Практическая реализация налогового учета
Сегодня мы публикуем статью нашей читательницы, как нетрудно догадаться по рубрике, в которой она представлена. Наталья Геннадьевна Киселева - начальник бюро бухгалтерской службы Лебединского горно-обогатительного комбината (Белгородская область, г. Губкин). Занимаясь непосредственно ведением налогового учета, она знает практическую сторону гл. 25 НК РФ и хотела бы поделиться личным опытом реализации ее положений.
История становления налогового учета начинается с 2002 года, когда гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ данный термин был введен в действие. В настоящее время это словосочетание приобрело более широкий смысл: в отдельных случаях им обозначают всю систему исчисления налогов. Однако определение, данное в ст. 313 НК РФ, относится непосредственно к системе обобщения информации для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Разобраться в лабиринтах гл. 25 НК РФ теоретически - сложно, но можно. Однако перед каждым бухгалтером неизменно встает вопрос: как же реализовать требования налогового законодательства практически?
Постановка и ведение налогового учета для многих организаций остаются проблемным вопросом, поэтому, возможно, наш опыт окажется интересным и полезным.
Налоговый кодекс не ставит жестких ограничений относительно создания системы ведения налогового учета, а обозначает лишь конечную цель - формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения и обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Каждый налогоплательщик сам организует систему ведения налогового учета, придерживаясь принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, закрепляя выбранный вариант в учетной политике для целей налогообложения.
Мы приняли наиболее удобную для нас систему: не параллельное и обособленное от бухгалтерского ведение налогового учета, а использование базы данных бухгалтерского учета для организации налогового учета (схема 1).
Схема 1
/-------------------\ /----------------\ /------------------\
| Данные | | Данные | | Данные |
| первичных учетных |--------| бухгалтерского |--------| налогового учета |
| документов | | учета | | |
\-------------------/ \----------------/ \------------------/
Организация налогового учета с использованием базы данных бухгалтерского учета позволяет применять единую систему контроля за вводимыми данными.
Разработкой системы самостоятельно занимались специалисты предприятия.
В рабочий план счетов, используемый в налоговом учете, были введены дополнительные аналитические субсчета: "Амортизационная премия", "Косвенные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг", "Косвенные расходы на продажу", "Расходы (доходы), не учитываемые в целях налогообложения прибыли (расходы (доходы), признаваемые в бухгалтерском учете как прочие)", "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли (расходы, признаваемые в бухгалтерском учете как расходы по обычным видам деятельности)".
Ведение налогового учета осуществляется в такой последовательности: ежемесячно после окончания формирования отчетных данных по бухгалтерскому учету, которые накоплены и систематизированы в автоматизированной системе, осуществляется их конвертация в отдельную директорию, где в автоматическом режиме выполняются преобразования и расчеты:
1) исключаются бухгалтерские проводки:
- по начислению, амортизации и движению основных средств, сформированные в базе бухгалтерского учета, и формируются проводки по начислению, амортизации и движению основных средств из базы налогового учета. Здесь необходимо сказать, что программа по учету основных средств перестроена на две базы. При вводе основного средства в эксплуатацию бухгалтер сразу же формирует первоначальную стоимость для каждого учета. В 2002 году каждое основное средство было рассмотрено с присвоением ему амортизационной группы. Кроме того, при вводе в эксплуатацию в налоговом учете начисляется амортизационная премия, и далее заложен алгоритм для расчет амортизации по каждому объекту основных средств;
- по начислению резервов по финансовым вложениям, сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей, так как в налоговом учете данные резервы не создаются, а резерв по сомнительным долгам создается и корректируется по другим правилам;
2) распределяются расходы на прямые и косвенные. Существует справочник расходов, где каждому виду расходов присвоен шифр. Применительно к нашему производству определен перечень прямых расходов. Их шифры имеют определенный признак, и в автоматизированной системе происходит распределение всех расходов по субсчетам: если по списку это прямые расходы, то в дебет субсчета 20.0 "Основное производство", а если косвенные - 20.9 "Косвенные расходы на производство и реализацию";
3) осуществляется корректировка расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Бухгалтерские проводки, сформированные по дебету балансового счета 20, заменяются на субсчет "Расходы (доходы), не учитываемые в целях налогообложения прибыли (расходы, признаваемые в бухгалтерском учете как расходы по обычным видам деятельности)". Это, опять же, происходит благодаря тому, что все затраты имеют свой шифр и сформирован перечень шифров, относимых к неучитываемым расходам в соответствии со ст. 270 НК РФ. В случае если расходы в бухгалтерском учете отражены не на счете 20, а на счете 91, они переходят на балансовый счет "Расходы (доходы), не учитываемые в целях налогообложения прибыли (расходы, признаваемые в бухгалтерском учете как прочие)";
4) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам в налоговом учете (в соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ) "уходят" с балансового счета 20 "Основное производство" в бухгалтерском учете на счет 91 "Прочие (внереализационные) расходы" в налоговом учете;
5) по кредиту субсчета 20.0 "Основное производство" производится оценка МПЗ собственного изготовления, готовой продукции, незавершенного производства и полуфабрикатов. Помните, все расходы с определенными шифрами ушли на отдельный субсчет, поэтому оценка произошла только исходя из прямых расходов, а косвенные с субсчета 20.9 сразу сформировали финансовый результат.
