Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": проблемы терминологии
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), вступив в силу, породил немало споров, связанных с юридической сущностью и природой складывающихся в данной сфере отношений, видом договора, заключаемого между туристом и турфирмой, недостаточностью и противоречивостью понятий туристского продукта и тура*(1).
В меньшей степени в этих обсуждениях освещение получили вопросы, касающиеся не менее важной категории - туризма*(2). При этом точность дефиниции данного понятия предопределяет понимание природы складывающихся правовых отношений, природы туристских услуг и признаков их отграничения от санаторно-курортных, пансионных услуг, услуг, направленных на временное проживание и размещение, а также иных смежных услуг.
Статья 1 Закона изначально содержала следующее легальное определение туризма: "Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".
После принятия Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм стал пониматься как "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания"*(3).
Таким образом, определение было скорректировано в части целей и формулировки запрета на осуществление деятельности, связанной с получением дохода, в стране (месте) временного пребывания.
Следует отметить, что внесенные изменения не затронули сущности определения данной категории.
Рассматривая туризм, специалисты едины во мнении относительно сложности и многоаспектности данного социально-экономического явления, отмечая при этом, что до настоящего времени не существует однозначного и единообразного его определения*(4). Вместе с тем некую совокупность признаков, присущих этому явлению, можно выделить как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве зарубежных стран (Германии, Франции, США).
По мнению некоторых ученых, определение, данное в Законе, содержит ту же совокупность признаков*(5). Однако с данным выводом сложно согласиться. Представляется, что приведенная в Законе дефиниция ни лексически, ни юридически не определяет туризм с достаточной точностью и, таким образом, не содержит совокупности признаков, позволяющих идентифицировать его как специфическое явление и правовую категорию.
В связи со сказанным представляется справедливым мнение Е.П. Писаревского, утверждающего, что определение туризма, данное в Законе, не в полной мере отражает всю специфику туризма*(6).
Для целей правового регулирования определяющей является та сущность явления, которая позволяет отграничить его и порождаемые им отношения от сходных явлений и отношений.
Кроме того, как указывал Я.Е. Парций, рассматривая категорию туризма, "это определение должно также быть связано с юридическим оформлением отношений, возникающих при туризме, формы которых определены гражданским законодательством"*(7).
Анализ основных понятий (ст. 1) и текста Закона приводит к выводу о том, что законодатель считает синонимичными понятия временного выезда и путешествия. Между тем под выездом понимается "место, через которое выезжают"*(8). Следовательно, временный выезд характеризует лишь первую стадию перемещения в пространстве, а именно оставление места жительства и нахождение в пути. Однако совершенно очевидно, что туризм охватывает не только выезд, но и пребывание (временное пребывание) в пункте назначения и возвращение в место жительства.
С учетом сказанного специалисты отмечают такой присущий туризму признак, как наличие двух равнозначных составляющих: временного пребывания (статический аспект туризма) и переезда (динамический аспект туризма)*(9), что находит отражение и в международно-правовых документах.
Что касается термина "путешествие", то он часто используется для объяснения понятия*(10) и сущности туризма*(11). При этом лексически "путешествие" ограничено рамками "пребывания в езде или передвижения пешком по дальним странам, местностям"*(12) и, таким образом, представляет собой динамический аспект туризма, как и выезд.
Следовательно, употребляемые в качестве определителей понятия туризма слова "выезд" и "путешествие" не отражают в полной мере сущности и специфики туризма, раскрывая только его динамический аспект, который не может характеризовать в полном объеме ни это явление, ни эту категорию, поскольку не вмещают в себя стадию пребывания (статический аспект туризма). По этой же причине указанные термины не могут дополнять друг друга, обладая разным содержанием.
В международно-правовых документах и рекомендациях Всемирной туристской организации туризм рассматривается и определяется с нескольких позиций. Выделим из них три основополагающих, принимая во внимание, что нас интересует прежде всего юридическая сторона явления.
1. Туризм - это деятельность, имеющая в жизни народов большое значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений*(13).
2. Туризм "включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений; он представляет собой вид деятельности, имеющей важное значение для жизни людей и современных обществ, превратившийся в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей..."*(14).
3. Туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями*(15).
Итак, под туризмом понимаются и вид деятельности туристов, и их свободные перемещения, и сфера услуг.
Вместе с тем определение туризма через столь объемную, неоднозначную и неюридическую категорию, как вид деятельности туриста, не раскрывает ни сути явления, ни его особенностей.
