Соблюдение требований пожарной безопасности
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (п. 1 Правил N 313*(1)). Они должны соблюдаться всеми учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и особенно учреждениями культуры и искусства, поскольку в них сосредоточены огромные материальные ценности, а в учреждениях, организующих зрелищные мероприятия, находится большое количество людей. В этой статье выясним, какие основные требования должны соблюдаться данными учреждениями, какие мероприятия должны проводиться в них для соблюдения пожарной безопасности и какая ответственность предусмотрена за ее несоблюдение.
Общие положения
Учреждения культуры и искусства при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования пожарной безопасности, утвержденные Правилами N 313, и введенные в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736 Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ-13-01-94).
Наряду с этими правилами следует руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
Перед открытием сезона все культурно-просветительные и зрелищные учреждения должны быть проверены на соответствие требованиям пожарной безопасности и приняты межведомственными комиссиями органов местного самоуправления (п. 148 Правил N 313).
Назовем первоочередные требования пожарной безопасности, которые нужно соблюдать учреждениям культуры и искусства:
1. Наличие во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
2. Наличие изданного руководителем учреждения распорядительного документа, устанавливающего соответствующий пожарной опасности противопожарный режим. В том числе необходимо:
а) определить и оборудовать места для курения;
б) определить места хранения и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
в) установить порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
г) определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
д) регламентировать:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
е) определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение.
3. Вывесить план (схему) эвакуации людей (в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек) в случае пожара. В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных.
4. Наличие системы (установки) оповещения людей о пожаре.
5. Наличие инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек)).
6. Содержание в исправном рабочем состоянии противопожарных систем и установок (противодымной защиты, средств пожарной автоматики, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, клапанов, других защитных устройств в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.), помещений, зданий и сооружений.
Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности
Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
- организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
- в соответствии с законодательством РФ проводят дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности;
- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
- осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;
- осуществляют взаимодействие с учреждениями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Виды проверок. Пожарные инспекторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки.
Плановыми называются проверки, которые устанавливаются ежегодным планом, утверждаемым руководителем регионального отделения государственного пожарного надзора. Причем проводить подобные мероприятия в пределах одного и того же учреждения разрешается не чаще чем один раз в три года (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки противопожарной безопасности является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в органы пожарного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления из СМИ о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан;
- приказ (распоряжение) руководителя органа пожарного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки (п. 11 ст. 9, п. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Мероприятие по контролю осуществляется на основании распоряжения (приказа) органов государственного пожарного надзора. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ в данном документе, кроме указания его номера и даты, наименования органа пожарного надзора, фамилии, имени, отчества и должности лица (лиц), уполномоченных на проведение подобного мероприятия, и наименования проверяемой организации, должны быть определены цели, задачи и предмет, правовые основания проведения мероприятия, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, а также дата начала и окончания.
Заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора о проведении мероприятия по контролю предъявляется должностным лицом, его осуществляющим, руководителю или иному должностному лицу проверяемого учреждения одновременно со служебным удостоверением.
Предмет контроля. Поскольку требования по соблюдению пожарной безопасности определены Приказом N 313, именно на соответствие проведенных учреждением противопожарных мероприятий установленным требованиям и обращают внимание пожарные инспекторы.
Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и т.д.), исправности электрооборудования (проводки, розеток), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками и пожарным стволом, соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно правилам пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалы, которые могут загореться. Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в Правилах N 313. Подключение сигнализации и противопожарной установки в большинстве случаев требует больших затрат, но инспекторы проверяют их наличие очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.д.) должны быть исправными, огнетушители - проверенными.
Порядок оформления результатов контроля. После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность ее представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.
В акте должны быть отражены полученные в ходе проведения контроля результаты, в том числе выявленные нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения. Наиболее частыми из них, приводящими к возникновению пожаров, являются:
- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;
- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;
- нарушение требований пожарной безопасности, правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);
- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;
- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;
- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;
- загромождение проездов к зданиям и сооружениям.
Если представитель организации или лицо, присутствовавшее при ее проведении, отказывается ознакомиться с актом проверки, этот факт необходимо зафиксировать в данном акте.
Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, его заместителю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать юридическому лицу предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.
К сведению. Юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (осуществивших) проверку, и его (их) подпись (п. 8, 9 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
Ответственность за нарушения пожарной безопасности
Персональная ответственность за соблюдение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), а также на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Административная ответственность. Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1 500 руб., на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Уголовная ответственность. За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).
Учет расходов по принятию мер пожарной безопасности
Особое внимание в учреждениях культуры и искусства должно уделяться состоянию противопожарных систем и установок и наличию первичных средств пожаротушения. Проводятся работы по замене вышедших из строя объектов. Первичные средства пожаротушения с истекшим сроком годности подлежат замене на новые. Принятие таких профилактических мер пожарной безопасности требует определенных затрат. Рассмотрим, как отражаются в бюджетном учете произведенные учреждениями расходы по организации профилактических мер.
Расходы по установке системы противопожарной сигнализации
Одной из основных профилактических мер по предупреждению пожаров является установка приборов и аппаратуры противопожарной сигнализации (далее - система противопожарной сигнализации). В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор), приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Постановление Правительства РФ N 1) относит систему противопожарной сигнализации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет.
Монтаж пожарной сигнализации осуществляет сторонняя организация, имеющая лицензию на проведение подобного рода работ, с которой заключается договор. От предмета договора зависит порядок отражения операций по установке системы противопожарной сигнализации в бюджетном учете. Рассмотрим два возможных варианта выполнения вышеуказанных работ.
Предметом договора является только оказание услуг по установке системы противопожарной сигнализации. При этом варианте учреждение производит затраты по приобретению приборов и аппаратуры системы противопожарной сигнализации и оплате услуг по ее установке, то есть в рамках одного договора приобретается оборудование, а по другому договору оказываются услуги по его монтажу.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, при приобретении оборудования учреждение производит его оплату по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Оплата услуг по наладке системы пожаротушения относится на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Согласно п. 11 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которая, в свою очередь, представляет собой сумму фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, все затраты по приобретению и установке системы противопожарной сигнализации включаются в ее первоначальную стоимость и изначально собираются на счете 10601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".
К бюджетному учету система пожарной сигнализации принимается в качестве объекта основных средств по сформированной первоначальной стоимости.
Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете затрат по приобретению и установке системы пожарной сигнализации на примерах.
Пример 1
За счет бюджетных средств учреждением приобретена аппаратура для установки системы противопожарной сигнализации стоимостью 78 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 82 000 руб. По окончании монтажа участниками договора подписан акт оказанных услуг.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретена аппаратура системы противопожарной сигнализации | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 78 000 |
Оказаны услуги по монтажу системы противопожарной сигнализации | 1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 82 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система противопожарной сигнализации ((78 000 + 82 000) руб.) | 1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 160 000 |
Предметом договора является выполнение работ по монтажу системы противопожарной сигнализации, в сметную стоимость которого включается и стоимость оборудования. При этом варианте специализированная организация выполняет работы в рамках одного договора, который включает весь спектр услуг по введению в действие системы противопожарной сигнализации, а также приобретение аппаратуры. То есть исполнитель берет на себя осуществление всех расходов, связанных с установкой системы противопожарной сигнализации. В этом случае расходы по оплате договора на организацию и проведение работ в рамках текущей деятельности заказчик должен относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В первичных документах (счете-фактуре, акте) будет указано, что проведены работы по монтажу системы противопожарной сигнализации.
Пример 2
Учреждением заключен договор со сторонней организацией на монтаж системы противопожарной сигнализации. Сметная стоимость работ с учетом стоимости аппаратуры составила по договору 160 000 руб. Оплата произведена за счет бюджетных средств. По окончании работ подписан акт выполненных работ по монтажу системы противопожарной сигнализации.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет представлена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены в учете выполненные работы по монтажу системы противопожарной сигнализации | 1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 160 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система противопожарной сигнализации | 1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 160 000 |
Произведена оплата выполненных работ | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 160 000 |
Расходы по обслуживанию сигнализации
Затраты, связанные с осуществлением мер противопожарной безопасности, не ограничиваются расходами на установку системы противопожарной сигнализации. Установка сигнализации сопряжена еще и с затратами по ее обслуживанию. Если система находится на балансе учреждения, то затраты по таким услугам в бухгалтерском учете относятся на расходы и учитываются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Пример 3
Учреждением заключен договор со специализированной организацией на обслуживание системы противопожарной сигнализации. Сумма ежемесячной платы составляет 5 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств на основании предъявленного счета-фактуры и акта.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны услуги по обслуживанию системы противопожарной сигнализации | 1 401 01 225 | 1 302 08 730 | 5 000 |
Произведена оплата оказанных услуг | 1 302 08 830 | 1 304 05 225 | 5 000 |
Первичные средства пожаротушения
Вторым наиболее распространенным мероприятием по обеспечению пожарной безопасности является приобретение учреждением первичных средств пожаротушения, а именно огнетушителей, пожарных стендов, пожарного инвентаря и др. Согласно Классификатору вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к основным средствам как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020), а в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1 - к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Поскольку первичные средства пожаротушения относятся к основным средствам, порядок отражения их поступления в бюджетном учете будет идентичен порядку учета системы противопожарной сигнализации.
И. Зернова,
эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"