Вышеперечисленные пункты, считаем, могут являться стандартными и наиболее распространенными операциями для всех организаций. Кроме того, существует много мелких преобразований, так сказать, личных, адаптированных для нашей технологии производства и учета. Помимо этого, не все в налоговом учете можно оставить на откуп программе (например, отражение суммовых разниц по активам и обязательствам, выраженным в условных единицах), так как главную роль в этом играет момент признания, распознание которого неподвластно даже нашей автоматизированной системе, и остаются еще корректировки, осуществляемые бухгалтером путем непосредственного внесения бухгалтерских записей (проводок) в программу в базе уже налогового учета.
А дальше - формирование оборотных ведомостей и аналитических регистров налогового учета уже из преобразованных данных. Регистры составляются в соответствии с известными всем требованиями ст. 314 НК РФ. Состав налоговых регистров, их форму, порядок заполнения каждый налогоплательщик определяет для себя сам.
При определении системы налоговых регистров мы преследовали цель: сформировать налогооблагаемую базу, соответствующую всем требованиям законодательства, а так как итоговой формой отчета является декларация по налогу на прибыль, ее показатели и взяли за основу (схема 2).
Существуют регистры по доходам и расходам; их формирование и заполнение происходят на основании данных оборотных ведомостей, автоматически. Ручной труд бухгалтера применяется для составления следующих групп регистров:
- налоговые регистры по тем хозяйственным операциям, по которым необходимо иметь полную информацию, - доходы, расходы, даты договоров, курсы валют и т.п. и убытки, учитываемые в особом порядке. А также налоговые регистры при отсутствии бухгалтерских проводок, как в случае включения в доходы амортизационной премии, которая подлежит восстановлению при реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основного средства, в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ;
- при определении нормативов - процентов по долговым обязательствам, представительских расходов, расходов на страхование, резерва по сомнительным долгам.
Схема 2
1-й блок: доходы 2-й блок: расходы
/---------------------------\ /---------------------------------------------------------\
|Налоговый регистр | |Налоговый регистр прямых расходов, |
|выручки от реализации | |относящихся к реализованным товарам, работам, услугам |
|товаров (работ, услуг) | |Налоговый регистр прямых расходов налогоплательщика, |
|собственного | |осуществляющего оптовую, |
|производства | |мелкооптовую и розничную торговлю, относящихся к |
|Налоговый регистр | |реализованным товарам |
|выручки | |Налоговый регистр косвенных расходов, всего |
|от реализации покупных | |Налоговые регистры по отдельным видам косвенных расходов:|
|товаров | |суммы налогов и сборов, расходы на капитальные вложения |
|Налоговый регистр выручки | |в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, |
|от реализации имущественных| |расходы на НИОКР |
|прав | |Налоговый регистр стоимости |
|Налоговый регистр выручки | |реализованных имущественных |
|от реализации прочего | |прав |
|имущества | |Налоговый регистр цены приобретения |
|Налоговый регистр | |реализованного прочего |
|внереализационных | |имущества |
|доходов | |Налоговый регистр внереализационных расходов |
\---------------------------/ \---------------------------------------------------------/
3-й блок: регистры по формированию 4-й блок: регистры
налогооблагаемой базы по отдельным для определения
хозяйственным операциям нормируемых расходов
/------------------------------------------------------\ /------------------------------------\
|Налоговый регистр финансовых результатов | |Налоговый регистр расчета |
|от уступки права требования долга | |норматива по добровольному |
|Налоговый регистр финансовых результатов | |медицинскому страхованию работников |
|от уступки права требования долга | |Налоговый регистр расходов в виде |
|(как реализации финансовых услуг) | |процентов по долговым обязательствам|
|Налоговый регистр финансовых результатов | |по полученным кредитам и займам |
|по договорам доверительного управления | |Налоговый регистр расчета норматива |
|Налоговый регистр реализации амортизируемого имущества| |резерва по сомнительным долгам |
|Налоговый регистр по убыткам объектов | |Налоговый регистр определения |
|обслуживающих производств и хозяйств | |расчетной цены ценных бумаг |
\------------------------------------------------------/ \------------------------------------/
Итак: итоги регистров 1-го блока + итоги регистров 2-го блока + финансовый результат регистров 3-го блока (при отсутствии отклонений от нормы, определяемых в регистрах 4-го блока) = налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль.
Кроме того, наша система позволяет получать данные, не задействованные при расчете налоговой базы, например неучитываемые расходы, которые необходимы при определении постоянных разниц, в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(1).
На первый взгляд, кажется, все просто. В общем-то, так и есть, но необходимы постоянный контроль и совершенствование существующей системы. За этим стоит труд большой, сплоченной, а главное - заинтересованной в своем деле и результатах команды настоящих профессионалов - бухгалтеров и программистов, чего мы искренне желаем каждому предприятию.
Н.Г. Киселева,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"