Пенсионное страхование или пенсионное обеспечение?
1. Пенсионное страхование
В качестве одного из видов страхования пенсионное страхование фигурирует в ст. 32.9. "Классификация видов страхования" Закона об организации страхового дела в Российской Федерации, однако определение пенсионного страхования в законодательных и регулирующих документах отсутствует. Указанные в ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) условия отнесения страховых взносов на расходы на оплату труда:
- страховое обеспечение выплачивается при наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии;
- пенсия выплачивается пожизненно - определением пенсионного страхования, разумеется, не являются.
В отсутствие формального определения под пенсионным страхованием обычно подразумевается страхование аннуитетов. При этом, за неимением других определений, как правило, используется приведенное выше определение ст. 255.
Существует два основных варианта страхования пожизненных пенсий:
- немедленные аннуитеты, выплата которых начинается сразу после уплаты единовременного страхового взноса. Например, страховщик гарантирует выплату ежемесячной пожизненной пенсии в размере, скажем, 1000 руб., при условии единовременной уплаты страхового взноса в размере 80 тыс. руб.;
- отложенные аннуитеты, выплата которых начинается через несколько лет после заключения договора страхования. Срок ожидания может быть достаточно долгим (20, 30 и более лет), а может быть и коротким, скажем 1-2 года. Отложенные аннуитеты могут оплачиваться единовременным взносом или регулярными страховыми взносами.
Например, по достижении указанного в полисе (пенсионного) возраста страховщик гарантирует выплату пожизненной ежемесячной пенсии в размере, предположим, 1000 руб., при условии уплаты ежемесячных взносов в размере 300 руб.
Договор страхования может также предусматривать участие страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
При страховании аннуитетов страховщик несет риски: долголетия - риск того, что застрахованное лицо проживет дольше, чем предполагалось при тарификации договора; инвестиционный риск - риск того, что доходность инвестиций окажется ниже, чем предполагалось при тарификации договора
2. Пенсионное обеспечение
НПФ могут предоставлять своим клиентам такие же программы (немедленные и отложенные пожизненные пенсии), как и компании по страхованию жизни. Интересно отметить, что в соответствии со ст. 255 НК РФ для отнесения затрат работодателя на расходы на оплату труда, пожизненной выплаты пенсии не требуется; вполне достаточно выплаты пятилетней пенсии*(1). Кроме того, НПФ предлагают своим клиентам и иные программы пенсионного обеспечения.
В основе накопительной части трудовой пенсии РФ лежит пенсионный план, основанный на индивидуальных счетах. Он также широко применяется в корпоративном и индивидуальном добровольном пенсионном обеспечении. На этапе накопления средств НПФ может гарантировать минимальную доходность инвестиций (в этом случае он несет инвестиционный риск), а может таких гарантий не предоставлять и никаких рисков не нести. Размер пенсии определяется на дату выхода на пенсию в зависимости от размера накопленных средств, возраста клиента и гарантированной ставки доходности. В случае срочной пенсии НПФ несет инвестиционный риск, а в случае пожизненной - еще и риск долголетия.
НПФ играют важную роль в финансировании корпоративных пенсионных планов с установленными выплатами. Размер пенсии устанавливается Правилами пенсионного обеспечения сотрудников предприятия (или коллективным договором) и может зависеть от зарплаты на дату выхода на пенсию, стажа работы на предприятии и многих иных факторов. Пенсионные планы с установленными выплатами широко применяются в российской и международной практике; они являются частью коллективных договоров крупнейших российских корпораций. Например, размер негосударственной пенсии работников одной из наших крупнейших корпораций определяется по формуле
,
где НП - негосударственная пенсия;
- коэффициент, отражающий суммарный стаж работы в организациях корпорации;
- коэффициент, отражающий персональные заслуги работника;
С - часть заработной платы работника, учитываемая при расчете негосударственной пенсии; определяется на дату выхода работника на пенсию.
