"Сложности планирования" (интервью с А. Дынкиной, государственным налоговым инспектором)
Практика налоговиков по сбору сведений о "прогнозе налогов" вызывает у большинства бухгалтеров недоумение. Они не могут найти в законодательстве указаний, что подобную информацию обязаны предоставлять. Разбиралась в этой сложной ситуации Ирина Голова. Экспертом по теме выступила Анна Дынкина, государственный налоговый инспектор.
- Зачем необходимо планирование, которое доставляет дополнительную головную боль бухгалтерам и добавляет работы налоговым органам?
- Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов. Стратегическое планирование есть оценка потенциала поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Поэтому, скорее всего, инспектор, который запрашивает "прогноз налога", исполняет какое-то внутреннее распоряжение о подготовке отчета о предполагаемом размере налоговых поступлений на конец года в целях консолидации полученной информации для составления бюджета администрации (города, области и т.д.). Применение методов анализа налогового администрирования и полученной информации крайне важно, так как нелишним будет напомнить, что расходы на социальные нужды государства (на медицину, зарплату учителям и т.п.) формируются из налоговых поступлений и крайне зависимы от их размера и своевременности.
- Подобное прогнозирование ведется только с помощью телефонных запросов, или в случае непредставления информации возможны проверки?
- Наличие или отсутствие некоего "прогноза налога" ни в коем случае не может являться первопричиной проверки. Однако многие уже слышали и на своем опыте сталкивались с работой созданных в налоговых органах специальных комиссий, заслушивающих налогоплательщиков по тем или иным вопросам. С их помощью налоговые органы ведут активную борьбу с зарплатами "в конвертах", неуплатой (порой сознательной) налогов, а также проводят беседы с убыточными предприятиями по предупреждению банкротства. Можно сказать, что на подобных комиссиях (и по результатам их выводов) как раз и происходит "прогнозирование".
В ходе комиссий, как правило, обсуждается три основных вопроса: причины, по которым предприятие получило убытки; на какие средства существует предприятие в настоящее время, если оно не получает прибыли; и когда планирует получать прибыть, а соответственно, и уплачивать налоги. На беседу с каждым предприятием выделяется примерно пятнадцать минут. В связи с тем, что время беседы ограниченно, инспекторы дают предприятию несколько дней по окончании комиссии на подготовку в письменном виде ответов и плана развития предприятия. Документальное закрепление результатов проведенной спецкомиссии и может являться причиной запроса "прогноза налога".
- Насколько обоснованны такие действия? Большинство бухгалтеров ссылается на то, что указаний на необходимость представлять "прогноз налога" в НК нет. Существуют ли какие-нибудь нормативные акты, которыми может быть подтверждена правомерность их действий?
- Ни обязанность по представлению "прогноза налога", ни его форма никакими нормативными актами не установлена. Если такой запрос со стороны инспектора все же возник или необходимо составить ответы по результатам комиссии, то это скорее вопрос степени "дружественности" между плательщиком и налоговым органом. Порой "взгляд со стороны", произведенный руководством в ходе подготовки ответов по результатам комиссии, помогает найти новые способы для более активного продвижения своей деятельности, отказаться от неликвидного имущества, выявить внутренние нарушения и, как следствие, избежать банкротства.
Другой вопрос - это истребование информации в ходе мероприятий налогового контроля: в рамках камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения, а в случае, когда в декларации заявлен большой вычет по НДС, то и в рамках выездной налоговой проверки требуются определенные документы (п. 8 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК).
С одной стороны, методика и форма истребования документов приведены в статье 93 Налогового кодекса, а в пункте 7 статьи 88 НК четко указано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей и Кодексом. Но с другой стороны, в Кодексе не названы критерии отнесения документов "к иным документам", и пояснений - "к необходимым пояснениям, подтверждающим достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию", что в некоторой степени позволяет инспекторам запросить у плательщика информацию в удобной для себя форме, т.е. в виде различных таблиц или отчетов: по финансовым показателям деятельности предприятия, по состоянию расчетов по налогам и сборам, по структуре налоговых вычетов и т.п. Но опять же это касаемо исключительно ситуаций в рамках подтверждения высокого вычета по НДС или иных видов налога; о прогнозировании налоговых платежей здесь речи не идет.
Примечание. Вопрос не по адресу
Для того чтобы картина была полной, мы взяли дополнительный комментарий у бухгалтера, которому приходилось сталкиваться с требованиями инспекторов представить "прогноз налога". В силу негативного отношения к подобным просьбам источник предпочел остаться неназванным:
- С одной стороны, прогнозирование налога - это хорошо в масштабах страны, с другой - в масштабах отдельно взятой компании отвлекает бухгалтера от его непосредственных обязанностей. Для подготовки прогноза требуется бросить все текущие дела и заняться прогнозированием налогов, которые к делу не пришьешь. Компании они ни к чему, в числе документов, обязательных для сдачи, их тоже нет. Получается такое домашнее задание для бухгалтера.
Запрос "прогноза налога" удивителен еще и тем, что он изначально обращен не по адресу. Прогнозированием занимаются экономисты, финансовая служба, а бухгалтер работает с теми цифрами, которые уже есть по факту. Для подготовки "прогноза налога" бухгалтеру приходится обращаться за помощью к другим сотрудникам, которые тоже не в восторге от дополнительной работы, и им никакой инспектор с просьбами не звонил, строгим голосом не просил, не умолял и не требовал, следовательно, и стимула прогнозировать налоги у них нет.
Возможно, у бухгалтера был бы шанс разобраться во всем самостоятельно, если бы изначально были четкие указания, что требуется, присылался письменный запрос вместе с формой заполнения. Тогда было бы видно, какая информация нужна. А так как подобные запросы делаются с помощью телефонного звонка, то и форма "прогноза налога" имеет весьма условные параметры, что, в общем-то, не на пользу самому инспектору, которому эти данные потом придется систематизировать, анализировать. Впрочем, если все это делается исключительно для галочки, а не для реального анализа, то разницы действительно никакой.
Возмущает еще и настойчивость некоторых инспекторов, которые не ленятся ежемесячно напоминать о необходимости сдавать "прогноз налога". Никакой обязанности вроде бы нет, но и ссориться не хочется: все же потом не раз придется иметь дело с налоговой, и чем может обернуться такой отказ, неизвестно. Все мы прекрасно знаем, что с налоговиками нужно жить дружно, очень часто вопрос решается не только грамотным оформлением всех документов и своевременной их отправкой в налоговую, но и хорошими отношениями.
- Бухгалтеры говорят о том, что их просят представить прогноз к 5-му числу месяца, к 20-му - уточнить, а если суммы налога не сходятся, еще и объяснительную написать. Это не вызывает "перегруза" документов в налоговых органах?
- Подозреваю, что "объяснительные", о которых здесь идет речь, являются дополнительными сведениями, запрашиваемыми налоговыми органами в рамках камеральных налоговых проверок, а не в результате непредставления "прогноза налога". Видимо, многие бухгалтеры не видят этой взаимосвязи.
Интересен также "установленный срок" - 20-е число; учитывая, что это последний день для представления деклараций по НДС и ЕНВД, то как к этой дате можно запрашивать "прогноз", когда налог уже реально заявлен в декларации, тем более что в период между 5-м и 20-м числом в организациях ведется деятельность, и это естественным образом приводит к изменению начисленных сумм налога? Возможно, бухгалтеры путают документы "прогноза" с фактической отчетностью.
Интересно также, какими силами и средствами налоговые органы могли бы обработать такой объем дополнительной информации, какой приписывают им обиженные бухгалтеры? Представьте сами: на одного инспектора отдела работы с налогоплательщиками в среднем приходится несколько тысяч организаций и предпринимателей, не говоря уже о физических лицах. По окончании отчетного периода, когда в основном упор идет на прием отчетности, представленной лично и по каналам связи, начинают поступать документы, отправленные почтой. В каждом конверте - от 3 до 8 деклараций, и каждую надо визуально проверить и зарегистрировать. Потом начинают приходить "уточненки". Фактически отчетный период в инспекциях длится весь год. В это время камеральный отдел должен уже начинать проверки по поступающим отчетам текущего квартала и фактически их завершить к началу следующего квартала. Поэтому "прогнозирование" имеет большое значение, но не отягощается таким большим объемом информации, какой представляют себе налогоплательщики.
- Предусмотрены какие-то санкции за непредставление этого прогноза или они вне законно прописанных? Как вообще идет урегулирование подобных конфликтов?
- Непредставление каких-либо "прогнозов" по уплате налогов не влечет для налогоплательщика неблагоприятных последствий, так как налоговым законодательством не предусмотрена ответственность за такого рода бездействие.
Опросы, периодически проводимые среди плательщиков на тему обязанности исполнения требований налоговых органов, позволяют сделать вывод, что большинство бухгалтеров и руководителей, получив приглашение на комиссию, пошли бы на нее, причем представили все запрашиваемые налоговым органом документы, а содержащиеся в них сведения расшифровали и обосновали, ибо такие комиссии - своеобразный повод для плательщика наладить диалог с инспекцией, ближе познакомиться с руководителями отделов, к которым в обычное время бывает сложно пробиться, а также лишний раз указать на свою открытость и добросовестность.
Но если со спецкомиссиями отношения строятся на добровольных началах, то документы, истребуемые в ходе контрольных мероприятий, особенно касающиеся налоговых вычетов по НДС, лучше в налоговую инспекцию представить. За неисполнение требования по их представлению предусмотрена ответственность по статье 126 Налогового кодекса, кроме того, возможна и такая мера, как выемка документов (ст. 94 НК).
В качестве вывода рекомендую плательщикам внимательно изучить первую часть Налогового кодекса, где подробно описаны права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, правила проведения налоговых проверок и истребования документов. А при поступлении каких-либо звонков от инспекторов выяснять Ф.И.О. и должность звонящего, несколько раз уточнить цель звонка и что в результате него требуется от предприятия, не бояться задавать наводящие вопросы, и попросить все-таки оформить письменный запрос.
Письмо следующего содержания налоговые органы рассылали по строительным организациям для представления "прогноза налога".
Инспекция ФНС России по г. __________ во исполнение письма УФНС России по Московской области от 02.06.2009 года N 14-10/1594@ поручает представить информацию о текущем и прогнозируемом экономическом положении Вашего предприятия, а именно: в срок не позднее 5 июня 2009 года заполнить приложение к данному письму.
Виды отрасли | Наименование предприятия | Финансово-экономические и налоговые показатели (оперативные и оценочные) по состоянию на 01.01.2009 года (тыс. руб.) | |||||||||
Объём производства продукции | Основные виды продукции | Объём реализации | Цена | Остатки готовой продукции | Прибыль | Убыток | Удельный вес затрат % | Задолженность | Анализ источников пополнения оборотных средств | ||
Строительство | |||||||||||
И. Голова
"Расчет", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru