"Хостинг с удобствами"
(интервью с А. Шпагиным, руководителем компании SpaceWeb)
Оборот крупнейших компаний по интернет-транзакциям может составлять сотни тысяч долларов ежедневно. Интернет что воздух, его отсутствие даже в течение какого-то времени парализует офис. Понятно, что хостинг-провайдер должен быть надежным. Но как это определить и чем отличаются хостинг-провайдеры друг от друга? Ликбез провел Александр Шпагин, генеральный директор ЗАО SpaceWeb.
Случайный хостер
По запросу "хостинг" Google выдает примерно 336 миллионов ответов. Чем отличаются друг от друга эти компании? Почему их так много?
- Поисковые серверы индексируют все сайты, тексты которых содержат слово "хостинг". Сайты провайдеров занимают первые две-три сотни строчек в результатах поискового запроса - не более того. Впрочем, и этого вполне достаточно, чтобы озадачить неискушенного пользователя.
Как выбрать хостера? Самые важные принципы подбора - по региону/услугам/стоимости... Есть ли какие-то вилки стоимости стандартных услуг?
- Следует учитывать массу факторов: как технических (операционная система, размер дискового пространства, количество баз данных, поддержка программных сред и версии продуктов и многое другое, вытекающее из конкретных требований будущего веб-проекта), так и организационных (режим работы службы техподдержки, ограничения на использование системных ресурсов, периодичность резервного копирования информации и прочее). Взвесить и оценить все эти параметры начинающему разработчику сайта чаще всего трудно, и в жизни выбор хостера происходит иначе.
Так как на практике компании выбирают хостеров?
- Как правило, для пользователя важную роль играет мнение авторитетных знакомых, сила рекламы, зачастую - случай. И если сайт попадает на сервер полупрофессионального хостера, начинается хождение по мукам: с чем только не сталкиваются пользователи - и с неработающей по ночам техподдержкой, и с невозможностью оплатить услуги в офисе, которого может вообще не оказаться, и даже с регистрацией домена не на клиента, а на саму хостинг-компанию или на постороннее лицо. Все эти проблемы нередко характерны для случайных хостеров. Это может быть начинающий специалист, или малопрофессиональный посредник-реселлер, или просто недобросовестный поставщик услуг. Очень полезной возможностью, которая давно стала рыночным стандартом, является наличие тестового периода бесплатного этапа, позволяющего без финансовых затрат "попробовать на вкус" новый хостинг.
Студенческие цены
Какие есть подвохи, мелочи, на которые обязательно нужно обращать внимание при выборе хостинговой компании? За что можно и переплатить, а за что - никогда?
- Серьезное качество могут предоставить только серьезные компании. А значит, у такого хостинг-провайдера должна быть лицензия на предоставляемые услуги, обязательно наличие офиса, куда можно приехать и воочию убедиться, что имеешь дело с юридическим лицом, а не со студентом, желающим подзаработать, и, следовательно, полноценный штат, обязательно включающий круглосуточную службу технической поддержки, системных администраторов, менеджеров-консультантов, бухгалтерию, юристов, маркетологов и прочие важные структуры. На сайте профессионального хостера всегда имеются все необходимые сведения - от почтового адреса с телефонами и до банковских реквизитов. Все это, разумеется, заложено в цену услуги. Поэтому пользователя, ставящего во главу угла надежность сервиса, подозрительно низкие цены должны обязательно насторожить. Чрезмерно низкая стоимость почти всегда сопутствует экономии на качестве.
Что зависит от хостера в бизнесе? Может ли выбор лучшего хостера дать преимущество перед конкурентом?
- В бизнесе клиента от поставщика услуг хостинга зависят оперативность обмена электронной почтой, постоянство доступа к сайту из сети Интернет, надежность функционирования форм заказа на сайте, банковских транзакций интернет-магазина и тому подобное. Насколько для клиента все эти аспекты являются ключевыми - настолько оказывается важной роль провайдера в надежном функционировании сайта.
Какие дополнительные услуги могут предоставлять хостинговые компании?
- Помощь при установке/переносе сайта, как я уже говорил, бесплатный тестовый период, возможность удаленного администрирования арендуемых серверов, оптимизация контента, парковка доменов, SEO. Хостинг-провайдеры могут предоставлять всевозможные программы по конструированию сайтов, поддержку защищенного протокола передачи данных, что особенно важно для банковской сферы, интернет-магазинов, сертификаты безопасности и многое другое.
