Учитывая выводы, изложенные в Определении ВС РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57, Постановлении КС РФ от 28.05.2010 N 12-П, Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, письмах Минфина РФ от 02.06.2010 N 03-05-05-02/38, от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 и др., собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома являются плательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован.
Каков порядок определения базы по земельному налогу в случае, если земельный участок, принадлежащий собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, не сформирован и в отношении него не проведен кадастровый учет?
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
Государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Пленум ВАС в Постановлении от 23.07.2009 N 64 (п. 3) пришел к выводу, что право общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен данный дом (п. 1 ст. 36 ЖК РФ), принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный учет, то плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Если участок не сформирован, то объекта обложения земельным налогом не возникает. К такому выводу пришел Минфин в письмах от 25.02.2010 N 03-05-04-02/23, от 30.12.2009 N 03-05-05-02/88, от 16.12.2009 N 03-05-05-02/84. Данные выводы следуют из Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Если земельный участок сформирован, но кадастровая стоимость не доведена до сведения налогоплательщика, то на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (http://www.rosreestr.ru/contacts/questions/ocenka/372605/) налогоплательщик в справочном порядке сможет получить сведения о кадастровой стоимости конкретного земельного участка. Для указанных целей также рекомендуется обратиться в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости по месту учета данного земельного участка. По адресу http://map.rosreestr.ru/ekon.rf/ можно получить информацию о нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. При нажатии на ссылку "Интерактивная кадастровая карта" открывается страница с перечнем федеральных округов. Нужно выбрать федеральный округ, в который входит интересующий вас субъект РФ. При нажатии мышкой на "КО N" в левом нижнем углу страницы появляется ссылка "Нормативные правовые акты". При нажатии на нее открывается новая страница с перечнем категорий земель. Необходимо войти в папку (нажать на +) "Земли поселений" и открыть файл "НПА.pdf".
В случае если кадастровая стоимость земли не установлена, Пленум ВАС в п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 54 рекомендовал арбитражным судам руководствоваться положениями ст. 65 ЗК РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и для целей налогообложения применять нормативную цену земли. Аналогичного мнения придерживается Минфин (письма от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48, от 13.08.2009 N 03-05-04-02/5).
При отсутствии кадастровой стоимости в кадастре недвижимости и в сведениях, которые поступают в налоговые органы, всегда указывается нормативная цена земли.
Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли". В соответствии с п. 1 указанного документа нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
В заключение отметим, что кадастровый учет носит заявительный характер и порядок его проведения регулируется гл. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела имущественных
и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина РФ
1 августа 2010 г.
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"