"Реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(интервью с Р.Г. Нургалиевым, министром внутренних дел Российской Федерации,
генералом армии)
Рашид Гумарович, не могли бы Вы прокомментировать основные положения концепции нового федерального закона о милиции?
- В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" Правительству РФ поручено до 1 декабря 2010 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект нового федерального закона о милиции.
В настоящее время в МВД России осуществляется разработка соответствующего законопроекта.
На первом этапе был подготовлен проект концепции федерального закона "О милиции". Ее суть предопределяется необходимостью модернизировать систему МВД России таким образом, чтобы результатами преобразований стали: совершенствование функционирования органов внутренних дел; их адаптация к современным реалиям; повышение качества и надежности деятельности, направленной на защиту интересов личности, общества и государства.
В проекте федерального закона "О милиции" отражаются основополагающие идеи, связанные с закреплением на законодательном уровне партнерской модели взаимоотношений милиции и общества; конкретизацией функций и задач органов внутренних дел, а также полномочий их сотрудников; закреплением юридических гарантий законности деятельности милиции; обеспечением прав граждан и организаций при взаимодействии с представителями органов МВД России; усилением антикоррупционной составляющей в организации работы милиции; повышением социальной защищенности сотрудников милиции.
В целом данный законопроект представляет собой системный нормативный правовой акт, направленный на регулирование общественных отношений, касающихся публично-правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств.
В настоящее время значительное количество правонарушений со стороны сотрудников милиции обусловлено невысоким уровнем их подготовки, не отвечающей современным требованиям. Какие меры заложены в концепцию реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях повышения квалификации милиционеров, в том числе углубления их юридических знаний?
- Проводимая реформа в числе других мер предполагает усиление кадрового потенциала органов МВД России. Министерство внутренних дел Российской Федерации крайне заинтересовано в том, чтобы иметь в своих рядах высококвалифицированных специалистов с углубленной профильной подготовкой, обладающих высокими моральными принципами.
В настоящее время значительно усовершенствована система отбора и приема граждан на службу в органы внутренних дел. Вводятся такие инструменты, как личное поручительство и использование специальных психофизиологических исследований.
Будут пересмотрены и требования, предъявляемые к действующим сотрудникам, их личностным и профессиональным качествам. Основные положения новых правил уже нашли отражение в проекте федерального закона "О милиции".
Планируется на законодательном уровне предусмотреть развернутый перечень характеристик, которым должен соответствовать сотрудник милиции. Перечень критериев охватит как личностные и профессиональные качества, так и положения о личном поручительстве, результаты прохождения психофизиологического исследования и тестирований на алкогольную и наркотическую зависимости.
Прорабатываются запреты и ограничения, связанные с государственной службой сотрудников милиции.
Проект предполагает, что морально-психологические, деловые и иные личные качества граждан, впервые принимаемых на работу в милицию, будут целенаправленно устанавливаться в течение определенного испытательного периода и сопоставляться с перечнем требований к поступающим на государственную службу для замещения должности сотрудника органов внутренних дел.
Что следует понимать под корректировкой списка прав и обязанностей сотрудников МВД России в целях исключения дублирующих и избыточных функций милиции? Каковы не свойственные милиции функции, от которых ее планируется избавить согласно упомянутому Указу Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208?
- В основе модернизации деятельности органов внутренних дел лежат идеи конкретизации функций органов внутренних дел и установления приоритетного направления деятельности милиции - предупреждения преступлений и нарушений общественного порядка.
Избыточные функции порождают условия для коррупционного поведения, недостаточные - снижают эффективность любого органа государственной власти. Поэтому задача реформы состоит в том, чтобы найти "золотую середину", т.е. избавить милицию от не свойственных ей функций при сохранении и уточнении необходимых.
В настоящее время на МВД России возложено около сорока задач, напрямую не связанных с противодействием преступности и охраной общественного порядка. Во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, исходя из их компетенции, МВД России прорабатывает вопросы о передаче этих функций. Так, милиция будет освобождена от обязанностей, связанных с розыском ответчиков, обеспечением деятельности медицинских вытрезвителей, контролем за применением контрольно-кассовой техники и др.
