Налоговое планирование в Уругвае
Уругвай сравнительно редко используется российскими предпринимателями как налоговая юрисдикция, что связано в основном с территориальной удаленностью этого государства и, вероятно, с недостаточной информированностью.
Общая информация
Уругвай расположен в юго-восточной части Южной Америки и граничит с Бразилией и Аргентиной. Основные сферы его экономикой деятельности формируются за счет агрикультурной сферы и рыболовства, существенное место занимает и туризм. Однако Швейцарией Южной Америки это государство традиционно называют вовсе не из-за очевидного сходства живописнейших пейзажей. Дело в том, что здесь в существенной мере развито банковское дело. Более того, законодательные преференции в отношении компаний, управляемых нерезидентами, ставят Уругвай в число весьма благоприятных налоговых юрисдикции.
S.A.F.I.
Нередко в юридической литературе можно встретить утверждение о том, что Уругвай относится к офшорным государствам. Однако более детальный анализ позволяет отметить то, что налоговая система этой страны имеет ряд существенных преференций, но говорить о классическом офшоре не совсем правильно. Обратимся к практике.
Основное законодательство, регулирующее деятельность организаций в Уругвае, - Закон о компаниях (Companies Act Law) N 16060, принятый в 1989 г. В данном документе установлены общие принципы функционирования юридических лиц этой страны. В 1948 г. в Уругвае был принят Закон об офшорных компаниях" (Offshore Companies Act Law) N 11073, который предусматривает возможность использовать законодательство Уругвая в целях налогового планирования.
В соответствии с Законом N 11073 в Уругвае предусматривается специальная форма наиболее оптимальных для нерезидентов компаний - S.A.F.I. (финансово-инвестиционные корпорации/Sociedad Anonima Financiera de Inversion).
Основное преимущество S.A.F.I. заключается в том, что данный вид компаний в Уругвае не облагается налогами на прибыль. Но тем не менее, несмотря на нередко встречающуюся в Интернете информацию о "нулевом налогообложении", S.A.F.I. обязаны уплачивать достаточно сложно рассчитываемый символический ежегодный сбор, составляющий, как правило, 0,3% (одна из максимальных величин).
В остальном требования к регистрации S.A.F.I. вполне традиционны для подобного типа компаний:
минимальное количество акционеров - 1;
минимальный уставный капитал - 50 000 долл. (при этом не требуется его обязательная предварительная оплата).
Нужно сказать несколько слов и о конфиденциальности. Несмотря на заверения многих агентств по регистрации офшорных компаний о том, что в Уругвае нет абсолютной конфиденциальности владельцев S.A.F.I, специальный режим коммерческой тайны для таких сведений в этой стране в настоящее время не функционирует. Действующий порядок не предполагает указания сведений об акционере в отчетности компании, но поскольку данные сведения должны храниться в офисе по месту регистрации компании, то при необходимости они могут стать известны государственным органам.
Принимая во внимание то, что Уругвай всячески стремится показать свою приверженность современным требованиям к международной финансовой отчетности, едва ли можно быть уверенным в конфиденциальности акционеров.
Кроме того, следует отметить и тот факт, что Уругвай активно подписывает с экономически развитыми государствами соглашения об обмене налоговой информацией. Последнее из таких соглашений было подписано в январе 2010 г. с Францией*(1). Это, в сущности, подтверждает что Уругвай не "офшорное государство", а государство, законодательство которого предусматривает ряд преференций для международного бизнеса.
Особое внимание уделяется и названиям компаний. Эти сведения важно знать не только для открытия компаний в Уругвае, но и в случае, когда уругвайская компания является контрагентом.
Компания может иметь любое наименование на языке, который использует латинский алфавит. При этом требуют дополнительного одобрения регистрирующего органа (лицензии) наименования, содержащие следующие слова:
банк (bank), строительное общество (buildings society), сбережения (savings), займы (loans), траст (trust), страхование (insurance), гарантия (assurance), перестрахование (reinsurance), управление фондом (fund management), инвестиционный фонд (investment fund), доверенное лицо (fiduciary), брокер (broker).
Не могут быть одобренными регистрационными органами и такие наименования компаний, которые идентичны наименованиям уже зарегистрированных компаний либо, по мнению регистрационного органа, являются нежелательными и провокационными, подразумевают незаконную деятельность или государственную поддержку.
Зоны свободной торговли
Зачастую S.A.F.I. называют компаниями, участвующими в зонах свободной торговли. Однако этот вопрос никак не связан с S.A.F.I.
Деятельность уругвайских зон свободной торговли основывается на Законе Уругвая N 15921, принятом в 1987 г. В соответствии с этим Законом в Уругвае устанавливается несколько зон свободной торговли. Корпорации зоны свободной торговли освобождены от уплаты уругвайских налогов. Более того, даже уругвайские служащие, работающие в таких компаниях, могут быть освобождены от уплаты взносов в фонд социального обеспечения.
В настоящее время в Уругвае 12 зон свободной торговли:
Зонамерика (Zonamerica), деловой и технологический парк, находящийся в 10 минутах от Монтевидео;
Ботния (Botnia), включающая крупный портовый терминал;
Колония (Colonia);
Колония Суиза (Colonia Suiza);
Флоридасур (Floridasur);
Либертад ( Libertad);
Нуэва Пальмира (Nueva Palmira);
Ривера (Rivera);
Рио Негро (Rio Negro);
Агуада Парк (Aguada Park);
Пунта Перейра (Punta Pereira);
WTC.
"Черные списки"
Уругвай не является классическим офшором. Это подтверждается тем, что это государство не попадает в многочисленные "черные списки", подготовленные влиятельными организациями.
Во-первых, Уругвай не входит в число государств, вошедших в так называемый черный список Банка России. В частности, Уругвай отсутствует в списках государств, перечисленных в Указаниях Банка России от 7.08.03 г. N 1317-У и N 1318-У.
Во-вторых, Уругвай не входит в число стран, которые, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. Однако следует отметить, что 2 апреля 2009 г. на встрече Большой двадцатки государств был представлен доклад ОЭСР, из которого следовало, что Уругвай находится в числе юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов на международном уровне.
Но уже вскоре, в апреле 2009 г., на официальном сайте ОЭСР появилась информация о том, что министр финансов Уругвая направил письмо Генеральному секретарю ОЭСР, в котором уточнил ряд сведений. В частности, он подчеркнул, что Уругвай поддерживает стандарты ОЭСР относительно прозрачности и обмена информацией. В ответном письме Генеральный секретарь ОЭСР одобрил тот факт, что Уругвай присоединяется к государствам, которые согласны сотрудничать в борьбе с уклонением от уплаты налогов и другими налоговыми нарушениями.
В-третьих, Уругвай не входит и в "черный список" ФАТФ*(2).
Таким образом, можно констатировать, что возможности использования налоговых преимуществ государства Уругвай достаточно велики. Дополнительными преимуществами являются стабильная политическая система и свобода банковских операций, в частности: отсутствие ограничительных требований, связанных с вывозом капитала, а также требований об обязательной конвертации в национальную валюту (уругвайский песо) и контроля за обменными курсами валют.
В заключение следует признать, что Уругвай является одной из самых оптимальных юрисдикции при сотрудничестве с регионом Латинской Америки. Российские правоприменительные органы в целом относятся к данному государству совсем не как к офшору, а большинство россиян, предпочитающих международное налоговое планирование, не используют Уругвай в сомнительных схемах. Все эти преимущества позволяют говорить о существенных перспективах делового взаимодействия с Уругваем.
М. Дашян,
Фонд национальных проектов
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.oecd.org/dataoecd/21/3/44538974.pdf.
*(2) ФАТФ - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - "FATF") - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Членами ФАТФ являются 32 страны и две организации, наблюдателями - 20 организаций и две страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71