На последнем дыхании, или Чем порадует проект закона "О бухгалтерском учёте"
Долгоиграющий проект вырисовывается у закона "О бухгалтерском учёте": то он вносится, то "выносится"... Но вот наконец, кажется, близок финиш. Хотя, с другой стороны, Президент РФ Дмитрий Медведев недавно говорил про учёт и отчётность в свете последнего финансового кризиса. Так что не исключены новые поправки и корректировки... Кстати, по сравнению с прежней редакцией, в которой бухучёт в банках отдавался на откуп ЦБ РФ, в новом законопроекте такого нет.
Но, как говорится, вернёмся к нашим баранам. Так вот: в основе закона определено, что он распространяется:
- на коммерческие и некоммерческие организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Центральный банк Российской Федерации;
- физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);
- находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ.
В ряде других случаев (они перечислены) закон тоже применяется, а вот не применяется он при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчётности для внутренних целей, отчётности, представляемой кредитной организации в соответствии с её требованиями, а также отчётности для иных целей, если в законодательстве Российской Федерации и принятых в соответствии с ним правилах составления такой отчётности не предусматривается применение настоящего федерального закона.
Регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации осуществляют уполномоченный федеральный орган, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учёта. (Ну про "иных" я уже читал в "Ночном дозоре", осталось прочесть все законы и выискать других "иных", которые и есть эти самые "органы".)
Жизнь, как известно, у нас идёт по понятиям. Понятия перечислены в статье 3 законопроекта, например:
- международный стандарт - стандарт бухгалтерского учёта, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
- национальный стандарт - стандарт бухгалтерского учёта, утверждённый уполномоченным федеральным органом... (Это, наверное, чтобы стало понятно, кто в доме хозяин, - сразу в лоб: то - где-то далеко в международном пространстве, а то - уполномоченным. Так и напрашивается сказать: оперуполномоченным. Вообще-то международные стандарты являются основой для разработки национальных и отраслевых стандартов и, как видим, с учётом местных особенностей...)
Далее, в отличие от ранее проповедовавшейся дилеммы о том, что план счетов - это вообще документ 105-го уровня, он всё-таки попал в проект - "План счетов бухгалтерского учёта - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта".
Вопрос о том, надо ли "упрощенцу" - юридическому лицу вести учёт или нет, теперь в проекте решён: "упрощенцы" не попали в список исключений, т.е. учёт вести надо.
Учёту подлежат:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства и другие источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы.
Есть разница и в том, нужен главный бухгалтер в организации или нет, - в зависимости от вида организации.
В общем случае руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта. Но для банков положение иное: там главный бухгалтер должен быть обязательно. Но если организация подпадает под субъект малого и среднего предпринимательства, то шеф может принять ведение бухгалтерского учёта на себя.
В ряде случаев есть и требования к главным бухгалтерам. Так, в организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), а также в страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, должны отвечать следующим требованиям:
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской (финансовой) отчётности либо с аудиторской деятельностью, не менее трёх лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учёта и аудита, - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики.
Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Банком России.
В случае разногласий между главбухом и руководителем данные принимаются к учёту по письменному распоряжению руководителя, который единолично несёт ответственность за созданную в результате этого информацию. Правда, я лично с таким не сталкивался.
Больше про главных бухгалтеров в проекте закона ничего нет, т.е. все отношения, кроме спора с руководителем, отданы на откуп самим организациям.
Совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая экономическим субъектом, составляет его учётную политику. Политика эта может меняться не так, как захочется, а во вполне определённых случаях. Они и перечислены в проекте:
- изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учёте, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработка или избрание нового способа ведения бухгалтерского учёта, применение которого приводит к повышению надёжности информации об объекте бухгалтерского учёта;
- существенное изменение условий деятельности.
Таким образом, если считать кризисные явления существенным изменением условий, то менять политику можно.
Факты хозяйственной жизни подлежат оформлению первичными учётными документами. Что это такое - неизвестно, но зато определено, какие реквизиты эти самые документы должны иметь:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. Формы первичных учётных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта.
Документ этот составляется на бумаге, но может существовать и в электронном виде (но можно и (или) в электронном виде).
В первичном учётном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативно-правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта. Исправление в первичном учётном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
Бухгалтерский учёт ведётся посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, если иное не установлено национальными стандартами. Случаи применения тройной записи и ведения учёта на счетах не бухгалтерского учёта мне пока неизвестны. Хотя, наверное, могут быть случаи, когда учёт ведётся приходно-расходным методом.
Вся информация накапливается в регистрах бухгалтерского учёта. Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель.
Как это ни покажется странным, но в соответствии с проектом закона бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период.
Как достичь достоверности - этого проект не указывает. Но на то он и закон, чтобы высказать умные слова. Но, уточняет законопроект, именно национальные стандарты устанавливают условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный год. Вся остальная отчётность является промежуточной. Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Ещё раз повторено, как и в старом законе, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках (ОПУ) и приложений к ним. Для некоммерческих организаций ОПУ заменяется на отчёт о целевом использовании средств.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности ЦБ РФ устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исключений для кредитных организаций в проекте нет.
Отдельные статьи выделены для решения вопроса об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации юридического лица и ликвидации лица.
Решён и вопрос с депозитарием отчётности. Так, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчётности органу государственной статистики по месту государственной регистрации. Доступ к этому ресурсу государство организует любопытствующим за плату. Правда, если это так, то непонятно, почему так бурно обсуждался вопрос о доступе к этой же самой информации из существующего ресурса ФНС России.
Национальные стандарты устанавливают признаки активов, обязательств, других источников финансирования деятельности экономического субъекта, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, а также порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учёту и списания их в бухгалтерском учёте, способы денежного измерения объектов, порядок пересчёта валютных ценностей в рубли, требования к учётной политике и пресловутый план счетов.
Оговорено, что для банков план счетов национальными стандартами не определяется. План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативно-правовым актом Банка России.
Чем занимается уполномоченный орган в части ведения учёта, определено в отдельной статье проекта закона. В общем, он делает всё в части "утверждает", а иные органы тоже могут, но "в пределах их компетенции".
Есть в проекте статья и про функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта. Функции-то есть, но реально нет ничего путного, так что можно про это забыть.
К. Парфенов,
зам. главного редактора "Б&Б",
президент НП "Клуб банковских бухгалтеров"
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"