Интернет и электронный билет
(Комментарий к письму Минфина России от 01.07.2010 г. N 03-03-07/23)
Минфин России не исключает возможности косвенного подтверждения командировочных расходов при приобретении электронного билета.
Если внимательно рассмотреть ситуацию, которая нашла отражение в письме Минфина России от 01.07.10 N 03-03-07/23, то станет ясно, что до всеобщей "электронизации" нашей страны пока очень далеко.
Как минимум, к каждой электронной операции понадобится отдельный бумажный документ, что сразу обессмысливает саму электронную операцию.
Итак. Работник в командировке заказал железнодорожный билет по Интернету и оплатил его стоимость кредитной картой, очевидно, также посредством Интернета.
Однако в бухгалтерии организации ему отказали в возмещении этой суммы. Они указали на то, что квитанция банка о списании суммы за приобретенные билеты отсутствует. А само командировочное удостоверение с печатью для бухгалтерии не является основанием для оплаты понесенных работником расходов.
Финансисты, опираясь на приказ Минтранса России от 23.07.07 N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте", оценили эту ситуацию так.
Электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должен:
- или быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности проездном документе;
- или дополнительно к оформленному не на бланке строгой отчетности проездному документу должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки с помощью ККМ.
Таким образом, при приобретении работником электронного билета, подтверждающими расходы документами являются следующие документы.
Во-первых, для подтверждения произведенных расходов по оплате:
- или чек ККТ;
- или слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
- или подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, проведенной операции по оплате электронного билета;
- или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Для подтверждения произведенной перевозки потребуется электронный проездной документ (билет).
Хорошо, предположим, что бумажную версию билета работник может получить на вокзале. Но ведь за подтверждением оплаты по счету ему придется идти в банк! В чем тогда смысл оплаты билета по Интернету?
Финансисты, правда, оговариваются, что расходы могут иметь и косвенное подтверждение, то есть, что для учета налоговых расходов будет вполне достаточно распечатки электронного билета и командировочного удостоверения.
Однако, очевидно, что у налоговых инспекций будет, скорее всего, совсем другое мнение.
Подготовлено экспертами Палаты налоговых консультантов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Палата налоговых консультантов - профессиональное сообщество консультантов по налогам и сборам России.
Контактная информация - г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 4. Телефон (495) 229-10-61
Компания "Гарант" имеет право на приоритетное распространение в электронном виде комментариев и статей, подготовленных экспертами Палаты налоговых консультантов, сотрудничает с Палатой налоговых консультантов в области популяризации вида деятельности "налоговое консультирование".