Порядок проведения выездной проверки Пенсионным фондом
В целях единообразия проведения выездных проверок Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 N 127р утверждены Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее - Методические рекомендации). О том, какой порядок проведения выездных проверок ПФР предусматривает данный документ, мы расскажем в статье.
Порядок проведения мероприятий, целью которых является контроль за начислением, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регламентирован гл. 5 Закона о страховых взносах*(1). Согласно п. 3 ст. 33 данного закона такой контроль осуществляют:
- ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФОМС;
- ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения контролирующими органами камеральных и выездных проверок (ст. 33 Закона о страховых взносах).
Планирование выездной проверки
Выездная проверка территориальными органами ПФР проводится на основании составленного плана-графика, утверждаемого руководителем (п. 2.1 Методических рекомендаций). В нем в соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций указывается:
- наименование плательщика страховых взносов, его ИНН, КПП;
- период, за который проводится выездная проверка;
- срок проведения выездной проверки;
- структурное подразделение территориального органа ПФР (должностное лицо), ответственное за проведение выездной проверки.
Перед началом срока, определенного планом-графиком выездных проверок, руководителем территориального органа ПФР выносится Решение о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов по форме 9-ПФР*(2), в котором указываются реквизиты проверяемой организации (п. 3.1-3.3 Методических рекомендаций).
Решение выносится в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю плательщика страховых взносов), второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Место проведения выездной проверки
Как определено п. 4.1 Методических рекомендаций и п. 1 ст. 35 Закона о страховых взносах, выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на его территории (в помещении). Однако, если у организации отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, последняя может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов, в данном случае - по месту нахождения территориального органа ПФР.
Обращаем внимание руководителей, что в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций доступ на территорию или в помещение проверяемой организации специалистов территориального органа ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов.
Период проведения выездной проверки
В соответствии с п. 9 ст. 35 Закона о страховых взносах и ст. 5.1 Методических рекомендаций в рамках выездной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Период, за который проводится проверка, рассчитывается ПФР исходя из целого числа расчетных периодов. При этом согласно п. 5.2 Методических рекомендаций выездную проверку территориальным органам ПФР рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.
В случае если выездная проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией плательщика страховых взносов, она проводится независимо от времени предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5.3 Методических рекомендаций).
Срок проведения выездной проверки
Срок проведения проверки всегда волнует проверяемое лицо. Согласно нормам, изложенным в п. 11 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 6.1 Методических рекомендаций, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения ее срок не может превышать одного месяца.
В соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления Справки о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н.
Порядок проведения выездной проверки
Основные моменты проведения выездной проверки подробно изложены в п. 7.1-7.4 Методических рекомендаций. В ходе осуществления контрольного мероприятия специалисту территориального органа ПФР рекомендовано проверять, анализировать, сопоставлять документы и информацию, имеющую значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Какие документы могут быть затребованы в ходе выездной проверки организации территориальным органом ПФР? Специалистам фонда рекомендовано ознакомиться со следующими документами:
учредительные документы (устав и (или) учредительный договор);
приказ об утверждении учетной политики, действующей в проверяемом периоде;
лицензии, действующие в проверяемом периоде;
расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;
бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
регистры бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период, в том числе главные книги, журналы-ордера, ведомости;
трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами, действующие в проверяемом периоде;
банковские и кассовые документы за проверяемый период;
первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности.
Каков порядок истребования документов для проведения контрольного мероприятия? Истребование документов осуществляется посредством вручения проверяемой организации (ее представителю) Требования о представлении документов по форме 14, утвержденной Приказом N 957н.
При получении требования плательщик страховых взносов в течение 10 рабочих дней осуществляет подбор необходимых документов, которые должны быть заверены подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Передача пакета документов должна быть произведена на основании описи, заверенной обеими сторонами.
Обратите внимание! Пункт 7.2 Методических рекомендаций запрещает требование от проверяемой организации нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов. Ознакомление специалистов территориального органа ПФР с подлинниками документов осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР.