Размер пенсии конкретного работника заранее не известен; работодатель может лишь оценить общий объем средств, которые необходимы для выполнения принятых в соответствии с пенсионным планом предприятия обязательств, и выработать план их накопления. При реализации планов с установленными выплатами индивидуальные счета участников пенсионного плана не только излишни, а попросту неприменимы. Заблаговременное финансирование таких пенсионных планов ведется в НПФ с использованием так называемых "солидарных счетов"*(2). На этапе накопления средств НПФ никаких рисков не несет - ответственность за накопление достаточного объема средств несет работодатель.
В общем случае после выхода работника на пенсию возможны следующие варианты.
1. Ответственность за выплату пенсии продолжает нести работодатель. Пенсия выплачивается из солидарного счета, НПФ администрирует выплату пенсии.
2. Работодатель покупает в НПФ срочную пенсию, выплачиваемую, например, в течение 10 лет. В этом случае НПФ несет инвестиционный риск; в зависимости от условий выплаты риск долголетия минимален или отсутствует вовсе.
3. Работодатель покупает в НПФ пожизненную пенсию. В этом случае НПФ несет как инвестиционный риск, так и риск долголетия.
Нетрудно заметить, что пенсионное обеспечение естественным образом осуществляется в два этапа: накопление средств и выплата пенсии. Подытоживая сказанное, отметим, что за исключением индивидуального пенсионного плана с установленными выплатами (аналога программ, предоставляемых страховыми компаниями) на этапе накопления НПФ несет инвестиционные риски или, при отсутствии гарантий доходности инвестиций, не несет никаких рисков.
На этапе выплаты пожизненной пенсии НПФ несет оба риска - инвестиционный и долголетия; вариант с ответственностью работодателя на этом этапе для России не характерен.
3. Мировой опыт
Образцом для построения российской системы НПФ, равно как и накопительной части трудовой пенсии, является чилийская пенсионная система, оказавшая огромное влияние на реформу пенсионной системы во всем мире. В Чили существует четкое разделение ролей между НПФ и компаниями по страхованию жизни*(3). НПФ занимаются первым этапом - накоплением пенсионных средств, а также выплатой пенсионных пособий, не связанных с риском долголетия: единовременных пособий и плановых изъятий. Выплатой пожизненных пенсий занимаются компании по страхованию жизни; средства, накопленные в НПФ, используются в качестве единовременного взноса для приобретения пожизненной пенсии. По примеру Чили в странах, внедривших накопительную пенсионную систему*(4), функции накопления пенсионных средств отделены от страхования - выплаты пожизненных пенсий*(5). В начале века в Чили годовые взносы по страхованию аннуитетов достигли 2% ВВП (75% взносов компаний по страхованию жизни). В 2003 г. "аннуитетные" активы компаний по страхованию жизни составляли 15% ВВП (75% суммарных активов страховых компаний Чили); активы чилийских НПФ - 60% ВВП.
Государственная пенсионная система Чили предусматривает несколько типов пенсионных пособий. Во-первых, выходящий на пенсию работник может получить часть накоплений в качестве единовременного пособия, размер которого ограничен средствами, превышающими фонд, необходимый для финансирования минимального размера пенсии. Далее, у него есть выбор из трех базовых пенсионных продуктов:
- плановые изъятия (phased withdrawals). Размер ежегодных изъятий ограничен, чтобы предотвратить слишком быструю растрату пенсионных средств, однако полноценной защиты от риска долголетия плановые изъятия не предоставляют;
- немедленная пожизненная пенсия (аннуитет);
- временные изъятия в сочетании с отложенной пожизненной пенсией. В течение нескольких лет человек делает изъятия из фонда, после чего получает пожизненную пенсию.
В Чили женатые пенсионеры получают совместную с супругой пенсию; в соответствии с законодательством пенсия пережившей супруги составляет 60% пенсии основного пенсионера. Популярной опцией является наличие периода гарантированной выплаты пенсии, в течение которого пенсия выплачивается в неизменном размере даже в случае смерти обоих пенсионеров. Период гарантированной выплаты предусмотрен почти в 80% пенсий; наиболее популярными периодами гарантированной выплаты являются 10 и 15 лет. В качестве опции может быть также предусмотрена единовременная выплата по смерти на покрытие погребальных расходов.
До недавнего времени пожизненные пенсии всегда предусматривали индексацию в соответствии с индексом роста розничных цен. Новый пенсионный закон расширил набор пенсионных продуктов. Во-первых, добавилась комбинация плановых изъятий и пожизненного аннуитета. Данная комбинация разрешена при условии, что пожизненный аннуитет превышает минимальный размер пенсии и предусматривает индексацию в соответствии с индексом инфляции и розничных цен. Еще одним вариантом является комбинация индексированной пенсии с паевой пенсией, размер которой определяется в паях некоторого паевого фонда (фондов)*(6). Средства, предназначенные для плановых изъятий, можно вложить в рискованные инвестиционные инструменты в расчете на получение высокого инвестиционного дохода; пенсионер может выбрать потенциально высокодоходные паи. Если же инвестиции окажутся не очень удачными, минимальный размер пенсии гарантируется индексируемым элементом.
4. Выплата или страхование?
В российских законодательных и регулирующих документах говорится "выплата пожизненной пенсии". Данная формулировка не должна, однако, вводить в заблуждение: выплата пожизненной пенсии означает страхование пожизненного аннуитета (пенсии). Суть рассмотренного выше "разделения труда" заключается в том, что организации, аналогичные российским НПФ, по своей сути являются специализированными инвестиционными организациями.
Страхование пожизненных аннуитетов является сложнейшим видом страхования жизни, связанным с защитой от риска долголетия, т.е. риска того, что человек проживет дольше, чем предполагалось, и останется без средств к существованию. Сложность страхования риска долголетия связана со сложностью прогнозирования продолжительности жизни пенсионера. Во-первых, имеет место долгосрочная тенденция к снижению смертности/росту продолжительности жизни. Поэтому для расчета ожидаемой продолжительности выплаты пенсии недостаточно знать современную продолжительность жизни застрахованных лиц, необходимо также учитывать ожидаемый рост продолжительности жизни в будущем.
Для Российской Федерации прогнозирование будущей продолжительности жизни осложняется тем, что в России, как и в других странах бывшего европейского социалистического лагеря, в течение длительного времени продолжительность жизни не росла или даже убывала*(7). В некоторых постсоциалистических странах рост ее уже начался - Чехия, Словакия, - в других, в том числе и в России, естественно ожидать его в ближайшие годы. Отметим, что, хотя в целом по России значимый рост продолжительности жизни пока отсутствует, в Москве он уже имеет место: по данным Госкомстата, в 2007 г. продолжительность жизни московских мужчин на семь лет превышала среднюю по России, тогда как в середине 90-х годов продолжительность жизни в Москве от среднероссийской не отличалась.
Таким образом, в отличие от развитых стран мира, у нас нет устоявшегося тренда изменения продолжительности жизни, который можно было использовать для прогнозирования. Более того, "догоняющий" рост продолжительности жизни может быть значительнее мирового, что задачу прогнозирования отнюдь не упрощает.
Если говорить о добровольном пенсионном страховании, дополнительные сложности порождает отличие продолжительности жизни застрахованных лиц от популяционной (средней) продолжительности жизни в стране. Из мирового опыта известно, что смертность застрахованных лиц ниже, а продолжительность жизни значительно выше популяционной.
Сложность страхования пожизненных аннуитетов по сравнению с иными видами страхования жизни (страхование на случай смерти, смешанное страхование жизни, пожизненное страхование и т.д.) связано с тем, что для последних завышение смертности (недооценка будущего снижения смертности, равно как и недооценка разницы между популяционной и страховой смертностью) означает определенный запас прочности (завышение страховых тарифов)*(8). В случае же страхования пожизненных аннуитетов (пенсий) завышение смертности приводит к занижению страховых тарифов и может привести к существенным проблемам с платежеспособностью страховщика и даже к его разорению.
В России сложнейшим видом страхования жизни разрешено заниматься НПФ, не являющимся страховыми компаниями. Это противоречит принятому как в России, так и в других странах мира принципу: страхованием могут заниматься только страховые компании. По мнению Гильдии актуариев*(9), возможны два решения:
- НПФ не должны заниматься страховой деятельностью и, следовательно, не должны иметь права выплаты пожизненной пенсии;
- НПФ должны стать специализированными компаниями по страхованию жизни. Их деятельность в отношении выплаты пожизненных пенсий должна регулироваться так же, как регулируется компания по страхованию жизни. Причем первый вариант представляется предпочтительным.
5. Пенсионная система: что стимулируем?*(10)
Гильдия актуариев подготовила документ "Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации", в котором отмечен ряд странностей действующего налогообложения и регулирования.
Система налогообложения и обложения взносами во внебюджетные фонды дискриминирует применяемые многими российскими компаниями корпоративные пенсионные планы с установленными выплатами (см. п. 2). В соответствии со ст. 255 НК РФ взносы работодателя в НПФ можно относить на расходы на оплату труда только при условии учета пенсионных взносов на именных счетах участников. Означает ли это, что с точки зрения наших законодательных органов пенсионные планы с установленными выплатами поддерживать не следует?
Как известно, в прошлом взносы на солидарные счета относились на расходы на оплату труда, но не облагались ЕСН. Требование учета взносов на именных счетах, установленное после снижения ЕСН и возникновения дефицита Пенсионного фонда России, было принято для того, чтобы обложить взносы в НПФ единым социальным налогом. Сегодня платежи в НПФ (учитываемые на индивидуальных счетах) освобождены от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды, поэтому дальнейшая борьба с платежами на солидарные счета, на наш взгляд, не имеет никакого основания.
Установленная система обложения взносами во внебюджетные фонды дискриминирует пенсионные планы предприятий, реализуемые посредством пенсионного страхования в компаниях по страхованию жизни. В частности, это создает дополнительную нагрузку для предприятий угольной отрасли, покупающих пожизненные пенсии в страховых компаниях.
Существует налогообложение инвестиционного дохода, используемого для повышения пенсий участников НПФ (ст. 295 НК РФ). Помогает ли налогообложение инвестиционного дохода, используемого для повышения пенсий, решению пенсионных проблем?
В п. 2 уже говорилось о том, что в соответствии со ст. 255 НК РФ взносы работодателя на финансирование пятилетней пенсии относятся на расходы на оплату труда. В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 17.07.2009 эти платежи не подлежат и обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды (бывший единый социальный налог). Возникает естественный вопрос: являются ли пятилетние пенсии существенным вкладом в решение проблем российской пенсионной системы? Вряд ли. Зачем же наше государство стимулирует пятилетние пенсии?
На взгляд автора, перечисленные недостатки связаны с отсутствием внятного плана построения пенсионной системы России. Для сравнения обратимся к шведскому опыту. При подготовке шведской пенсионной реформы были сформулированы следующие конкретные цели*(11).
1. Справедливость в отношении лиц, имеющих разную историю уплаты взносов. Люди, уплатившие одинаковые взносы и одновременно вышедшие на пенсию в одном и том же возрасте, должны получать одинаковые пенсии. Цель достигается за счет привязки пенсии к истории уплаты взносов.
2. Прозрачность перераспределения. Эта цель была достигнута за счет того, что перераспределение финансируется за счет общих бюджетных средств, а не за счет пенсионных взносов.
3. Финансовая устойчивость в условиях демографических и экономических изменений. В данном случае под финансовой устойчивостью понимается способность выполнения обязательств без повышения взносов. Для решения данной проблемы используемая в Швеции система условно накопительных пенсий предусматривает направленную на эти цели индексацию и специальный механизм балансировки.
4. Накопления, управляемые частными финансовыми институтами.
По степени достижения поставленных целей можно было оценить эффективность шведской реформы.
В отношении российской пенсионной реформы таких четких и конкретных целей и критериев изначально установлено не было. По примеру шведов мы ввели условно накопительную часть трудовой пенсии*(12), но не озаботились ее финансовой устойчивостью. Условно накопительная пенсия предназначена только для пенсии по старости; у нас она является также и составной частью пенсии по инвалидности. Хотели упростить пенсионную систему, но создали уникальную комбинацию базовой, страховой и накопительной пенсий, не считая гарантированного минимума пенсии. Сразу после реформы 2002 г. имели место непрерывные попытки усовершенствовать пенсионную систему: снижение ЕСН, унификация налогообложения пенсионных взносов и выплат по пенсионным программам страховых компаний и НПФ, создание преференций для пенсионных программ НПФ, обратное повышение ЕСН, десятилетняя программа "тысяча плюс тысяча". Каждое конкретное решение может иметь свои достоинства (или недостатки), но, как минимум, движение к цели слишком хаотично. Да и конкретная цель все еще не сформулирована; имеют место только общие декларации.
На наш взгляд, необходимо сделать "шаг назад", а именно:
- проанализировать сложившуюся ситуацию;
- четко определить конкретные цели пенсионного страхования/обеспечения;
- на основе этих целей установить количественные критерии оценки эффективности, позволяющие сравнивать достоинства тех или иных решений;
- на основе целей и критериев сформулировать меры по развитию системы пенсионного страхования/обеспечения.
Если этого не сделать, наша "долгоиграющая" пенсионная реформа станет перманентной.
* * *
Рассмотренные нами обстоятельства подсказывают необходимость разделить функции НПФ и страховщиков.
НПФ решают задачу обеспечения высокой долгосрочной доходности инвестиций и эффективного администрирования пенсионных накоплений. НПФ должны предоставлять клиенту возможность выбора различных инвестиционных портфелей по аналогии с паевыми фондами, чтобы клиенты могли принимать инвестиционные решения самостоятельно, с учетом того факта, что чем выше ожидаемая доходность инвестиций, тем выше связанные с ними риски. НПФ могут производить любые пенсионные выплаты, не связанные со страхованием.
Страхованием пожизненных аннуитетов (пенсий) - как в отношении добровольного пенсионного обеспечения, так и в отношении накопительной части трудовой пенсии - могут заниматься только компании по страхованию жизни. Для этого необходимо предоставить клиентам НПФ возможность использования накопленных в НПФ средств для покупки пожизненной пенсии в страховой компании. Задачей страховых компаний является обеспечение надежности выплаты пенсий и предоставление пенсионерам возможности выбора различных видов пенсий (см. п. 3).
Очевидно также, что необходимо устранить указанные в п. 5 недостатки действующего налогообложения и обложения взносами во внебюджетные фонды.
А.Л. Лельчук,
кандидат технических наук, независимый актуарный консультант,
член правления, руководитель комитета по
страхованию жизни Гильдии актуариев
"Финансы", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос о том, зачем НК РФ предусматривает налоговые льготы для пятилетних пенсий, является одной из загадок нашего налогообложения (см. п. 5).
(2) Дискриминация взносов работодателя на пополнение солидарного счета в отношении отнесения их на затраты на оплату труда, на взгляд автора не обоснована.
*(3) Eduardo Walker Annuity Markets in Chile: Competition, Regulation - and myopia? World Bank Policy Research Working Paper 3972, August 2006.
*(4) Например, страны Латинской Америки, Польша, Латвия и Казахстан.
*(5) Иной подход имеет место в ФРГ, где пенсионные фонды имеют право выплаты пожизненных пенсий, но, финансирующий пенсионный план работодатель несет, в конечном счете, полную ответственность за выплату пенсии. См. Nicolas R ler The German Pension System. An overview. http://www.mayerbrown.com/germany/article. asp?id=6616&nid=495
*(6) Дополнительную информацию об аннуитетах см.: Лельчук А.Л. Страхование жизни. - М.: АНКИЛ, 2010. 450 стр.
*(7) См. Лельчук А.Л. Туман над будущим // Русский полис. 2008. N 3. С. 52-55.
*(8) Это вовсе не означает, что страховая компания получит сверхприбыли; для повышения конкурентоспособности ей, скорее всего, придется выплатить бонусы.
*(9) Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации. Предложения Гильдии актуариев, апрель, 2010 г. www.guildofacturies.ru.
*(10) Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации. Предложения Гильдии актуариев, апрель, 2010 г. www.guildofacturies.ru.
*(11) Palmer, E. (2000), 'The Swedish pension reform model: Framework and issues', World Bank Pension Primer, Washington D.C.
*(12) Раньше она называлась страховой, а теперь, после объединения с базовой, и вовсе осталась без названия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414