Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ТУ Росфиннадзора) проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2009 год, в том числе по вопросу полноты и своевременности выплаты заработной платы в данном периоде. Проверкой установлены финансовые нарушения, в том числе факт недопоступления налоговых платежей в доход федерального бюджета в виде неудержанных сумм НДФЛ. По результатам проверки (зафиксированы актом) учреждению было вынесено предписание о восстановлении средств федерального бюджета. Разъясните, обоснованны ли выводы ревизоров? По нашему мнению, проверка соблюдения полноты и своевременности уплаты учреждением НДФЛ к компетенции Росфиннадзора не относится.
В соответствии с п. 1 ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ. Согласно п. 2 ст. 284 БК РФ руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в порядке, установленном Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств, при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ.
Пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н, предусмотрено, что территориальные органы Росфиннадзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и по валютному контролю за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, они контролируют соблюдение требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Как следует из вопроса, учреждению вменено в вину нарушение ст. 207-209 НК РФ. Между тем контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, обязаны осуществлять налоговые органы. Заметим, что они составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей; налогоплательщики же обязаны уплачивать законно установленные налоги (ст. 9, пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 30, пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Пунктами 1, 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, закреплено, что ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Она осуществляет контроль и надзор в том числе за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Таким образом, поскольку контроль и надзор за соблюдением учреждением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов не относятся к компетенции ТУ Росфиннадзора, проверка полноты и своевременности уплаты учреждением НДФЛ не входила в предмет проверки, по результатам которой вынесено предписание, а ТУ Росфиннадзора не имело полномочий на проведение проверки и вынесение предписания в указанной части. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС ВСО от 01.03.2010 по делу N А33-13702/2009.
А. Бирюков,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля
и аудита Федерального казначейства, к.э.н.,
профессор Академии бюджета и казначейства Минфина РФ
1 сентября 2010 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"