Как поступить, если указанного времени для подбора необходимых документов недостаточно и учреждение не успевает их подготовить в течение 10 рабочих дней? Если плательщик страховых взносов не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, то на следующий день после получения требования о представлении документов он обязан отправить письменное уведомление о невозможности представления в назначенные сроки документов с указанием причин. В уведомлении следует отразить сроки, в течение которых это требование будет исполнено.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании его продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15, утвержденной Приказом N 957н.
На что обращает внимание ревизор при проведении проверки? В ходе проверки документов специалистом будут проверены:
- полнота устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений законодательства об обязательном пенсионном и медицинском страховании, а также наличие в проверяемом периоде нарушений, аналогичных нарушениям, выявленным предыдущей проверкой (в случае если такие нарушения имели место);
- соответствие показателей, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование, данным бухгалтерского учета;
- полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.
Если в ходе проверки будут выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то проверяющим будут осуществлены:
- подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании;
- доначисление сумм страховых взносов;
- формирование предложения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, а также об устранении выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании.
Копии документов по каждому выявленному факту нарушения законодательства приобщаются к материалам проверки.
Оформление результатов выездной проверки
В соответствии с п. 23 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 8.1 Методических рекомендаций по окончании выездной проверки, в последний ее день, специалистами территориального органа ПФР составляется Справка о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н, в двух экземплярах.
Первый экземпляр справки вручается организации (ее уполномоченному представителю), второй экземпляр приобщается к материалам проведенной выездной проверки.
Далее в течение двух месяцев со дня оформления справки о проведенной проверке специалист территориального органа ПФР, проводивший проверку, составляет в двух экземплярах Акт выездной проверки по форме 17-ПФР, утвержденной Приказом N 957н (п. 2 ст. 38 Закона о страховых взносах).
Согласно п. 8.3 Методических рекомендаций акт выездной проверки подписывается специалистами территориального органа ПФР, проводившими проверку, и плательщиком страховых взносов (его представителем), в отношении которого проводилась проверка. В случае отказа лица, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие, подписать акт выездной проверки, специалистом территориального органа ПФР делается соответствующая запись в акте выездной проверки.
Первый экземпляр акта вручается плательщику страховых взносов (его представителю) в течение пяти рабочих дней с даты его подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В случае уклонения организации от получения акта проверки этот факт фиксируется в указанном акте, который направляется по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения организации.
Обратите внимание! В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Закона о страховых взносах).
Если учреждение не согласно с выводами и предложениями, отмеченными в акте проверки, вправе ли оно их опровергнуть? Организация, в отношении которой проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальные органы ПФР письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом она вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Закона о страховых взносах).
Вынесение решения по результатам выездной проверки
Перед вынесением окончательного решения о виновности или невиновности учреждения, в отношении которого проводилась выездная проверка, акт проверки, а также письменные возражения по нему рассматриваются руководителем территориального органа ПФР. Срок для рассмотрения - 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, данного лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Закона о страховых взносах и п. 9.2 Методических рекомендаций).
Рассмотрение материалов проверки может производиться при участии представителя юридического лица, в отношении которого проводилась данная проверка. При этом руководитель территориального органа ПФР должен письменно известить о времени и месте рассмотрения материалов по результатам проверки. Стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие (п. 9.3 Методических рекомендаций).
Итоги рассмотрения материалов проверки организация вправе обжаловать в срок, который указан в решении территориальных органов ПФР (п. 11 ст. 39 Закона о страховых взносах).
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах
Особенности привлечения к ответственности и ее виды определены в гл. 6 Закона о страховых взносах. Что касается выездных проверок, проводимых ПФР, то организация данной работы приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ N 120р*(3).
Так, данным документом установлено, в частности: при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности территориальные органы ПФР должны исходить из того, что:
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика страховых взносов в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР;
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
- основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
- привлечение плательщика-организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
- привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени.
Таким образом, чтобы применить наказание к проверяемой организации, нужно представить доказательства ее вины и подкрепить их соответствующими документами, выводами и обоснованиями.
С. Валова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Приказ N 957н).
*(3) Распоряжение Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"