"Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства:
миф или реальность?" (интервью с Е.Р. Богатовой, кандидатом экономических наук, генеральным директором группы компаний "Русское золото", председателем Контрольно-ревизионной комиссии РСПП)
Малому бизнесу 22 года. За эти годы количество малых, средних и индивидуальных предприятий увеличилось более чем в 40 раз и превысило цифру 5,6 млн. Легко ли быть малым? Есть ли рецепт выживания для таких субъектов хозяйственной деятельности? С этими вопросами мы обратились к Богатовой Евгении Роменовне, к.э.н., генеральному директору группы компаний "Русское золото", председателю Контрольно-ревизионной комиссии РСПП.
Ред.: Евгения Роменовна, как, на Ваш взгляд, государство относится к малому и среднему бизнесу?
Е.Р.: Отношение постепенно меняется. Раньше к малому бизнесу государство относилось как к "неизбежному злу" - как к способу самообеспечения населения рабочими местами и удовлетворения тех потребностей общества, до которых не снисходит крупный бизнес. О среднем же бизнесе вообще не принято было говорить, его роль реально не оценивалась: маргинал какой-то, переросший масштабы малого, но не доросший до крупного.
Не случайно поэтому даже в названиях департаментов, отвечающих в центре и в регионах за развитие этого сектора экономики, начисто отсутствовало упоминание среднего бизнеса. Как следствие недооценки реальной роли малого и особенно среднего бизнеса, невнимания к проблемам этого сектора в 2000-е годы постоянно нарастало административное давление на компании, развилось такое чудовищное явление, как рейдерские захваты.
Кризис, к счастью, вернул власти с небес на землю. Выяснилось, что "небожители" - крупный бизнес (как частный, так и государственный) - сильно уязвимы при серьезных изменениях параметров рынка - мировых цен на нефть, другие сырьевые ресурсы, при падении спроса, требуют больших государственных вливаний для поддержки жизне- и конкурентоспособности.
Оказалось, что исключительно важную роль играет в экономике не только малый бизнес как средство поддержания занятости населения и удовлетворения потребительского спроса, но и средний бизнес - как основа устойчивости экономики, обеспечения стабильного производства качественной продукции потребительского и производственного назначения, цивилизованного доведения ее до потребителей. Ведь есть сферы экономики, где именно средний бизнес составляет костяк. Это, к примеру, пищевая, легкая, мебельная промышленность, строительство, производство неметаллических материалов, сельское хозяйство, не говоря уже об оптовой и о розничной торговле. Когда на самом высоком уровне объявили основными вопросами повестки дня на ближайшие годы модернизацию и инновации, то государственные мужи и органы власти "открыли" для себя и другие составляющие среднего бизнеса - гибкость, инновационность, а в малом и среднем бизнесе в целом разглядели важный потенциал для создания новых продуктов и услуг.
Кстати, устойчивость и адаптивность малого и среднего предпринимательства (МСП) к изменениям рыночной сферы подтвердила и статистика. Именно этот сектор демонстрировал в 2009 году - наиболее сложном с учетом развития кризисных явлений - наименьшие темпы снижения числа занятых и финансовых результатов работы. И это, замечу, при практически полном отсутствии материальной поддержки со стороны государства.
Ред.: Но ведь государство ежегодно выделяет значительные суммы на поддержку малого и среднего бизнеса...
Е.Р.: Вы правы, в 2010 году выделяемые средства - как из федерального, так и из регионального бюджета - распространяются и на поддержку среднего предпринимательства, не только малого. До этого же на средний бизнес не распространялись никакие программы. Признание среднего бизнеса как объекта государственной политики отразилось и в названиях соответствующих департаментов, курирующих доведение государственных средств поддержки до предприятий. В них в 2009 году появились устойчивые словосочетания: "поддержка малого и среднего предпринимательства", "развитие малого и среднего предпринимательства".
Что же касается Вашего замечания по поводу ежегодно выделяемых значительных сумм на поддержку МСП, то приведу лишь несколько фактов, которые подтверждают, что реальная массовая, заметная для относительно большого количества субъектов МСП помощь по сути только начинается.
Если посмотреть на суммы, ежегодно выделяемые из федерального бюджета на поддержку данного сегмента экономики, то цифры говорят сами за себя: в 2005 году - 1,5 млрд. руб., в 2006 году - 3 млрд. руб., в 2007 году - 3,8 млрд. руб., в 2008 году - 3,85 млрд. руб. И только кризис серьезно изменил эти суммы - они составили более 15 млрд. руб. в 2009 году и планируются на таких же уровнях в 2010 году.
"Рис.1."
Важны не только суммы федеральных денег, но и совместное участие в программах денег федерального и местных бюджетов, их программное, целевое использование. В реализации этого принципа тоже только недавно наметился серьезный прогресс. Деньги федерального бюджета в виде субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ предоставляются на конкурсной основе, и существенным условием такого предоставления является софинансирование из бюджетов субъектов РФ и наличие в регионах конкретных программ и механизмов поддержки МСП. Так вот, проанализировав результаты распределения средств федеральной поддержки за 4 года (2005-2008), Минэкономразвития получило следующую картину: 30% всех субсидий за 4 года выделено 2 субъектам РФ (Москве и Республике Татарстан), 67% пришлось на 52 субъекта РФ, 3% - на 25 субъектов РФ. Практика показала, что инфраструктура поддержки МСП в регионах, за исключением небольшого числа продвинутых, развивается медленно и только в последние 2 года работа существенно активизировалась. В 2009 году заявки на получение субсидий представили уже все регионы.
Ред.: А какие направления государственной поддержки МСП получили развитие в прошлые года и будут развиваться и дальше?
Е.Р.: В 2005-2009 годах основными направлениями федеральной финансовой поддержки регионам в области развития малого (и только) предпринимательства были следующие:
1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов). Суть этого направления - в строительстве офисных и производственных площадей, в том числе на базе высших учебных заведений, где должны размещаться новые предприниматели, не связанные с торговлей, бытовыми услугами, добычей и переработкой полезных ископаемых.
2. Поддержка экспортно-ориентированных предприятий. В рамках этого направления предусмотрено субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, с работами по сертификации, защите интеллектуальной собственности за рубежом, с расходами на создание товарного знака, промышленного образца, на участие в выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом.
3. Субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, которые потребительские и сельскохозяйственные кооперативы получают в банках, чтобы предоставлять займы своим членам для осуществления предпринимательской деятельности.
4. Создание и развитие инфрастуктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. В рамках этого направления финансируется создание в регионах частно-государственных венчурных фондов для инвестирования в предприятия в научно-технической сфере.
5. Поддержка прочих мероприятий субъектов РФ по развитию малого предпринимательства, то есть любых других региональных программ, по которым регион обеспечивает и свое финансирование тоже. Приоритетные направления, которые постепенно сформировались, группируются по 7 основным мероприятиям: создание гарантийных фондов, развитие технопарков и промышленных парков, субсидирование процентной ставки, создание фондов прямых инвестиций, фондов микрокредитования, лизинг, выдача грантов. Именно на финансовую поддержку собственных программ регионов по развитию МСП направляется наибольшая доля федеральных денег, выделяемых на поддержку данного сектора экономики.
Ред.: Евгения Роменовна, расскажите, пожалуйста, поподробнее о механизмах поддержки МСП через кредитно-банковскую систему.
Е.Р.: Одна из самых трудных задач для компаний малого и среднего бизнеса - это получение кредита в банке: и для пополнения оборотных средств, и на инвестиционные нужды. Две болевые точки - отсутствие необходимого залога, особенно при очень жестком отношении банков к оценке залогового имущества и применении большого процента дисконта (до 50%), а также высокая процентная ставка. В этих вопросах программы поддержки МСП пытаются помочь предпринимателю. Есть и еще одна проблема - нежелание банков давать кредиты на длительные сроки, но здесь программы вряд ли смогут помочь. Решению вопроса с залогами призваны помогать так называемые гарантийные фонды. К концу 2009 года гарантийные фонды за счет средств федерального и местного бюджетов были созданы в 63 субъектах РФ, их общая капитализация составила около 15 млрд. руб., при этом из этих 63 субъектов в 30 гарантийные фонды созданы лишь в 2009 году.
Гарантийные фонды предоставляют МСП поручительства (гарантии) по кредитам и займам коммерческих банков, договорам лизинга, займам страховых компаний. При этом общие принципы таковы: необходимо, чтобы соответствующие банки, лизинговые компании, страховые компании имели с гарантийными фондами соглашение о сотрудничестве. В Москве, например, с гарантийным фондом сотрудничают 25 банков. Поручительство (гарантия) выдается не более чем на 70% от общего требуемого обеспечения перед банком, лизинговой или страховой компанией. То есть компания должна иметь около 30% требуемого в целом залога. Установлен также максимальный размер вознаграждения за предоставление гарантии или поручительства - не более 4/5 ставки рефинансирования Центробанка на дату заключения договора о предоставлении гарантии.
Каждый субъект РФ сам определяет суммы гарантий, которые региональный гарантийный фонд может выдавать по договорам с компаниями малого и среднего бизнеса.
Одно из новых направлений поддержки МСП с использованием инструментов кредитов и займов - это микрофинансирование, предоставляемое небанковскими учреждениями. Речь идет о предоставлении краткосрочных займов в размере до 1 млн. руб. на период до 1 года. В перспективе предполагается содействие развитию широкой сети небанковских организаций микрофинансирования, чему, как считают государственные органы, поможет Федеральный закон "О микрофинансовых организациях", проект которого сейчас обсуждается.
Пока же микрозаймы предоставляются в основном региональными и муниципальными фондами поддержки МСП. При этом некоторые регионы занимаются созданием специальных, так называемых микрофинансовых организаций второго уровня, некоммерческих организаций, единственным учредителем которых выступает субъект РФ и целью которых является предоставление займов организациям микрофинансирования, таким как уже упоминавшиеся ранее фонды поддержки МСП, потребительские кооперативы и общества и т.п., чтобы те в свою очередь работали с компаниями МСП напрямую.
Еще один вид поддержки МСП через инструменты кредитования - это предоставление предпринимателям субсидий на выплату части процентной ставки по кредитам банков. Кредитов у МСП в целом много, а денег на субсидирование мало, поэтому в каждом регионе разрабатываются критерии целевого использования кредитов, процентные ставки по которым субсидируются. В ближайшие годы планируется, в частности, существенно увеличить расходы на эти цели для экспортно-ориентированных и инновационных компаний.
Хочу обратить внимание еще на один канал, по которому оказывается финансовое содействие развитию МСП через инструменты кредитования. Речь идет о поступлении денег не напрямую из бюджетов, а через финансирование Внешэкономбанком через Российский банк развития коммерческих банков, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, лизинговых компаний и т.п., работающих с компаниями МСП.
Существует определенный порядок рефинансирования портфелей кредитов, выданных банками компаниям МСП, который позволяет банкам получать кредиты от Внешэкономбанка через Российский банк развития под залог прав требования по кредитным договорам с МСП. Это дает коммерческим банкам доступ к дополнительным ресурсам и в принципе стимулирует их внимание к кредитованию МСП.
Ред.: Даже из нашего краткого разговора видно, что программ поддержки много, они разнообразны. А насколько они доступны для обычных компаний малого и среднего бизнеса? И что нужно делать предпринимателям, чтобы воспользоваться предоставленными возможностями?
Е.Р.: Вы правы, программ много. Мы в разговоре коснулись лишь помощи за счет кредитных и связанных с ними инструментов. А ведь есть еще и прямые субсидии (гранты), программы участия в госзакупках и госзаказе, программы льготной аренды помещений, льготные программы образования, программы облегчения присоединения к технологическим сетям и т.п. Кроме того, как я уже отмечала, каждый регион выстраивает свои приоритеты, в каких отраслях и по каким критериям отбирать компании для содействия в развитии. В разных регионах по-разному развита инфраструктура помощи, некоторые регионы еще только отрабатывают механизмы. Повторю еще раз: вся работа только разворачивается. Если не брать в расчет Москву и несколько других регионов, где работа ведется с самого начала и масштабы увеличиваются, все остальные - только в начале пути.
Я бы посоветовала предпринимателям, желающим воспользоваться какими-нибудь программами помощи, связаться с департаментами субъектов РФ (области, края), занимающимися малым и средним предпринимательством (их телефоны и адреса есть на официальных сайтах региональных администраций, есть они и в муниципальных органах власти), получить от них информацию об имеющихся программах и приоритетах, о местах, где публикуется информация о различных конкурсах. Есть смысл, базируясь на этой информации, сделать экспресс-анализ того, насколько соответствуют конкретная компания и ее виды деятельности критериям, сформулированным в этих программах.
В случае интереса к кредитным ресурсам целесообразно связаться с региональным гарантийным фондом (информацию о нем опять же можно получить в местных администрациях, на сайте, в том числе и на сайте Минэкономразвития), узнать, под какие кредиты и в каких банках, а также на каких условиях можно получить гарантии или поручительства, есть ли возможность микрофинансирования. Узнав список банков, сотрудничающих с гарантийным фондом и с департаментом поддержки МСП в администрации, есть смысл поговорить с их представителями.
Иными словами, надо вступить в контакт с целым рядом людей, которые занимаются в регионе реализацией программ поддержки МСП, воспользоваться доступными первоначальными консультациями.
Если в результате такого экспресс-анализа выяснится, что компания или индивидуальный предприниматель могут претендовать на те или иные виды поддержки, то наступит момент подготовки комплекта документов. Какие-то краткие документы - описание вида деятельности, проекта, потребности в поддержке - нужны будут и на стадии экспресс-анализа, чтобы люди, с кем предприниматель советуется или консультируется, обладали необходимой базовой информацией для правильной ориентации предпринимателя. На стадии же подготовки конкретных заявок надо будет потратить реальное время на правильное оформление комплекта документов.
К сожалению, большинство предпринимателей, которых регулярно опрашивают различные деловые союзы и ассоциации, в качестве крайне негативного фактора действующих программ поддержки МСП называют громоздкость процедуры подготовки и прохождения заявок. Так что нужно быть готовым проявить определенное упорство и квалификацию, особенно в самом начале работы с программами. Сильно мешает, к сожалению, и коррупция.
Тем не менее, на мой взгляд, ждать, пока будет проще, не стоит. Надо пытаться. Дорогу осилит идущий. Если деньги дают, то почему бы не попытаться их взять?
Ред.: Спасибо, Евгения Роменовна, за интересную беседу.
Беседовала Н.Н. Шаповалова,
главный редактор журнала "В курсе правового дела"
"В курсе правового дела", N 18, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"