Подготовка к проверке уплаты страховых взносов
Документы, применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов
Для целей проверки правильности уплаты страховых взносов приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н утверждены формы документов, применяемые при контроле за уплатой страховых взносов, которые можно подразделить на два блока:
Блок 1. Контрольная работа:
уведомление о вызове плательщика страховых взносов (форма 7);
требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР);
требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ФСС РФ);
решение о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР) и т.д.
Блок 2. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ПФР);
решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ФСС РФ);
постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (форма 2-ПФР) и т.д.
Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного социального страхования (ТФОМС) осуществляется в ходе камеральных и выездных проверок на обязательное медицинское страхование.
Камеральная проверка
Камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов проводится аналогично камеральной проверке уплаты налогов и сборов.
Основным документом, на основе которого производится данная проверка, является расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ).
Кроме того, орган контроля за уплатой страховых взносов (далее - орган контроля) вправе проверять как документы, представленные плательщиком страховых взносов, так и другие документы о его деятельности, имеющиеся у органа контроля.
Основные направления проведения камеральной проверки:
своевременность представления РСВ;
правомерность применения тарифа;
правильность применения тарифа с учетом возрастных категорий.
Орган контроля при камеральной проверке расчетов плательщика страховых взносов использует:
ранее представленные расчеты;
ранее истребованные либо представленные по инициативе плательщика бухгалтерские документы, документы учета персонала, свидетельствующие о начисленных выплатах и правомерности применения пониженных тарифов, вместе с первоначальными расчетами, уточненными расчетами;
результаты камеральных, выездных проверок, иных мероприятий территориального органа ПФР;
документы, полученные территориальным органом ПФР при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к его компетенции (документы персонифицированного учета);
заявления, сообщения от плательщика страховых взносов и третьих лиц;
иные документы, полученные на законных основаниях.
Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения органа контроля без какого-либо специального решения в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета и документов, а также на основе других документов, свидетельствующих о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо обнаружены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР) может быть направлено плательщику только в ходе (или по результатам) камеральной проверки в срок, не превышающий трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
По истечении вышеуказанного периода направление такого требования неправомерно и может плательщиком не исполняться.
Исходя из конструкции форм (8-ПФР и 8-ФСС), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н, только руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от проверяемого лица представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
С учетом того что руководителем собственноручно проставляется печать на документах, то в отличие от некоторых иных форм, утвержденных данным приказом, Минздравсоцразвития допускает в этой форме печать органа контроля за уплатой страховых взносов без подписи его должностного лица, тем более что во исполнение данного требования плательщиком страховых взносов (как заинтересованным лицом) представляются пояснения в отношении выявленных ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями.
Для представления необходимых пояснений к расчету, на основе которого проводилась камеральная проверка, или внесения соответствующих исправлений в расчет установлен срок - пять дней со дня вручения такого требования, если оно было получено должностным лицом организации (или ее уполномоченным представителем).
Требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам может быть также направлено по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В отношении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ (форма 8-ФСС) действует аналогичный порядок.
Исходя из анализа ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) можно сделать вывод, что орган контроля вправе истребовать в ходе осуществления камеральной проверки документы (копии документов), предусмотренные данным нормативным актом, или иные документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
За непредставление плательщиком страховых взносов запрашиваемых документов предусмотрен штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно законодательству плательщик страховых взносов обязан в течение 10 дней со дня вручения требования представить документы в виде заверенных проверяемым лицом копий, перечисленные в вышеуказанном требовании.
Если проверяемая организация не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, она в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля о невозможности представления в назначенные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых могут быть представлены истребуемые документы.
В этом случае органом контроля выносится решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов с указанием даты их представления либо орган контроля вправе отказать в продлении сроков без приведения причин.
Законодатель не ограничивает плательщика страховых взносов в возможности представлять в орган контроля помимо пояснений относительно выявленных ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, дополнительные выписки из регистров бухгалтерского учета, а также и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В этом случае лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы.
При проведении камеральной проверки расчетов истребование сведений (индивидуального) персонифицированного учета не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля вправе вызывать плательщика страховых взносов:
для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) плательщиком страховых взносов;
в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов;
в иных случаях, связанных с исполнением плательщиком законодательства о страховых взносах.
При проверке правильности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ орган контроля вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Рассмотрим одну из особенностей Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Исходя из положения п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ если орган контроля обнаружил в представленном первоначально расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибки при камеральной проверке, составил акт проверки не позднее 10 дней после дня истечения срока камеральной проверки (три месяца со дня представления расчета - предельный срок представления в ПФР до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, ФСС РФ - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом), а плательщик страховых взносов представит в орган контроля уточненный расчет при условии уплаты суммы страховых взносов и пеней до получения такого акта, то он освобождается от ответственности. Если же акт будет получен плательщиком, а затем уточненный расчет сдан в орган контроля при условии уплаты суммы страховых взносов и пеней, то этот плательщик не освобождается от ответственности.
Такие же положения предусмотрены ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В то же время в Законе N 212-ФЗ отсутствует, а в п. 9.1 ст. 88 НК РФ имеется норма, свидетельствующая о том, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Учитывая логику положений, регулирующих проведение камеральных проверок по налогам и страховым взносам, плательщик страховых взносов может, не привлекаясь к ответственности, в случае необходимости сдавать неоднократно уточненные расчеты при условии неполучения акта камеральной проверки даже после окончания камеральной проверки и составления акта проверки в случае обнаружения нарушений законодательства о страховых взносах.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов выявлены нарушения, должностные лица органа контроля не позднее 10 дней после даты истечения срока проверки обязаны составить акт проверки также по установленной форме с соблюдением требований, предъявляемых к составлению акта камеральной проверки, утвержденных Минздравсоцразвития России.
При этом в акте камеральной проверки, состоящем из вводной, описательной и итоговой частей, не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводивших проверку.
Акт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен проверяемому лицу или его уполномоченному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о его получении вышеуказанным лицом (его уполномоченным представителем).
Если лицо, в отношении которого проводилась камеральная проверка, или его уполномоченный представитель уклоняются от получения акта камеральной проверки, этот факт отражается в акте камеральной проверки, и данный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации, обособленного подразделения, причем датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Выездная проверка
Если выездная проверка - плановая, она проводится территориальными органами ПФР совместно с территориальными органами ФСС РФ на основании ежегодных планов таких проверок. При этом в законодательстве о страховых взносах отсутствует норма, обязывающая территориальные органы ПФР сообщать плательщику страховых взносов о планируемой дате ее проведения.
Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В отношении обособленного подразделения выездная проверка проводится только в случае, если это подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
При проведении выездной проверки вышеуказанных обособленных подразделений срок проверки не может превышать один месяц.
В то же время в рамках выездной проверки органы контроля вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов - организации.
Выездная проверка проводится на основе решения о проведении выездной проверки, принятого руководителем или заместителем руководителя органа контроля.
Если данное решение подписано другим лицом органа контроля или заполнено с нарушением требований установленной формы, оно может быть признано недействительным.
При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проверка которых проводится на основании решения органа контроля по месту нахождения обособленного подразделения.
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, и срок ее проведения исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Только после ознакомления руководителя организации, обособленного подразделения или их уполномоченных представителей с решением о проведении выездной проверки должностные лица органа контроля получают право на доступ и вправе присутствовать на территории или в помещении плательщика страховых взносов.
В случае приостановления проведения выездной проверки руководителем (заместителем руководителя) органа контроля принимается решение о приостановлении проведения выездной проверки с обязательным указанием даты приостановления и основания для ее приостановления, предусмотренного п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
При возобновлении проведения выездной проверки также должно быть вынесено решение о возобновлении проведения выездной проверки с указанием даты проведения выездной проверки.
В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке.
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Справка вручается плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю); в случае уклонения от получения справка направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Законом N 212-ФЗ не предусмотрено продление сроков проведения выездной проверки.
Дата начала и дата окончания проверки указываются только в справке о проведенной выездной проверке. Например, если дата составления данной справки 10 марта 2010 года, то датой окончания проверки считается 9 марта.
Вместо продления сроков проверки законодателем установлена норма, при которой руководитель органа контроля вправе приостановить проведение выездной проверки:
для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки (приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке (количество приостановлений не ограничено).
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев.
Если выездная проверка приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, то срок приостановления такой проверки может быть увеличен на три месяца (общий срок приостановления - 9 месяцев).
В случае приостановления проведения выездной проверки руководителем (заместителем руководителя) органа контроля принимается решение о приостановлении проведения выездной проверки с обязательным указанием даты приостановления и основания для ее приостановления, предусмотренного п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
На период действия срока приостановления проверки приостанавливается истребование документов у плательщика страховых взносов, ему также возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, связанные с вышеуказанной проверкой.
При возобновлении проведения выездной проверки также должно быть вынесено решение о возобновлении проведения выездной проверки с указанием даты возобновления выездной проверки.
Если выездная проверка проводится не по месту нахождения органа контроля, то ознакомление проверяющих с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что законодателем не предусмотрена норма, устанавливающая возможность проверяющих или иных должностных лиц органа контроля после дня составления справки о проведенной проверке иметь доступ на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов для ознакомления с документами, связанными с проверкой страховых взносов.
В ходе рассмотрения акта выездной проверки и материалов проверки при необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушения законодательства о страховых взносах или их отсутствия руководитель (его заместитель) вправе вынести решение об истребовании необходимых документов, в том числе подлинников, а лицо, у которого проводилась выездная проверка и ему вручен соответствующий акт, не вправе отказать в представлении запрашиваемых документов или непредставлении их в установленные сроки.
Однако это не дает органу контроля права доступа на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов.
Статьей 36 Закона N 212-ФЗ установлено, что доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля о проведении выездной проверки этого плательщика страховых взносов.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц органа контроля, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта орган контроля по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Акт подписывается руководителем проверяющей группы и руководителем организации (обособленного подразделения) или их уполномоченными представителями.
Экземпляр акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов вручается руководителю организации (обособленного подразделения) или их уполномоченным представителям с обязательным указанием даты вручения.
Если проверяемый плательщик от подписания акта или его получения отказывается, то в нем делается соответствующая запись.
Акт выездной проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась выездная проверка, или его уполномоченному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о его получении вышеуказанным лицом (его уполномоченным представителем).
Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его уполномоченный представитель уклоняются от получения акта выездной проверки, этот факт отражается в акте выездной проверки, и вышеуказанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации, обособленного подразделения. В случае направления акта выездной проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В отличие от требований НК РФ Законом N 212-ФЗ при проверке не предусмотрено участие свидетеля для дачи показаний, имеющих значение для осуществления контроля.
В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностное лицо, производящее выездную проверку, не вправе производить осмотр территорий, помещений плательщика страховых взносов, в отношении которого проводится выездная проверка, не допускается выемка документов. Для участия в проведении конкретных действий по осуществлению контроля, в том числе при проведении выездных проверок, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено привлечение экспертов, понятых, переводчиков, а также специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.
В то же время согласно подпункту 3 п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проведение выездной проверки приостанавливается для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Таким образом, территориальные органы ПФР, проводящие выездную проверку, не вправе требовать от проверяемой организации перевода ее документов на русский язык. Ответственность за отказ от перевода документов на русский язык Законом N 212-ФЗ не предусмотрена.
В отличие от НК РФ Законом N 212-ФЗ не предусмотрено проведение повторной выездной проверки, которая осуществляется в отношении налогоплательщиков:
вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В то же время при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов орган контроля проводит в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Согласно Закону N 167-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов орган контроля проверяет у плательщика страховых взносов документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что в данных документах по застрахованным лицам указываются:
страховой номер индивидуального лицевого счета и фамилия, имя, отчество;
дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
сумма заработка (дохода), на которую начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Кроме того, в территориальный орган ПФР представляются сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России.
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют вышеуказанные сведения в том же порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) в срок:
один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным - за каждый календарный год (2002-2009 годы);
до 1 августа 2010 года - за полугодие 2010 года;
до 1 февраля 2011 года - за календарный год (2010 год).
ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - начиная с 2011 года.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, начиная с 1 января 2011 года, физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет индивидуальные сведения до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Поскольку страхователем - плательщиком страховых взносов страховщику - органу контроля представляются сведения по каждому застрахованному лицу для целей обязательного пенсионного страхования, то в первую очередь осуществляется проверка выполнения организацией требований Закона N 27-ФЗ по регистрации застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования с целью выявления полноты охвата работников данной регистрацией.
Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности производится пенсионерам - застрахованным лицам [за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) и обратившихся за ее установлением], осуществляющим работу и (или) иную деятельность, периоды которой включаются в страховой стаж (ст. 10 Закона N 173-ФЗ), не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера вышеуказанной части соответствующей трудовой пенсии исходя из сумм страховых взносов, начисленных плательщиком страховых взносов в пользу такого застрахованного лица.
Поэтому проверка документов, связанных с перерасчетом пенсии, является неотъемлемой частью проверки документов, связанных с индивидуальным (персонифицированным) учетом застрахованных лиц.
1. Проверка начинается с определения фактической численности работников на момент ее проведения.
На основании представленных организацией списков работников и документов, в соответствии с которыми в данной организации ведется кадровый учет (штатное расписание, приказы о приеме и увольнении работников, трудовые и гражданско-правовые договора, а также договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договора, лицензионные договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства) устанавливается фактическая численность работников.
Кроме того, уточняются работники, прошедшие регистрацию и получившие страховые свидетельства ПФР, на которых должны представляться индивидуальные сведения о стаже и заработке на момент проведения проверки.
Отдельно определяется количество работников, не имеющих страховых свидетельств, по которым составляется отдельный список с указанием причин их отсутствия.
Затем выявляются работники, которые работали в организации в течение проверяемого периода и на которых должны быть представлены, но не представлены индивидуальные сведения (как на застрахованное лицо) по причине отсутствия страхового свидетельства или иным причинам, а также не должны представляться индивидуальные сведения. Например, с 1 января 2010 года не могут быть застрахованными лицами иностранные граждане и лица без гражданства, которым начислялись выплаты и вознаграждения по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации.
По результатам проверки составляются списки работников с указанием причины отсутствия страховых свидетельств или иной причины, по которой не представлены индивидуальные сведения:
на которых следует представить индивидуальные сведения;
на которых индивидуальные сведения не могут быть представлены по причине увольнения и отсутствия связи с указанными работниками.
2. Затем проверяется достоверность представленных страхователями индивидуальных сведений в части выплат и вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, по первичным бухгалтерским документам, которые ведутся либо в автоматизированном режиме, либо на бумажных носителях, суммы в которых сверяются с данными карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов по каждому лицу, включая незастрахованных.
Порядок проверки таких выплат ничем не отличается от налоговой проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц, налога на прибыль (до 1 января 2010 года - единого социального налога), которая осуществляется на основе унифицированных документов и форм, утвержденных постановлением Госкомстата России.
Проверка кассовых и банковских документов производится на предмет выявления выплат (перечислений) в пользу работников, не отраженных в лицевых счетах.
При отсутствии в организации лицевых счетов индивидуальные сведения сверяются с суммами, отраженными в расчетных, расчетно-платежных ведомостях, книгах по расчетам с рабочими и служащими, карточках налогоплательщика, других формах учета выплат.
В соответствии с законодательством лицевые счета, расчетные (расчетно-платежные) ведомости (при отсутствии лицевых счетов) хранятся 75 лет.
Для проверки могут быть выбраны документы по выплатам и вознаграждениям физических лиц, на которых индивидуальные сведения представлены в территориальный орган ПФР, для контроля всех видов начислений, включая доплаты и надбавки стимулирующего характера, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии, единовременные поощрительные выплаты и т.д., удержания из заработной платы.
При необходимости проверяются акты выполненных работ по заключенным договорам подряда, поручениям, гражданско-правовым договорам.
Читателям журнала следует иметь в виду, что выплаты в пользу работника в виде оплаты питания, жилья, топлива, льгот социального характера и т.д. также должны быть отражены в карточках индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов или в другом аналогичном документе.
Сначала проверяется правильность начисления страховых взносов (с уточнением тарифа) страхователем, а затем правильность отражения данных в индивидуальных сведениях застрахованного лица.
Правильность применения пониженного тарифа, в соответствии с которым исчислялись взносы в ПФР в течение проверяемого периода, проверяется на основании документов, подтверждающих правомерность их применения (например, документов налогового органа, подтверждающих переход на упрощенную систему налогообложения).
3. При проверке сведений о стаже органы ПФР руководствуются нормами Закона N 173-ФЗ.
Целью проверки достоверности сведений о трудовом стаже застрахованного лица является подтверждение правильности отражения в индивидуальных сведениях периодов его фактической работы в соответствии с первичными учетными документами.
Проверка сведений о стаже осуществляется также на основании первичных документов по учету кадров [приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, личная карточка работника, личная карточка государственного служащего, штатное расписание, учетная карточка научного, научно-педагогического работника, приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику, приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником].
Кроме того, проверяются документы по учету использования рабочего времени [табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы и другие].
Сопоставляя данные, содержащиеся в личной карточке работника, с данными, указанными в индивидуальных сведениях, проверяющие вправе запросить документы, подтверждающие факт работы, период нахождения в ежегодном отпуске, время прогула без уважительной причины, период простоя и т.д.
Трудовые книжки проверяются на соответствие приказам записей, внесенных в трудовые книжки, и достоверность представленной информации о стаже в индивидуальных сведениях.
Результаты проверки сведений о стаже отражаются в акте проверки.
Следует отметить, что проверка вопросов пенсионного законодательства, связанного с назначением пенсий, весьма сложная процедура, поскольку имеется огромное количество категорий застрахованных лиц, имеющих право досрочного назначения пенсии в соответствии со ст. 27-31 Закона N 173-ФЗ.
Проверка правильности отражения информации в отношении таких лиц, а также иной информации осуществляется только за проверяемый период.
Основания, предусматривающие льготы для отдельных категорий застрахованных лиц, в сводных формах отражены в постановлении Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
При проверке индивидуальных сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям подпункта 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
После проверки вышеуказанных вопросов соответствующие суммы сверяются с итоговыми данными, отраженными страхователем в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), также представляемой в территориальный орган ПФР.
Обращается внимание читателей журнала: при назначении застрахованному лицу пенсии индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2) и ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представляются не только по итогам расчетного периода, а также в межотчетные периоды с типом сведений "назначение пенсии".
Таким образом, вышеперечисленные действия (порядок проверки) распространяются на документы, представленные в межотчетные периоды с типом сведений "назначение пенсии".
Поскольку норма, устанавливающая обязанность органа контроля проводить у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, является неотъемлемой частью ст. 35 Закона N 212-ФЗ и законодателем не установлен иной порядок организации контроля, а также процедуры обжалования актов органа контроля, следовательно, на такую проверку распространяются положения вышеуказанного Закона в отношении процедуры составления, вручения акта, рассмотрения результатов проверки, обжалования действий территориальных органов ПФР.
Дела о выявленных в ходе проверки нарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что привлечение к ответственности нарушителей в таких случаях осуществляется согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.
Взыскание штрафов производится органами ПФР в судебном порядке.
Порядок рассмотрения результатов проверки и вынесения решения
Как по камеральной, так и по выездной проверке установлен единый порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, выявившей правонарушения, который аналогичен порядку, предусмотренному НК РФ.
Дела о выявленных в ходе проверки нарушениях рассматриваются в порядке, установленном ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Перечень форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователем - плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР
N п/п | Наименование формы | Условное обозначение | Срок действия | |
с | по | |||
1 | Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР | 2002 год | Не ограничен | |
2 | Сопроводительная ведомость | 1996 год | Не ограничен | |
3 | Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица | 2002 год | Не ограничен | |
4 | Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица |
(списочная форма) | 2002 год | Не ограничен |
5 | Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование | 2002 год | Не ограничен | |
6 | Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж | 2002 год | Не ограничен |
Плательщик страховых взносов вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 рабочих дней со дня получения такого акта представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом он вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).
О времени и месте рассмотрения акта и вынесения решения по результатам проверки проверяемый уведомляется непосредственно в самом акте.
Если плательщик страховых взносов, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не явился, то материалы проверки рассматриваются в его отсутствие.
Неявка проверенного плательщика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не служит препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля обязательным для рассмотрения этих материалов.
В ходе рассмотрения акта проверки и других материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР должен установить:
1) совершал ли плательщик, в отношении которого составлен акт проверки, нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании;
2) образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
3) имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение нарушения Закона N 212-ФЗ;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину плательщика, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие (совершено умышленно) ответственность за совершение правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов проверки согласно п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит одно из следующих решений:
о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Принятое решение в привлечении плательщика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения плательщику (его уполномоченному представителю) (п. 12 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
На основании вступившего в силу решения о привлечении плательщика к ответственности ему направляется в установленном ст. 22 Закона N 212-ФЗ порядке требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование может быть передано плательщику страховых взносов либо его представителю под расписку. Если требование невозможно вручить вышеуказанным способом, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма.
Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если в таком документе не указан более продолжительный период времени.
Если обязанность проверенного плательщика по уплате задолженности изменилась после направления данного требования, территориальный орган контроля обязан направить уточненное требование, а первоначальное требование аннулируется и исполнению не подлежит.
Уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов также должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения или в более поздний срок, если он определен органом контроля.
При этом орган контроля вправе оформить справку о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, которая не направляется должнику страховых взносов.
В то же время она является основным документом, свидетельствующим о дате выявления недоимки, так как с даты составления такой справки установлен трехмесячный срок предъявления плательщику требования об уплате недоимки, пеней и штрафов.
Это важно знать, так как после предъявления плательщику требования, в случае неуплаты задолженности в добровольном порядке, выносится (не позднее двух месяцев после истечения срока уплаты недоимки, установленного в требовании) решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов за счет денежных средств должника в банках.
Если в установленный срок решение не принято, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля взыскивает сумму долга через суд по заявлению. Для него также установлен срок подачи - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В.И. Янченко
"Налоги и налоговое планирование", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоги и налоговое планирование"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru