Звание "Ветеран труда": порядок присвоения и льготы
Нормативные правовые акты отдельных субъектов РФ, в том числе Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", существенно ограничили права граждан, имеющих ранее право на присвоение звания...
Звание "Ветеран труда" впервые в Российской Федерации было установлено Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 1 ст. 7 которого определял, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Пункт 3 этой же статьи предусматривал, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом РФ.
Во исполнение федерального закона Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" были утверждены Указом Президента РФ от 7.05.1995 г. N 471, впоследствии пересмотренным Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. N 1270.
На федеральном уровне также был утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана, выдаваемого лицам, для которых установлено звание "Ветеран труда" (постановление Правительства РФ от 27.04.1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах"). При этом следует отметить, что на правой стороне вкладыша удостоверения "Ветеран труда" предусматривается надпись крупным шрифтом: "Удостоверение бессрочно, действительно на всей территории Российской Федерации". Из этого следует, что звание "Ветеран труда" имеет федеральный статус, и получивший его в период работы в одном субъекте РФ гражданин при перемене места жительства вправе пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством субъекта РФ, по новому месту жительства. Этот вывод исходит из ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: государством гарантируется равенство прав граждан, в том числе независимо от их места жительства.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" в его первоначальной редакции ветеранам труда были предоставлены следующие меры социальной защиты: при выходе на пенсию сохранение прав членов трудового коллектива организации, в которых они работали до выхода на пенсию, сохранение права на улучшение жилищных условий, на пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании организации.
Ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставлялись следующие права и льготы:
- пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
- при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства;
- предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году;
- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;
- 50-процентная сезонная скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
- 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей указанных лиц, совместно с ними проживающими (в коммунальных квартирах - 50-процентная скидка в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в также в приватизированных жилых помещениях;
- 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", известным больше как закон о "монетизации льгот", были внесены изменения в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которыми утратили силу положения, определяющие порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Указом Президента РФ от 12.06.2006 г. N 603 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ утратил силу Указ Президента РФ от 25.09.1999 г. N 1270 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Право субъектов РФ
Пункт 17 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ излагает ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, которая в отличие от ранее действовавшей устанавливает, что начиная с 1.01.2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с этим с этой даты законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых им мер социальной поддержки. Поэтому представляется необходимым при характеристике порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", а также установленных для них льгот, руководствоваться нормативно-правовыми актами, действующими в конкретном субъекте РФ, в котором зарегистрирован ветеран труда.
Например, в г. Москве это постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", Закон г. Москвы от 3.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", согласно ст. 6 которого ветеранам труда и приравненным к ним лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
2) право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
3) 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;
4) абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти города Москвы;
5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
6) обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих ветеранов труда бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам.
Меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются указанным лицам после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям, указанные меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В свою очередь, скидки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" (с изменениями и дополнениями).
Скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляемые за счет средств бюджета города, предоставляются следующим категориям граждан:
ветеранам труда и приравненным к ним лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (далее - Закон города Москвы N 70), имеющим звание "Ветеран труда", после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям, - при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
- оплата в размере 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) независимо от вида жилищного фонда, в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих;
- оплата в размере 50% стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке;
- оплата в размере 50% стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих, независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при представлении ими в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.
Отличия правовых актов субъектов РФ
Сравнительный анализ законов и иных нормативных правовых актов отдельных субъектов РФ показывает следующее.
Ряд субъектов РФ, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ярославская область наряду со званием "Ветеран труда" утвердили звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа", "Ветеран труда Ярославской области". В частности, звание "Ветеран труда Ярославской области" присваивается лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, при этом не менее половины трудового стажа должен составлять трудовой стаж на территории Ярославской области.
Отдельные субъекты РФ дополняют перечень лиц, имеющих право на присвоение звание "Ветеран труда" и предусмотренных ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Так, например, Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается детям военнослужащих, проходивших военную службу в составе действующей армии в годы Великой Отечественной войны и погибших (пропавших без вести) в годы Великой Отечественной войны, на момент гибели (пропажи без вести) военнослужащих являвшимся несовершеннолетними и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В Республике Тыва звание "Ветеран труда" присваивается также лицам, имеющим ордена или медали Республики Тыва и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Особые условия присвоения звания "Ветеран труда" установлены в Калининградской области. Так, звание присваивается при условии проживания в Калининградской области и отсутствия подтвержденного регистрацией места жительства в других субъектах Российской Федерации.
