных средств. При этом договор может заключаться по результатам конкурсного отбора между перевозчиком и автовокзалом (автостанцией). Здесь нет ничего противозаконного, если условие о заключении договора в равной степени распространяется на всех перевозчиков независимо от форм собственности и организационно-правовой формы. Можно говорить о введении единых требований к перевозчикам, что поспособствует наведению порядка в междугородних перевозках и повысит уровень обслуживания пассажиров. Поэтому если субъектом РФ на перевозчиков возложена обязанность по заключению договора с автовокзалом, никуда от этого не денешься. Ведь порой автовокзал является единственным пунктом отправления международных и междугородных автобусов, отвечающим нормативным требованиям обеспечения удобства пассажиров и персонала*(10), а это, согласитесь, веский аргумент, чтобы обязать пассажирских перевозчиков заключить соответствующий договор с автовокзалом. В противном случае вокзал может потерять статус объекта транспортной инфраструктуры и перейти в разряд выгодно расположенных торговых центров, против чего выступает Минтранс, разработавший требования к оборудованию автовокзалов и созданию условий для обслуживания пассажиров.
* * *
Итак, отраслевое ведомство решило всерьез взяться за наведение порядка на автовокзалах, тем самым сделан еще один шаг на пути улучшения транспортной инфраструктуры. Насколько это удастся сделать, покажет время, но перевозчики в любом случае от инициативы отраслевого ведомства останутся в выигрыше: цивилизованный уровень сервиса сегодня востребован клиентами во всех сферах услуг населению.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
*(2) Утверждены Минтрансом РФ 29.09.1997.
*(3) Утверждено Письмом Минавтотранса РСФСР от 08.08.1983 N АВ-14/1448.
*(4) Утверждено Указанием Минавтотранса РСФСР от 05.03.1981 N 19-ц.
*(5) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
*(6) Это требование ведомство обещает еще проработать.
*(7) Утвержден Приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185.
*(8) Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(9) См. Альбом унифицированных форм первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения, утв. Протоколом заседания ГМЭК от 12.09.2003 N 3/75-2003.
*(10) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2009 N 1186.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"