Наряду с этим пересматриваются задачи и обязанности милиции. Они выстраиваются в иерархию в соответствии с конституционным принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина над иными интересами.
Реально ли в ближайшие 10 лет преобразовать российскую милицию в профессиональную полицию?
- В настоящее время речь идет о модернизации милиции, оптимизации ее деятельности, повороте к гражданским интересам, а не о преобразовании милиции в профессиональную полицию.
Модернизация органов внутренних дел является основным и необходимым условием повышения эффективности защиты прав граждан России. Впервые за последние 20 лет подход к этому процессу будет комплексным. Он неразрывно связан с реформами судебной системы и системы исполнения наказаний.
В обозначенный Президентом РФ в Указе от 18 февраля 2010 г. N 208 срок - к 1 декабря 2010 г. - будет осуществлено реформирование центрального аппарата МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений. Сейчас уточняются их задачи и функции. В составе центрального аппарата помимо департаментов, определяющих государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, появятся главные управления и управления, которые будут выполнять организационно-методические и практические функции, необходимые для противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Новую структуру центрального аппарата МВД России планируется представить до 1 сентября 2010 г. Таким образом, в установленные сроки будут решены все организационные, штатные и кадровые вопросы.
Совершенствование системы МВД России - это процесс, имеющий долгосрочный характер. Пока сделаны только первые шаги. Важную роль в нем играет постоянное, эффективное взаимодействие органов внутренних дел и гражданского общества. В этом состоит одна из основных особенностей проводящегося в настоящее время реформирования системы МВД России. Уже проведены рабочие встречи с депутатами Государственной Думы и сенаторами, а также с членами Российской академии наук. Россияне постоянно информируются о ходе реформирования - все сведения поступают в СМИ.
Стоит напомнить, что достижение поставленной цели зависит не только от законодательных установлений. Эффективность реализации проводимых мероприятий во многом определяется правовой культурой как самих сотрудников, так и всех российских граждан.
Указом Президента РФ предусмотрены структурные преобразования в системе МВД России, в том числе сокращение штатов транспортной милиции. Насколько оправданно это решение, не будет ли оно пересмотрено в свете участившихся терактов на транспорте?
- Сокращение произойдет в основном за счет вакантных должностей и не коснется сотрудников, непосредственно работающих на местах и защищающих жизнь и здоровье граждан.
В данном случае речь идет об организационно-штатных преобразованиях в Департаменте обеспечения правопорядка на транспорте в рамках основных мер, направленных на реформирование органов внутренних дел и проводящихся путем оптимизации структуры и численности данного подразделения. Так, МВД России ведет формирование восьми управлений на транспорте по федеральным округам на базе двадцати имеющихся управлений.
Напомню, что в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 на реализацию данных мер Министерству внутренних дел РФ было отведено шесть месяцев.
Какие антикоррупционные мероприятия предполагается проводить в рамках реформы? Видите ли Вы действенный способ перевоспитания кадрового состава, кроме самого простого - уволить прежних сотрудников и набрать новых?
- Важным фактором противодействия коррупции должны стать высокая правовая защищенность и стабильность правового статуса сотрудников милиции, что позволит каждому из них чувствовать себя уверенно при исполнении служебных обязанностей.
На уровне закона предусматривается обязанность всех сотрудников милиции подавать сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об имеющихся у них обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера.
Профилактикой коррупции будет служить и ротация руководящих кадров милиции.
Представляется целесообразным возвести в ранг закона положения об отчетности руководителей органов внутренних дел перед представителями органов государственной власти, а также местного самоуправления, благодаря чему общественное мнение превратится в один из определяющих критериев в системе оценок эффективности работы милиции.
Кроме того, за счет развития информационных технологий предполагается в ряде ситуаций минимизировать прямые контакты милиционеров с населением. В частности, предусматриваются: дальнейшее внедрение системы автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения; переход на электронный документооборот; регистрация заявлений и обращений граждан и предоставление общественно значимых услуг в электронном виде; видеофиксация служебной деятельности сотрудников милиции при осуществлении контактов с гражданами.
Благодаря указанным мерам сотрудники органов внутренних дел смогут сосредоточить свое внимание на качественном выполнении своих главных функций - бороться с преступностью и обеспечивать ее профилактику.
Принимается ли во внимание при реформировании таких структур, как МВД России, опыт других государств, и если да, то каких?
- Модернизация системы МВД России опирается на достижения российской науки и зарубежный опыт, который способен оказать существенное влияние на качество и эффективность функционирования данного государственного института.
Стоит отметить, что в настоящее время в странах Запада в основе доминирующей идеологии правоохранительных органов в отношениях с обществом лежит концепция "коммунально ориентированной" деятельности полиции. Термин "community poliсing" позитивен и подразумевает признание и одобрение роли общества, оказывающего влияние на философию управленческой деятельности полиции.
Идея привлечения граждан к охране правопорядка популярна сегодня не только в России, но и в большинстве государств мира (США, Канаде, Германии, Великобритании, Австралии, Индии и т.д.). Для многих департаментов полиции иностранных государств стратегии, ориентированные на реализацию указанной идеи, стали нормой, а не исключением из правил.
При разработке подходов к модернизации системы органов внутренних дел России были проанализированы особенности деятельности зарубежных правоохранительных органов (полицейская охрана общественного порядка бригадным методом, программа пешего патрулирования (США); модель "ночных сторожей" (Великобритания) и др.), выявлены положительные тенденции, которые и учитываются в ходе осуществления преобразований.
Но главным в модернизации МВД России остается то, что она основывается на принципах и подходах, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию в 2009 г. и ориентированных на построение в России правового демократического государства.
Проводимую в настоящее время реформу органов внутренних дел называют масштабной. И действительно, список задач, поставленных Президентом РФ, велик, а для их решения потребуются большие финансовые вложения. Может быть, реорганизацию следует проводить поэтапно, при необходимости корректируя процесс? Ведь при любых изменениях ошибки неизбежны, а при глобальных реформах возможны глобальные ошибки. Как говорится, тише едешь - дальше будешь.
- Реформа МВД России, как и любые другие преобразования, потребует значительных ассигнований из федерального бюджета. Конечно, финансовые потребности должны быть обоснованными и соответствовать возможностям казны.
Этапы проведения модернизации определены Указами Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Чтобы исключить серьезные упущения и избежать непоправимых ошибок, на уровне руководства страны регулярно проводятся совещания, на которых анализируется ход преобразований МВД России.
Ну а если бояться ошибок, то лучше ничего не предпринимать, пресекать любые стремления к лучшему. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
Рашид Гумарович, благодарим Вас за интересную беседу.
"Законодательство", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью Р.Г. Нургалиевым, министром внутренних дел Российской Федерации, генералом армии
Рашид Гумарович Нургалиев родился в 1956 г. в семье кадровых ков милиции. 1974 г. окончил среднюю школу поселка Надвоицы Карельской АССР.
В том же году поступил в Петрозаводский государственный университет им. О.B. Куусинена, который окончил в 1979 г.
С 1979 по 1981 г. работал преподавателем физики в школе поселка Надвоицы Карельской АССР.
В 1981 г. начал службу в Комитете государственной безопасности Карельской АССР, где прошел путь от оперуполномоченного Калевальского районного отделения и Костомукшского городского отдела до начальника Медвежегорского районного отделения и начальника отдела по борьбе с терроризмом Республики Карелии.
С 1995 г. проходил службу в центральном аппарате Федеральной службы контрразведки, затем - Федеральной службы безопасности: был главным инспектором организационно-инспекторского управления, начальником отдела управления собственной безопасности.
С 1998 по 1999 г. руководил отделом Главного контрольного управления Президента РФ.
В 1999 г. возглавил управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков Департамента экономической безопасности, в дальнейшем являлся заместителем директора - начальником инспекторского управления ФСБ России.
С 2002 по 2004 г. являлся первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации.
9 марта 2004 г. назначен на должность министра внутренних дел Российской Федерации.
Женат, имеет двоих детей.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 7