Продолжительность трудового стажа, необходимого при присвоении звания "Ветеран труда", также различна. При принятии законов и иных нормативных правовых актов многие субъекты Российской Федерации учитывали условия присвоения звания "Ветеран труда", изложенные в п. 2 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". Однако отдельные субъекты утвердили иные условия. Так, например, ветеранами труда Архангельской области являются лица, постоянно проживающие на территории Архангельской области и имеющие суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 календарных лет для женщин.
Закон Кемеровской области "Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" предусматривает, что звание присваивается гражданам, имеющим трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости. При этом указанные субъекты не устанавливают дополнительных условий для присвоения звания "Ветеран труда".
Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", приняты в отдельных субъектах РФ, например, в Республике Алтай, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. При этом следует отметить, что различно как правовое положение Перечней, так и их конкретное содержание.
Так, в Чувашской Республике Перечень ведомственных знаков отличия в труде федеральных органов государственной власти, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", является приложением N 1а к Порядку и условиям присвоения звания "Ветеран труда" (введен постановлением Кабинета министров ЧР от 20.03.2006 г. N 54). Примерный перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 23.09.2005 г. N 19.
В Воронежской области указанный Перечень не принят, но в подп. 3 ст. 2 Закона от 07.07.2006 г. N 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" предусмотрено, что виды орденов, медалей, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.
Закон Амурской области от 09.06.2006 г. N 192-ОЗ относит к ведомственным знакам отличия также дипломы, благодарности, именные часы, именное оружие, если награждение производилось от имени определенных законодательством органов.
В Положении о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области конкретизировано понятие ведомственных знаков отличия в труде.
Несправедливые ограничения
Отдельные субъекты РФ существенно ограничивают Перечень ведомственных знаков отличия в труде.
Так, например, Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" в Челябинской области к ведомственным знакам отличия в труде отнесены награды, решение о награждении которыми принято Правительством РФ, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента РФ, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства РФ, руководителями Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, руководством Генеральной прокуратуры РФ, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.
Следует отметить, что во исполнение Федерального закона "О ветеранах" за истекшее время в большинстве субъектов приняты законы и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Нормативные правовые акты отдельных субъектов РФ, в том числе Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", существенно ограничили права граждан, имеющих ранее право на присвоение звания. И все чаще гражданам, имеющим продолжительный стаж работы и награжденным ведомственными знаками отличия в труде, приходится отстаивать право на присвоение звания "Ветеран труда" в судах.
Согласно Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п.п. а) и б) п. 1 ст. 72).
Из этого следует, что принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, как выражение суверенитета РФ, распространяющегося на всю ее территорию, означает, в частности, что субъект РФ не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (Определение Конституционного суда РФ от 27.06.2000 г. N 92-О).
Судебная практика
Определение Конституционного суда Республики Башкортостан
19 февраля 2009 г. г. Уфа
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. М. на нарушение его конституционных прав абз. 12 п. 4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 г. N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил".
Конституционный суд Республики Башкортостан в составе председателя И.А. Адигамова, судей Л.Ш. Гумеровой, Ф.Р. Муратшина, Е.Л. Слепнева, заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании ст. 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном суде Республики Башкортостан" предварительное изучение жалобы гражданина З. М.,
Установил:
1. В своей жалобе в Конституционный суд Республики Башкортостан гражданин З. М. просит проверить конституционность абзаца двенадцатого п. 4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 г. N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил".
Как считает заявитель, оспариваемая норма ущемляет его конституционные права, поскольку не позволяет ему, награжденному Почетной грамотой Совета министров Башкирской АССР, претендовать на получение звания "Ветеран труда".
Из представленных материалов видно, что по заявлению З. М. 16 февраля 2006 г. отделом труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Буздякскому району было принято решение о выдаче ему удостоверения "Ветеран труда". При этом учитывалось, что в соответствии с положениями п. 2 Постановления Совета министров Башкирской АССР и Областного Совета профессиональных союзов от 22.07.1967 г. N 397 "Об учреждении переходящих Красных Знамен для вручения автоколоннам и другим транспортным подразделениям за высокие показатели работы на вывозке зерна и других сельскохозяйственных продуктов и установлении почетного звания "Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1967 года" заявителю было присвоено указанное почетное звание с одновременным вручением ему Почетной грамоты Совета министров Башкирской АССР (Постановление Совета министров Башкирской АССР от 6.10.1967 г. N 506 "О присвоении почетного звания "Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1967 года").
Однако в результате проведенной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан проверки выяснилось, что почетное звание "Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1967 года" и Почетная грамота Совета министров Башкирской АССР не являлись основаниями для выдачи удостоверения "Ветеран труда", в связи с чем в установленном порядке удостоверение "Ветеран труда" у заявителя было изъято.
2. В Республике Башкортостан семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой Республики Башкортостан; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 42 и ч. 1 ст. 45 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. "ж" ч. 1). Правовые гарантии социальной защиты ветеранов, в том числе ветеранов труда, установлены Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в частности, Законом Республики Башкортостан от 13.10.1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил".
Федеральный закон "О ветеранах" (ч. 1 ст. 7) предусматривает, что ветеранами труда являются лица:
- имеющие удостоверение "Ветеран труда";
- награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Законом Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил" (пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 7) предусмотренный Федеральным законом "О ветеранах" перечень лиц, являющихся ветеранами труда, расширен за счет включения в него граждан:
- имеющих удостоверение "Ветеран труда Республики Башкортостан";
- награжденных государственными наградами либо удостоенных почетных званий Республики Башкортостан и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 данного закона Республики Башкортостан ветеранами труда также являются лица, имеющие "Вкладыш о праве на льготы в пенсионное удостоверение", выданный по 31 декабря 2004 г.
Законом Республики Башкортостан от 24.11.2008 г. N 55-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил" ч. 1 ст. 7 вышеназванного Закона Республики Башкортостан дополнена п. 5, согласно которому ветеранами труда являются граждане, "имеющие страховой стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", мужчины - не менее 40 лет, женщины - не менее 35 лет и достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, 60 и 55 лет соответственно". Данной категории ветеранов труда присваивается звание "Ветеран труда, имеющий продолжительный стаж работы" (абзац второй ч. 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил").
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (ч. 4 ст. 7) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Закона Республики Башкортостан порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Республики Башкортостан. На основании этого Правительство Республики Башкортостан приняло постановление от 31.12.2004 г. N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил", которым утвердило Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В оспариваемом заявителем абзаце двенадцатом п. 4 названного Положения содержится перечень государственных наград Башкирской АССР и Республики Башкортостан, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" (ордена, медали, почетные грамоты либо почетные звания Башкирской АССР, Башкирской ССР или Республики Башкортостан, учрежденные Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР или Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, награждение и присвоение которых осуществлялось Указами Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Башкирской ССР, Республики Башкортостан или Президента Республики Башкортостан).
Вышеприведенный перечень государственных наград Башкирской АССР и Республики Башкортостан является исчерпывающим, следовательно, Почетная грамота Совета министров Башкирской АССР, которой в 1967 г. был награжден заявитель, не относится к государственным наградам, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поставленный заявителем вопрос о включении почетных грамот Совета министров Башкирской АССР в перечень государственных наград Башкирской АССР и Республики Башкортостан, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", является по сути предложением о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты и не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Башкортостан.
Руководствуясь пунктом "г" ч. 1 и ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 38, п. "а" ч. 1 ст. 46, ст. 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном суде Республики Башкортостан", Конституционный суд Республики Башкортостан
Определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. М. на нарушение его конституционных прав, поскольку содержащиеся в обращении требования, в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционному Суду Республики Башкортостан не подведомственны.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Определение Верховного суда Российской Федерации
от 19 ноября 2008 г. N 60-Г08-6
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации
от 18 марта 2009 г. N 1-Г09-8
Ю. Пелешенко,
руководитель Правового департамента Аппарата ФНПР
"Вопросы трудового права", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru