Жалоба по правилам
Как правильно обратиться в Европейский суд.
От обращения в Европейский суд по правам человека до рассмотрения дела по существу может пройти и пять лет, и даже больше. Правильные действия адвоката помогут сократить этот срок.
Подача жалобы
Первичное обращение можно сделать в любой форме, причем обратиться может как сам доверитель, так и адвокат от имени доверителя. Через некоторое время обратившемуся высылается пакет документов с бланком доверенности для адвоката, специальным формуляром для жалобы, а также некоторыми важными сведениями, которые облегчат подачу жалобы.
Будет лучше, если жалоба сразу будет подана на формуляре и к ней сразу будет приложена доверенность на адвоката, - на последующих этапах представитель-юрист требуется в обязательном порядке.
Избегайте длинных, неинтересных и занудных жалоб. Длинную жалобу сложнее переводить секретариату Суда - на первоначальном этапе принимаются только жалобы на языке страны Заявителя. На этом этапе жалоба на английском и французском не только не ускорит, но может и замедлить дело - от вас все равно потребуют русский текст и сами его переведут. Не пишите мелким шрифтом - вам самим понравилось бы читать такую жалобу?
В формуляре нужно указать данные доверителя, изложить факты и сообщить, какие именно положения Конвенции нарушают допущенные в отношении доверителя нарушения. Также необходимо заявить сумму, которую следует взыскать с нашего государства.
К жалобе необходимо приложить решение суда первой инстанции и решение суда кассационной инстанции - вполне сойдут обыкновенные незаверенные ксерокопии - подразумевается, что возможностью обратиться в Суд должен обладать заключенный из самой дальней колонии.
Доверенность выполняется на специальном едином бланке и заверяется печатью соответствующего адвокатского образования.
Остальные документы прикладываются по желанию, но, как и в любом суде, желательно, чтобы к каждому утверждению был приложен документ.
Пытки и унижение человеческого достоинства
Чаще всего в России нарушаются права гражданина, гарантированные ст. 3, 5 и 6 Конвенции.
Статья 3 Конвенции запрещает жестокое и бесчеловечное обращение - можете описать пытки или побои, условия содержания подзащитного - метраж камеры, количество и качество прогулок, качество питания, медицинской помощи, санитарные условия в камере, освещение, изолированность туалета и прочее. В абсолютном большинстве тюрем эти условия не соответствуют европейским стандартам и в практике ЕСПЧ считаются бесчеловечными. На мой взгляд, это перспективное основание для жалоб.
Нарушение права на свободу и личную неприкосновенность
На основании статьи 5 вы можете жаловаться на незаконный арест и незаконное продление меры пресечения в виде заключения под стражу. На мой взгляд, это самое перспективное основание для обжалования. По нему вынесено достаточно много решений, которые вы можете использовать в обоснование ваших доводов, по этому основанию жалобам нередко придается приоритет.
Практика в России в отношении арестов и продления сроков содержания под стражей принципиально противоречит европейской или американской. Там в абсолютном большинстве случаев превентивный арест и содержание под стражей до суда применяется редко, а альтернативные меры пресечения - залог, личное поручительство и другие - очень часто.
В европейской правоприменительной практике гражданину можно продлить срок содержания под стражей только в том случае, если появились новые обстоятельства, оправдывающие такое продление. Если же новых обстоятельств не появилось, человека надо выпускать под другие, альтернативные меры пресечения.
Обращаться с жалобой на нарушение ст. 5 Конвенции, на мой взгляд, следует после второго или третьего продления срока содержания под стражей. Хотя формально можно и после кассации на арест. Жалоба подается еще до суда по существу, в ходе предварительного расследования.
В моей практике по ч. 3 ст. 5 Конвенции в трех случаях жалобам был придан приоритет, в частности, по делу М., несовершеннолетнего молодого человека, ранее не судимого, имеющего постоянное место жительства на территории РФ, с положительными характеристиками, обвинявшегося по ст. 213 ч. 2 УК РФ "Хулиганство". Его дело было рассмотрено за девять месяцев. Обстоятельства дела позволяли подозревать политическую составляющую, что является серьезным основанием для придания жалобе приоритета.
Нарушение права на справедливое и беспристрастное рассмотрение дела
Статья 6 Конвенции гарантирует человеку целый комплекс прав, связанных со справедливым и беспристрастным рассмотрением дела в суде, созданным на основании закона. Круг нарушений, которые подпадают под эту статью, в последние годы расширяется от собственно справедливого и беспристрастного рассмотрения дела законным составом суда до анализа допустимости доказательств, реальной возможности для реализации права на защиту и многого другого.
Написание жалоб по ст. 6 является наиболее сложным, трудоемким процессом, подать такую жалобу можно только после рассмотрения кассационной жалобы на приговор в кассационной инстанции (за исключением обращений в суд по ст. 125 УПК РФ), и случаи придания приоритета по таким жалобам редки.
Зато получение положительного решения ЕСПЧ по ст. 6 Конвенции - это железное основание для отмены приговора и нового рассмотрения дела.
Извещение
После того как вы подали жалобу, через некоторое время - исходя из моей практики от месяца до полугода - вам придет извещение на бланке ЕСПЧ, как правило, на русском языке о том, что по вашей жалобе заведено досье, которому присвоен такой-то номер. Этот номер вы будете указывать во всей дальнейшей переписке. На этом же бланке есть телефонный номер ЕСПЧ, куда можно позвонить, чтобы узнать о движении по делу (на английском или французском), а также адрес сайта ЕСПЧ, на который вывешивается информация о прохождении жалоб.
Коммуникация
Если вашей жалобе придали приоритет или до нее добралась очередь, наступает вторая стадия - стадия коммуникации. С этого момента переписка ведется только на английском и французском языках, однако, как показывает мой опыт, все, что вы посылаете на английском или французском, полезно продублировать и на русском.
Как правило, на этой стадии жалоба уже признается приемлемой. Если она была признана неприемлемой, то до коммуникации, как правило, дело не доходит. О признании жалобы неприемлемой вас известят. Мотивы этого решения, как правило, не приводятся, обжалованию оно не подлежит.
На этой стадии ЕСПЧ запрашивает у Правительства РФ все копии официальных судебных документов, которые вы прилагали к жалобе, может запросить и другие материалы, которые сочтет нужным, а также ставит Правительству РФ вопросы о нарушениях статей Конвенции. Ответ Правительства на эти вопросы называется Меморандумом.
Меморандум будет прислан вам, и вам будет предложено дать на него свои замечания - ответ на Меморандум Правительства. Кроме того, на этой стадии вы должны окончательно сформулировать свои претензии по денежной компенсации - указать материальные расходы (например, на юридическую помощь), а также компенсацию причиненного морального вреда.
На этой же стадии вам будет предложено высказать свое мнение относительно так называемого дружеского урегулирования - аналога нашего мирового соглашения. Если дружеское урегулирование невозможно, вам следует объяснить, по какой причине.
После получения вашего ответа на Меморандум вам и Правительству будет предложено представить все, что вы еще хотели бы представить, - документы, замечания и т.п. Лично я на этой стадии уже ничего не представляю, чтобы не затягивать производство по делу.
Рассмотрение
После этого дело будет дожидаться рассмотрения по существу и вынесения решения.
Решение будет опубликовано на английском языке на сайте ЕСПЧ и выслано вам.
После вынесения решения недовольная сторона в течение трех месяцев может ходатайствовать о передаче дела в Большую палату ЕСПЧ - это что-то вроде кассационного обжалования. Как правило, Правительство этой возможностью пользуется, на мой взгляд, чтобы затруднить и затянуть производство по делу. Случаи пересмотра Большой Палатой положительного для гражданина решения в пользу Правительства мне неизвестны.
Итог
По истечении трех месяцев вы можете реализовать все правовые последствия, связанные с решением - получить деньги и обратиться к Председателю Верховного Суда РФ с ходатайством о возобновлении вашего дела по новым обстоятельствам.
Д. Аграновский,
директор Московской коллегии адвокатов "Липцер, Ставицкая и партнеры"
"Новая адвокатская газета", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.