Положение о проведении эвакуации
Данная статья открывает цикл статей о документационном обеспечении важнейшего и актуальнейшего в настоящее время направления - управления безопасностью в организации. Автор - это человек, который руководит подобными процессами повседневно. Кроме того, данный материал с интересом изучат все родители, поскольку управление безопасностью показано на примере школы.
Направления работы для обеспечения безопасности
Работа заместителя директора школы по безопасности по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения включает в себя ряд взаимосвязанных направлений:
1 - Обеспечение антитеррористической защищенности.
2 - Организация физической охраны и инженерно-технической защищенности.
3 - Обеспечение пожарной безопасности.
4 - Организация работы по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5 - Организация работы по охране труда и технике безопасности.
6 - Подготовка персонала и учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
7 - Профилактика правонарушений.
8 - Профилактика и противодействие вредным привычкам детей (алкоголизму, наркомании, токсикомании, табакокурению).
9 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
10 Организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.
11 - Правовое обучение и формирование культуры безопасности персонала и учащихся (на основе учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности").
12 - Организация безопасности мероприятий с учащимися за территорией образовательного учреждения (пешие и автобусные экскурсии, походы и т.п.).
13 - Организация безопасности в летнем оздоровительном лагере (на базе образовательного учреждения).
Безопасность школы сама по себе не появится, нужна кропотливая работа, планирование превентивных мероприятий, практические тренировки персонала и учащихся. При хорошей натренированности взрослых и детей, а также четкой координации принимаемых мер, можно защититься от последствий любой чрезвычайной ситуации в школе.
Пожарная безопасность
Задача управленческого персонала школы и заместителя директора по безопасности - предотвратить пожар.
А вот основным мероприятием при возникновении пожара является эвакуация. При этом от рациональности и слаженности действий персонала, осуществляющего эвакуацию, зависят жизни людей. Для осуществления эвакуации в нужный момент проводятся учебные тренировки.
Учебная эвакуация - это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Главной целью проведения учебной тренировки является всесторонняя проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни работников и учащихся эвакуации на случай пожара в школе.
Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой части. Но, к сожалению, в текстовой части плана эвакуации изложен только алгоритм действия в случае пожара (позвонить..., включить..., оповестить..., эвакуировать... и т.п.) применительно к "идеальному пожару", когда он возник где-то на крыше здания школы, а лучше всего - в соседнем здании. И в этой ситуации, когда огонь и дым, имея тенденцию распространяться снизу вверх, действительно можно выполнить все указания, оговоренные в инструкции к плану эвакуации и "красиво" эвакуироваться из школы.
А вот что делать тому учителю, который, услышав сигнал тревоги о пожаре, открыл дверь из класса в коридор, а в нем уже столько дыма, что не видно не только лестницы, по которой необходимо эвакуировать учащихся, но и противоположной стены? Что ему необходимо делать со своими учениками, если они находятся на первом, на втором, на третьем этаже школы? Действительно, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Действительно, "спасение утопающих, дело рук самих утопающих". Действительно, разработчики таких инструкций "умыли руки" и предоставили возможность решения таких "кроссвордов жизни" самим учащимся и учителям, как правило, состоящим на 90% из женщин. А ведь мировая практика подсказывает, как грамотно поступить в той или иной критической (для человеческой жизни) ситуации в случае пожара.
В образовательном учреждении кроме инструкции на случай пожара, прилагаемой к плану эвакуации, необходимо разработать "Положение на случай пожара в образовательном учреждении", в котором целесообразно более подробно изложить действия работников и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях во время пожара в школе. А вопросы, связанные с проведением учебной эвакуации на случай пожара, необходимо сформулировать в "Положении о проведении учебной эвакуации в образовательном учреждении", в котором необходимо систематизировать все требования, предъявляемые к проведению учебной эвакуации. Будет излишне оптимистичным считать, что взрослые сотрудники в организациях различных отраслей не нуждаются в подобной регламентации. Так что на примере данного документа можно разработать соответствующий для любой организации.
Примерный образец
Утверждаю
Общеобразовательное учреждение Школа
--------------------------------------
наименование организации
Положение Директор школы
--------------------------------
наименование должности
руководителя организации
N 15 Сурикова Сурикова А.Л.
----------- ----- ---------- ---------------------
подпись расшифровка подписи
О проведении в образовательном учреждении
учебной эвакуации учащихся, работников и
имущества на случай пожара " 12 " июля 2010 г.
---- ------ ----
I. Общие положения
Положение разработано с целью всесторонней проверки готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни учащихся и работников эвакуации на случай пожара в образовательном учреждении.
Основными задачами учебной тренировки являются:
- выработка у администрации образовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять эвакуационные и спасательные мероприятия работников и учащихся на случай пожара в образовательном учреждении;
- выработка у работников учебно-воспитательного состава образовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять эвакуационные мероприятия учащихся на случай пожара в образовательном учреждении;
- формирование у работников учебно-воспитательного состава учреждения сознательного и ответственного отношения к обеспечению жизни и здоровья учащихся в случае пожара в образовательном учреждении;
- совершенствование работниками теоретических знаний, полученных в процессе обучения их по курсу "Пожарная безопасность в образовательном учреждении";
- совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";
- проверка пожарно-технического состояния образовательного учреждения.
При проведении учебной тренировки отрабатываются различные ситуации, которые могут возникнуть в случае реального пожара в образовательном учреждении, для чего структурным подразделениям, отдельным работникам и учащимся даются различные ситуационные вводные (теоретические и практические), по которым определяется их подготовленность к действиям в случае реального пожара в образовательном учреждении.
