Прокуратура против Минфина
(Комментарий к письму Минфина России от 11.08.2010 г. N 03-05-05-01/31)
Субъекты РФ вправе по налогу на имущество организаций устанавливать налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, а также налоговые льготы.
В письме Минфина России от 11.08.10 N 03-05-05-01/31 финансисты выступили в защиту права региональных властей самостоятельно регулировать некоторые вопросы налога на имущества на своей территории.
Отметим, что у региональных властей и без того не особо много возможностей для поддержки бизнеса на своей территории в части налогообложения. Так еще в данном случае и прокуратура накладывает свои ограничения.
Регионалы жалуются, что зачастую прокуратура оспаривает нормы регионального законодательства, предусматривающие применение пониженной ставки налога на имущество организаций (или освобождение от уплаты налога) в отношении части имущества организации, как не соответствующие требованиям НК РФ. И их не редко поддерживают суды.
При этом судебными актами признан недействительным не сам факт предоставления субъектами РФ налоговых льгот, а несоответствие региональных норм, изменяющих налоговую базу по налогу на имущество организаций, действующему законодательству РФ.
Так имеют ли право региональные власти установить льготы по налогу на имущество в отношении части имущества организации?
Конечно, не рассматривая сами судебные дела, трудно сказать, в чем там дело, но, вообще-то, у региональных властей есть два пути для облегчения уплаты налогового бремени.
Во-первых, при установлении региональных налогов законодателями субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ.
В частности, согласно ст. 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества.
Следовательно, в отношении определенной категории имущества региональные власти имеют право установить пониженную ставку налога. И если такое имущество у организации есть, то она будет уплачивать по нему пониженную сумму налога.
Во-вторых, согласно ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы.
Так что установить льготы по налогу на имущество в отношении части имущества организации региональным законодателям НК РФ не препятствует.
Конечно, если прокуратуре удается обнаружить какую-то коррупционную составляющую в этом процессе, тогда ситуация изменяется. Но ведь, согласитесь, это совсем другое дело.
Подготовлено экспертами Палаты налоговых консультантов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Палата налоговых консультантов - профессиональное сообщество консультантов по налогам и сборам России.
Контактная информация - г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 4. Телефон (495) 229-10-61
Компания "Гарант" имеет право на приоритетное распространение в электронном виде комментариев и статей, подготовленных экспертами Палаты налоговых консультантов, сотрудничает с Палатой налоговых консультантов в области популяризации вида деятельности "налоговое консультирование".