"Существующая модель налогообложения в рамках двух наиболее распространенных специальных налоговых режимов - УСН и ЕНВД во многом себя исчерпала" (интервью с С.В. Разгулиным, заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России)
Одним из основных направлений налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов является реформирование специальных налоговых режимов. О том, какие поправки в Налоговый кодекс в этой связи подготовило Министерство финансов, рассказал в интервью нашему журналу заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Викторович Разгулин.
Сергей Викторович, Минфин планирует в ближайшее время внести на рассмотрение правительства законопроект по специальным налоговым режимам. С чем связана его разработка?
- Прежде всего следует уточнить назначение специальных налоговых режимов в российской налоговой системе. В законодательстве о налогах и сборах за последние несколько лет произошли значительные изменения. Регламентированы процедуры налогового администрирования (в частности, ограничены случаи проверок, истребования документов и т.д.). Сокращено количество налогов, снижены размеры ставок, закреплена возможность учета при налогообложении прибыли всех затрат, за исключением прямо названных, предусмотрен перенос убытков на будущее и т.д. Большая часть этих изменений связана со снижением налоговой нагрузки в рамках общеустановленной системы налогообложения.
Несмотря на постоянные изменения в рамках законодательства о специальных налоговых режимах, преимущества их применения в виде возможности снижения налоговой нагрузки становятся не столь очевидными.
Более того, в их применении для налогоплательщиков есть определенные минусы (ограниченность расходов, принимаемых к вычету по УСН c объектом доходы минус расходы, завышение базовой доходности по ЕНВД). Следует учитывать изменения в законодательстве, согласно которым c 2011 года уплата страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи c материнством, а также в ФОМС на обязательное медицинское страхование должна производиться по общим тарифам. По сути, преимущества применения УСН и ЕНВД ограничиваются 2010 годом.
Таким образом, существующая модель налогообложения в рамках двух наиболее распространенных специальных налоговых режимов - УСН и ЕНВД во многом себя исчерпала.
Какие основные новации предполагает законопроект?
- Если упрощенная система налогообложения еще может быть рассмотрена как режим налогообложения, предназначенный для малого бизнеса, то ЕНВД - это способ налогового администрирования определенных видов деятельности. Полагаем, что в настоящее время у налоговых органов вполне достаточно возможностей по налоговому контролю за деятельностью организаций в любых сферах деятельности.
В этой связи предполагается постепенное сокращение сферы применения ЕНВД. Можно сказать, его вытеснение патентной системой налогообложения. В свою очередь патентная система налогообложения - это действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения на основе патента, которая получает самостоятельное регулирование.
Почему необходима замена системы налогообложения в виде ЕНВД упрощенной системой налогообложения на основе патента? Ведь в том и другом специальных налоговых режимах налогоплательщик уплачивает налог исходя из размера вмененного ему дохода. При ЕНВД сумма налога зависит от размера вмененного дохода, установленного главой 26.3 НК РФ, при патентной УСН - от размера потенциально возможного к получению дохода.
- Действительно, некоторые общие элементы в этих системах присутствуют - в частности, установление на законодательном уровне размера дохода от соответствующих видов деятельности, исходя из которого рассчитывается налог. Но принципиальное отличие в том, что патентная система налогообложения представляется не способом налогового контроля в виде вмененного дохода и обязательности применения, а способом легализации деятельности физических лиц, занимающихся предпринимательством. Именно по этой причине не предполагается распространение патентной системы налогообложения на организации, в том числе микропредприятия.
Насколько это близкая перспектива? Расскажите, пожалуйста, когда предполагается, что ЕНВД вытеснит патентная УСН?
- Ограничения применения ЕНВД предусмотрены и в настоящее время. Причем законодатель последовательно расширяет их перечень. Напомню, что не применяется ЕНВД налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.
С 2009 года исключено применение ЕНВД как для вновь созданных, так и ранее зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, и организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Из перечня бытовых услуг, в отношении которых может применяться ЕНВД, исключены услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Подготовленным законопроектом указанные тенденции получают дальнейшее развитие. Предлагаются следующие этапы реформирования. Во-первых, c 1 января 2011 года установленный подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса размер ограничения предельной среднесписочной численности работников организации (индивидуального предпринимателя) при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сокращается со 100 до 15 человек.
Во-вторых, c 1 января 2012 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются такие, как:
- оказание бытовых услуг;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- розничная торговля, которая осуществляется через магазины и павильоны c площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания c площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
В-третьих, c 1 января 2014 года предполагается отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Будут ли в этот период вводиться другие ограничения, например по объему выручки?
- Нет, ограничений по размеру выручки для целей применения ЕНВД не предусматривается.
Известно, что число видов предпринимательской деятельности, по которым применяется патентная УСН, планируется увеличить c 69 до 92. Какие новые виды деятельности будут внесены в перечень?
- Могу, например, назвать блок деятельности, связанной c оказанием услуг по прокату.
Одно из замечаний предпринимателей по новому перечню касается отсутствия в нем таких видов предпринимательской деятельности, как общественное питание и розничная торговля. Возможно ли их включение?
- В отношении указанных видов деятельности, осуществляемых без использования зала обслуживания покупателей (посетителей), до 2014 года будет возможно применение ЕНВД. Такое решение необходимо, чтобы избежать конкуренции режимов налогообложения. Впоследствии возможность применения в их отношении патентной системы налогообложения может быть рассмотрена.
Будет ли увеличена среднесписочная численность наемных работников индивидуального предпринимателя за налоговый период, ограничивающая право применения УСН на основе патента (сейчас она составляет не более пяти человек)? Не планирует ли Минфин внести поправку в Налоговый кодекс, которая разрешит индивидуальным предпринимателям в целях применения патентной УСН при одновременном получении нескольких патентов определять среднесписочную численность по каждому патенту, а не по всем патентам в совокупности (письмо Минфина России от 11.06.2010 N 03-11-09/45)?
- Серьезных изменений в собственно патентной системе налогообложения по сравнению c действующей упрощенной системой налогообложения на основе патента не предполагается. Индивидуальные предприниматели, как и в настоящее время, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период пяти человек. Указанная предельная численность применяется независимо от количества полученных патентов. Сохраняются ограничения и по размеру дохода - 60 млн. руб.
Что даст передача доходов от патентной УСН в местные бюджеты? Появятся ли новые полномочия у местных властей?
- Согласно законопроекту патентная система вводится в соответствии c Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Ими устанавливаются:
- перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения в пределах перечня видов предпринимательской деятельности, указанных в новой главе 26.5 Кодекса (причем по 22 видам данный налоговый режим вводится в обязательном порядке, по 70 видам - в добровольном порядке);
- размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Установленные Налоговым кодексом размеры могут быть увеличены (уменьшены) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не более чем в два раза.
Предусматривается, что налог, уплачиваемый в связи c применением патентной системы налогообложения, по нормативу 100% будет зачисляться в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях компенсации выпадающих доходов в связи c отменой единого налога на вмененный доход.
Все это должно повысить заинтересованность муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности.
Сейчас индивидуальный предприниматель, перешедший c упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на патентную УСН не ранее чем через три года после того, как он утратил на нее право. В то же время организация, перешедшая c УСН на иной режим налогообложения, согласно пункту 7 статьи 346.13 НК РФ вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как она утратила право на применение упрощенной системы налогообложения. Будет ли устранено указанное несоответствие?
- Данный срок для индивидуальных предпринимателей сокращается. Согласно проекту индивидуальный предприниматель, утративший право применения патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения не ранее чем со следующего календарного года.
Изменятся ли нормы, касающиеся порядка уплаты стоимости патента? Например, будет ли предусмотрена возможность перерасчета стоимости патента на случай болезни индивидуального предпринимателя, отпуска по беременности и родам, а также в других случаях?
- Установление каких-либо корректирующих коэффициентов для расчета стоимости патента не предполагается. Размер годового дохода для целей налогообложения достаточно низкий. Налоговая ставка сохранена в размере 6%.
Уплата налога будет производиться один раз в размере стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления деятельности, указанной в патенте, если патент получен на срок до шести месяцев. Если патент получен на срок от шести до 12 месяцев календарного года, то налог уплачивается в два срока: один раз в размере 1/3 стоимости патента - в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности, а оставшиеся 2/3 стоимости патента - в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода (срока действия патента).
Таким образом, у индивидуальных предпринимателей расширяются возможности по применению патентной системы налогообложения. Но смогут ли они по-прежнему при желании применять обычную упрощенную систему налогообложения?
- Конечно. Просто наряду c действующим порядком применения упрощенной системы налогообложения, установленным главой 26.2 НК РФ, для индивидуальных предпринимателей возможен выбор отдельного специального налогового режима.
Что касается совершенствования обычной упрощенной системы налогообложения, то здесь нужно отметить, что положения Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ, которыми был увеличен предельный размер доходов налогоплательщика, ограничивающий право применения УСН, а также предусмотрены переходные нормы, применяются до 2014 года. Так что к вопросу об условиях применения данного спецрежима после указанной даты еще предстоит вернуться.
Беседовали Н. Попова,
О. Смолина
Справка. Сергей Викторович Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Окончил Московскую государственную юридическую академию. В 1998-2004 годах работал в Министерстве РФ по налогам и сборам, в 2002 году был назначен на должность заместителя руководителя Департамента налоговой политики. В августе 2004 года возглавил отдел координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. С октября 2006 года - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Автор комментариев к Налоговому кодексу и публикаций в специализированных изданиях.
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99