При проведении учебной тренировки у работников, учащихся образовательного учреждения проверяются следующие практические навыки (умения):
- действовать при подаче установленного в образовательном учреждении условного сигнала о пожаре;
- действовать при обнаружении возгорания, пожара на учебном, рабочем месте, в других помещениях образовательного учреждения;
- подавать установленный в образовательном учреждении условный сигнал о пожаре;
- вызывать пожарную службу по телефону или по мобильному телефону (при его наличии);
- отключать электрощит, автомат отключения электропитания помещения;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения (пожарным краном, огнетушителями, песком, противопожарной тканью (кошмой), водой, пожарным инвентарем);
- эвакуироваться через основные и запасные эвакуационные выходы, аварийные выходы (на кровлю здания, на площадки пожарных лестниц из окон 2-го этажа, через окна 1-го этажа);
- действовать в экстремальных ситуациях;
- оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь.
В проведении тренировки обязаны принимать участие в полном составе: администрация, учебно-воспитательный, обслуживающий, технический состав образовательного учреждения, работники пищеблока, медпункта, учащиеся.
В проведении учебной тренировки могут оказывать помощь местные органы государственного пожарного надзора, пожарной службы, представители других образовательных учреждений (в качестве обмена опытом), а также могут привлекаться наиболее подготовленные (в этом плане) родители учащихся.
В образовательном учреждении учебные плановые тренировки учащихся и работников на случай пожара в образовательном учреждении должны проводиться не реже 3 раз в учебный год (осенью, зимой и весной) в 1-ую и во 2-ую смену учебного процесса.
II. Подготовка проведения учебной тренировки
При подготовке к проведению учебной тренировки руководитель образовательного учреждения обязан:
- провести учебное занятие со своими заместителями по изучению "Положения на случай пожара в образовательном учреждении" и "Положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара";
- утвердить "План подготовки и проведения учебной тренировки на случай пожара";
- утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;
- организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению "Положения на случай пожара в образовательном учреждении", планов эвакуации и "Положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара";
- организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению "Положения на случай пожара в образовательном учреждении" и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара;
- назначить ответственного за проведение инструктажа по "Инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре";
- утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т.п.);
- утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);
- утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;
- издать приказ по образовательному учреждению "О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара";
Ко дню проведения учебной тренировки необходимо:
- провести проверку работы пожарных кранов на водоотдачу, с целью практического показа для работников порядка приведения в действие пожарного крана;
- провести сдачу огнетушителей на перезарядку, испытание, с целью практического показа для работников порядка приведения в действие огнетушителей разных типов, имеющихся в образовательном учреждении (на перезарядку допускается сдача использованных огнетушителей);
- принять меры по устранению нарушений содержания путей эвакуации и эвакуационных выходов, которые могут препятствовать быстрой и безопасной эвакуации людей;
- проверить исправность и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
С целью привлечения на учебную тренировку максимального количества работников и учащихся руководитель образовательного учреждения обязан:
- не планировать в этот день дополнительных (кроме основного учебного расписания) учебных занятий, мероприятий и работ как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами;
- отозвать на этот день работников учебно-воспитательного состава с методического дня;
- с целью повышения уровня проведения учебной тренировки на случай пожара в образовательном учреждении об их ответственности в случае халатного отношения к проведению учебной тренировки (лишение премии, объявление замечания, выговора, направление на внеочередную проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности).
III. Проведение учебной тренировки
Началом практической отработки является подача звукового сигнала о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания образовательного учреждения.
С получением сигнала о возникновении пожара педагогический состав и обслуживающий персонал проводят мероприятия в соответствии с "Положением на случай пожара в образовательном учреждении".
В ходе практической тренировки руководитель учреждения контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.
После эвакуации детей из здания школы на эвакуационную площадку классные руководители, преподаватели, их замещающие, проводят перекличку учащихся по спискам классных журналов и докладывают о наличии руководителю учреждения. Информация об отсутствии ребенка доводится до сведения руководителя учреждения и пожарных, осуществляющих тушение пожара, и принимаются меры по установлению его местонахождения (спасению).
После проведения эвакуации руководитель учреждения проводит обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.
После проверки наличия всех учащихся классные руководители вместе со своими классами направляются в ближайший пункт размещения эвакуированных детей в ДК "Родник".
Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания.
IV. Подведение итогов учебной тренировки и разработка мероприятий по улучшению проведения эвакуационных мероприятий
После окончания практической тренировки по отработке действий в случае возникновения пожара руководитель учреждения проводит с учебно-воспитательным и обслуживающим персоналом рабочее совещание, на котором подводятся итоги и разрабатываются организационные и практические мероприятия по улучшению эвакуации и пожарно-технического состояния здания образовательного учреждения.
При подведении итогов основное внимание должно уделяться разбору недостатков, выявленных при проведении тренировки и установлению причин, им способствовавшим.
Завершающим этапом проведения практической отработки планов эвакуации является составление акта, в котором последовательно излагаются ее результаты, указываются недостатки и предлагаются мероприятия по улучшению организации и проведения последующих практических тренировок.
В нашей школе разработано "Положение о проведении в образовательном учреждении учебной эвакуации учащихся, работников и имущества на случай пожара", далее - Положение, в котором отражены следующие вопросы:
- общие положения;
- мероприятия по подготовке проведения учебной тренировки;
- проведение учебной тренировки;
- подведение итогов учебной тренировки и разработка мероприятий по улучшению проведения эвакуационных мероприятий.
Таким образом, систематическая подготовка, организованное проведение учебной тренировки и подведение итогов учебной тренировки по эвакуации в случае пожара способствуют выработке грамотных, осознанных, последовательных действий участников образовательного процесса для сохранения их жизни и здоровья, устойчивого и безопасного состояния образовательного учреждения.
Положение утверждается руководителем организации, в данном случае - директором школы.
С. Авилов,
заместитель директора
школы по безопасности
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107