Перенос сайта сродни пожару
Как понять, что хостера пора менять?
- Смена хостинг-провайдера для серьезного интернет-ресурса - дело, как правило, хлопотное, и потому к нему прибегают как к мере чрезвычайной, когда уже нет другого выхода. Как известно, два переезда сродни пожару. Конкретных норм здесь нет. Для кого-то и один простой в два часа может оказаться критичным, а кто-то не замечает недоступности своего сайта на протяжении нескольких дней. Но совершенно точно хостеру нельзя простить утрату персональных данных пользователей: это святая святых, и такие огрехи недопустимы. Хотя справедливости ради приходится признать, что подобные казусы случались и с довольно именитыми операторами связи.
Насколько надежно хостинг-провайдеры обеспечивают безопасность хранения/передачи данных клиентами?
- Сохранность клиентских данных - одно из самых важных, что ожидают от поставщика услуг хостинга. Провайдеру могут простить многое: простои, сбои, низкое качество обслуживания специалистами. Но что бы ни случилось с сайтом - пользователь всегда должен быть уверен, что есть полная и свежая копия сайта. На архивном резервировании клиентских данных экономить нельзя: для серьезных провайдеров это фундаментальный тезис. Таков стандарт сервиса де факто.
Есть ли новые технологии в области хостинговых услуг? Перспективы развития рынка и компаний? Что еще будут предлагать хостинговые компании в ближайшее время?
- Обычного клиента все меньше занимает внутренняя кухня программных продуктов. И при прочих равных условиях пользователь скорее выберет сервис с интуитивно понятными ему атрибутами и интерфейсом - без необходимости вникать в те или иные особенности реализации. Самолет будущего с минимумом органов управления: кнопка "взлет", рычаг "полет" и кнопка "посадка". "Управлять сайтом должно быть легко!" - считает клиент, и я бы не стал с ним особенно спорить.
Облачная обработка данных - наиболее известная из новых технологий, которая затронула все сферы IT, включая хостинг. Она позволяет поставщику обеспечить пользователя удобными, простыми и понятными органами управления своим веб-ресурсом, а пользователю - работать со своей информацией, не затрачиваясь на инфраструктуру для ее обработки. Ожидается, что хостеры будут широко использовать эту бизнес-модель в самое ближайшее время.
Производство хостинга
Насколько прибылен бизнес хостинга? Каковы риски этого вида бизнеса?
- Риски обычные, как и у любого маржинального бизнеса. Прибыль возможна только на хороших объемах "производства". И пока не накоплена "критическая масса клиентов" - требуются регулярные вложения в маркетинг, в инфраструктуру, в кадры. В зависимости от обстоятельств этим порогом может быть число от 1 до 3 тысячи клиентов. Или даже более. Да и на этом этапе нет никаких гарантий, что проект удался, каким бы блестящим ни был бизнес-план. И даже после вывода хостинг-спутника на рыночную "орбиту" сохраняются кадровые, техногенные риски и риски попросту от просчетов управления, которые могут привести к самым фатальным последствиям для всего бизнеса.
Расскажите о рынке. Кто лидер на нем? За что разворачивается основная борьба между ключевыми компаниями?
- Уже канула в лету конкуренция технологий, завершается этап ценовой конкуренции, и начинается эра конкуренции качества. Идет борьба за клиента, и во главу угла ставится удобство для конечного пользователя. На вершине окажется тот, чья панель управления, самая функциональная среди всех самых функциональных, будет наиболее понятной и простой; чья система тарифов, самых дешевых среди всех самых дешевых, будет наиболее прозрачной и конъюнктурной; а техподдержка, самая профессиональная среди всех самых профессиональных, - оперативной, любезной и действительно решающей проблемы клиентов как свои собственные. Хостинг со всеми удобствами - вот что сегодня востребовано пользователями. Крупнейшие операторы хостинга на данный момент - компании Masterhost, а также "Хостинг-Центр" и SpaceWeb, входящие в ГК Hosting Community. Именно они сейчас на рынке задают темп и определяют ключевые ориентиры бизнеса.
Справка. Александр Шпагин - руководит компанией SpaceWeb с марта 2010 года. В данный момент хостинг-провайдер занимает 3-е место в рейтинге отечественных.
Беседовала
А. Асанова,
Санкт-Петербург,
Журнал "Управление персоналом"
"Управление персоналом", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.