Что касается сферы услуг, то этот аспект туризма применительно к Закону нашел свое отражение в понятиях "туристская деятельность" и "туристская индустрия".
Вместе с тем наиболее точно по своему содержанию выражает сущность туризма формулировка "свободные перемещения людей от места их проживания и работы", поскольку терминологически "перемещение"*(16) включает в себя и "переезд", и "пребывание".
Следует отметить, что даже уточнение содержания применяемых терминов не позволяет выявить свойства и признаки, которые бы отличали туризм от иных временных поездок при идентичности целей тех и других.
Такое отличие может появиться, если придать туризму специфическую юридическую форму, что должно найти отражение в самом понятии.
Следует согласиться с мнением Я.Е. Парция о том, что врeменные поездки могут именоваться туризмом только в случае их оформления в соответствии с Законом, т.е. если "имеются туристские путевки установленного образца и договор об оказании туруслуг с организацией (индивидуальным предпринимателем)", которые вправе осуществлять туристскую деятельность. "Без указанного оформления все предлагаемые "туры" должны рассматриваться как транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги"*(17).
Следующим моментом, нуждающимся в корректировке, по нашему мнению, является употребляемое в дефиниции туризма словосочетание "с постоянного места жительства" по причине узости понятия места жительства и невозможности его расширительного толкования. Использование для определения туризма характеристики выезда в такой редакции искажает суть туризма, препятствуя пониманию и раскрытию в полной мере всей его специфики.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежития, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких пенсионеров, дом-интернат для инвалидов, ветеранов, и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации*(18).
Исходя из изложенного гражданин, работающий по вахтовому методу и выезжающий по турпутевке с места работы, либо лицо, выезжающее с места пребывания, не являются туристами, поскольку их временная поездка не рассматривается как туризм.
Очевидно, что столь однозначное определение места, откуда должен выехать гражданин, чтобы его поездка была квалифицирована как туристическая, - дань первой попытке всеобъемлющей правовой регламентации туристских отношений.
Вместе с тем представляется, что в настоящее время такой подход не соответствует ч. 1 ст. 27 Конституции РФ о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Данное положение реализовано в упомянутом Законе РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В определениях туризма, использующихся в международно-правовых документах и рекомендациях Всемирной туристской организации, применяются более широкие по своему содержанию категории места проживания и работы, а также понятие "пределы обычной среды".
Таким образом, термин "туризм" нуждается в корректировке, поскольку нормативная дефиниция, существующая в настоящее время, не отражает в полной мере сущность явления, ограничивая его, и, таким образом, препятствует выявлению и правовой регламентации его специфических черт и порождаемых им отношений.
Список литературы
1. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999.
2. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М., 2008.
3. Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3-4.
4. Ленард Л. Николс. Управление туризмом // Основы управления индустрии гостеприимства. М., 1995.
5. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". М., 1998.
6. Писаревский Е.П. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. Владивосток, 1999.
7. Терещенко А.О. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. N 1.
Т.В. Борисенкова,
кандидат юридических наук,
генеральный директор АНО "ЮНИЦ"
"Законодательство", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Терещенко А.О. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. N 1. С. 30; Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3-4; Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 234.
*(2) См.: Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". М., 1998. С. 11; Писаревский Е.П. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. Владивосток, 1999. С. 117.
*(3) СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 833.
*(4) См.: Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М., 2008.
*(5) См.: Парций Я.Е. Указ. соч. С. 4.
*(6) Писаревский Е.П. Указ. соч. С. 17.
*(7) Парций Я.Е. Указ. соч. С. 4.
*(8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 101.
*(9) См.: Ленард Л. Николс. Управление туризмом // Основы управления индустрии гостеприимства. М., 1995. С. 318.
*(10) Там же.
*(11) См.: Парций Я.Е. Указ. соч. С. 3.
*(12) Ожегов С.И. Указ. соч. С. 484, 563.
*(13) См.: Манильская декларация по мировому туризму (Филиппины, октябрь 1980 г.): Экономика современного туризма. СПб., 1998. С. 20.
*(14) Гаагская декларация по туризму (10-14 апреля 1989 г.): Международные туристские организации. М., 1990. С. 224.
*(15) См.: Международная конференция ООН по статистике путешествий и туризма. М., 1993.
*(16) Ожегов С.И. Указ. соч. С. 447.
*(17) Парций Я.Е. Указ. соч. С. 4.
*(18) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": проблемы терминологии
Автор
Т.В. Борисенкова - кандидат юридических наук, генеральный директор АНО "ЮНИЦ"
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 7