Оклады, премии, бенефиты в корпорациях
В статье проведен обзор специфических черт организации оплаты труда в отечественных и зарубежных корпорациях.
Дифференцированный подход
Корпорации как крупные компании, выделяющиеся своими финансово-экономическими показателями, положением в экономике страны, широкой географией деятельности, участвуют в решении социальных проблем местного значения, обладают особой корпоративной культурой, которая позволяет сотрудникам, с одной стороны, отождествлять себя с корпорацией, а с другой - ограничивать от других организаций.
Корпорации, обладая высокой доходностью, выделяют достаточно высокие размеры средств на оплату труда, в несколько раз превосходящие минимальную (и среднюю) заработную плату, установленную в России.
Оплата труда в этих фирмах осуществляется на основе повременной формы, т.е. на основе окладов, разработка которых (дифференциация основной заработной платы) производится либо на основе тарифной системы, либо на основе использования трейдинга (что сегодня используется все чаще).
Диапазон отношений по оплате труда различных категорий работников в основном учитывает необходимый уровень дифференциации заработной платы. Например, в компании "Прайсвотерхаус Куперс" при окладе по низшей должности консультанта 52 тыс. рублей (кстати эта группа самая многочисленная - она занимает около 30% численности персонала) диапазон соотношений составляет 4,0, что вполне соответствует нормативам.
Заметим, что компонента твердого оклада в данных схемах значительна: он составляет около 80%.
Помимо основной заработной платы (оклада) труда в большинстве компаний (за редким исключением) осуществляется премирование персонала.
Например, в вышеназванной компании премии начисляются в зависимости от достигнутого уровня контролируемой прибыли и уровня достижения поставленных руководителем целей (долгосрочного и краткосрочного характера) дифференцированно по должностям в размере от 5 до 30%.
В компании "Солнечный мир" премия дифференцируется в зависимости от размера персонального дохода менеджера и времени действия входящего в состав компании офиса (табл. 1, 2).
Средства для этих целей формируются отчислениями (от 2 до 6%) от дохода офиса за календарный месяц.
Руководитель офиса получает премию в размере от 0,5 до 1,5% от дохода офиса, в зависимости от уровня выполнения плана офисом.
Таблица 1
Размер процента от дохода для менеджеров офисов
Персональный доход менеджера | Процент от дохода для выплаты |
До $US 4000 | 10 |
От $US 4001 до 8000 | 14 |
От $US 8001 до 13000 | 18 |
От $US 13001 до 17000 | 20 |
От $US 17001 до более | 25 |
Таблица 2
Размер процента от дохода для менеджеров офисов, существующих менее одного года
Персональный доход на менеджера | Процент от дохода для выплаты |
До $US 3500 | 10 |
От $US 3501 до 6000 | 14 |
От $US 6001 до 10000 | 18 |
От $US 10001 и более | 20 |
Заметим, что в большинстве компаний такого рода дифференциация по срокам деятельности не осуществляется, а размер поощрения дифференцируется только от уровня дохода (размера услуги), полученного от действия менеджера.
Заслуженные привилегии
При достаточно высоком уровне основной заработной платы в этих организациях все большее значение приобретают система льгот и морального стимулирования, направленная на удовлетворение социальных потребностей персонала.
Система бенефитов (льгот, привилегий) используется, пожалуй, в каждой организации и является неотъемлемой частью любой системы мотивации. Рассмотрим примеры систем бенефитов, используемых в различных организациях.
В соответствии с иерархической структурой компании: один набор льгот - для сотрудников и рабочих, другой - для руководителей среднего звена и более широкий - для топ-менеджеров. Пример такого формирования льгот мы видим в табл. 3.
В крупных государственных корпорациях тоже все чаще используется система льгот. Например, система льгот в ОАО "Аэрофлот" представляет собой следующее:
1. Стимулирование свободным временем.
2. Трудовое и организационное стимулирование.
3. Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания.
4. Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом.
5. Сберегательные фонды.
6. Организация питания.
7. Стипендиальные программы.
8. Программа жилищного строительства.
9. Гибкие социальные выплаты.
10. Страхование жизни.
11. Медицинское страхование.
12. Отчисления в негосударственный пенсионный фонд.
13. Ассоциации получения кредитов.
В организациях, использующих систему грейдирования, льготы, как правило, дифференцируются от квалификационного уровня работников по грейдам. Чем выше грейд, к которому относится должность, тем больше набор (или на большую сумму) предоставляемых льгот. В таблице представлено распределение льгот в соответствии с грейдами в одной из российских компаний.
Таблица 3
Система льгот в производственно-торговой компании
Категория персонала | Льготы |
Директора по направлениям | 1. Медицинское страхование 2. Предоставление автомобиля компании 3. Страхование личного автомобиля 4. Предоставление и оплата мобильной связи 5. Дополнительный отпуск, предоставление права на укороченный рабочий день, неделю, а также право на скользящий, гибкий график 6. Полная оплата путевки 1 раз в год (в пределах $1000) 7. Оплата обучения 8. Ссуды и кредиты (вне зависимости от стажа) на приобретение жилья, автомобиля 9. Бесплатное лечение сотрудника (прием, процедуры по утвержденному списку) на базе определенного мед. заведения 10. Банкеты с приглашением всех сотрудников в праздничные дни (день рождения фирмы, Новый год, День нового сотрудника) |
Средний управленческий персонал | 1. Оплата питания (бесплатные обеды) 2. Оплата проезда до работы (проездной на общественный транспорт) 3. Оплата оздоровительных мероприятий (бассейн и т.д.) 4. Медицинская страховка 5. Страхование жизни на сумму ________________ 6. Оплата обучения для повышения квалификации 7. Частичная оплата путевки 1 раз в год (на сумму $500) 8. После __ лет*(1) работы в фирме - ссуды и кредиты на приобретение жилья, крупные покупки 9. Бесплатное лечение (прием, процедуры по утвержденному списку) на базе определенного мед. заведения 10. Банкеты с приглашением всех сотрудников в праздничные дни (день рождения фирмы, Новый год, День нового сотрудника) |
Специалисты, менеджеры | 1. Оплата питания (бесплатные обеды) 2. Оплата проезда до работы (проездной на общественный транспорт) 3. Бесплатное лечение сотрудника (прием, процедуры по указанному списку) на базе определенного мед. заведения 4. Оплата оздоровительных мероприятий (бассейн и т.д.) 5. Страхование жизни и здоровья на сумму _____________ 6. Оплата обучения для повышения квалификации (курсы, семинары) 7. Частичная (__%) оплата путевки 1 раз в год на сумму $300 8. Банкеты с приглашением всех сотрудников в праздничные дни (день рождения фирмы, Новый год, День нового сотрудника) |
Отдельные организации формируют социальный пакет, исходя из принципа кафетерия.
Основная идея состоит в том, чтобы позволить служащему создать свой собственный план льгот, имея в виду два ограничения. Во-первых, предприниматель должен тщательно определить пределы общей стоимости. Это ограничение показывает, какая сумма будет тратиться на льготы для каждого работника. Во-вторых, каждый план льгот должен включать определенные обязательные пункты. Например, социальная безопасность, компенсация рабочим и страхование по безработице.
Ориентируясь на эти два ограничения, служащие могут выбирать из всех доступных льгот. Таким образом, молодой женатый служащий может отказаться от некоторых планов компании в пользу планов страхования жизни и стоматологической страховки, в то время как более старый служащий предпочтет планы, связанные с увеличением пенсии. Список возможных альтернатив мог бы, вероятно, включать большое количество льгот: отпуска, планы пенсии, образовательные услуги и т.д.
Построение таких индивидуальных планов может быть как выгодным, так и невыгодным. Главная проблема состоит в том, что использование плана "кафетерий" может повлечь существенные административные затраты. Льготы каждого служащего должны быть тщательно оценены и периодически обновляться.
Часть льгот может заменяться выдачей денежной компенсации. Например, предоставление такой льготы, как оплата проездных в общественном транспорте, заменяется выплатой определенной суммы в денежной форме. В таком случае сотрудники могут использовать ее по своему усмотрению: одни - на общественный транспорт, другие - на бензин, третьи - на такси и т.д.
Таблица 4
Распределение льгот по грейдам
Грейды | Льготы |
1-4 | Медицинская страховка Оплата общественного транспорта |
5-8 | Медицинская страховка Оплата общественного транспорта Оплата лечения в санатории |
9-12 | Медицинская страховка Оплата мобильной связи Оплата путевки на сумму___ |
12-14 | Предоставление опционов Персональный автомобиль Оплата мобильной связи Медицинская страховка Оплата путевки на сумму___ |
Надбавки за...
Многие фирмы внедряют надбавки за вклад сотрудников в развитие стандартов обслуживания клиентов. Одна из таких схем была недавно внедрена в компании "Этна Лайф & Кэзуели Компании". Она имела две составляющие. Основные выплаты базировались на общих результатах деятельности сотрудников, специальные - назначались за выдающийся вклад в области обслуживания клиентов. Предварительно были введены стандарты клиентского обслуживания, которые включали в себя следующие положения: сотрудники должны были демонстрировать знание клиентов и их нужд, интерес и внимание к их проблемам и мнениям; сотрудники должны были быть доступны для клиентов. Ежегодные премии выплачивались из расчета 2% от годового размера зарплаты.
Прогрессивные фирмы сегодня усиленно используют нефиксированную оплату труда, финансовые и различные альтернативные поощрения. Цель этих мероприятий - поощрить качество и производительность труда через использование инструментов вознаграждения по результатам труда как части их программ укрепления преданности сотрудников. В этом смысле "Федерал Экспресс" является хорошим примером.
"Федерал Экспресс" имеет целый ряд программ оплаты труда по результатам.
Программа надбавок. Все служащие получают надбавку по результатам труда. Многие сотрудники-почасовики получают надбавку не как автоматическое повышение зарплаты, а за свои личные заслуги. Оценка служащих компании является инструментом определения результатов труда, либо служит для подтверждения информации о развитии сотрудника, или для рекомендации по повышению оклада. Поэтому так важно, чтобы оценки были справедливыми и точными.
Надбавка сверх зарплаты. Многие почасовики получают валовую премию в момент достижения верхнего предела в своем диапазоне зарплаты. Надбавка сверх зарплаты выплачивается, если сотрудник получает максимальную оплату в течение определенного периода времени (обычно шесть месяцев), и только в том случае, если он имеет результаты труда выше среднего.
Программа "Звезда/Суперзвезда". Служащие с выдающейся оценкой труда могут получить звание Звезды или Суперзвезды и повышенную валовую надбавку. Звездами могут быть 10% исполнителей в каждом подразделении, в то время как суперзвездами - только 1% сотрудников каждого подразделения.
Разделение прибыли. Прибыль разделяется на основе общих результатов деятельности корпорации. Совет директоров ежегодно назначает сумму, которая будет разделена между служащими, основываясь на размере прибыли корпорации до налогообложения. Платежи по этой схеме могут иметь вид наличных, акций или некоторой комбинации двух последних. Выплаты производятся каждые полгода в июне и декабре. Данная схема интегрированная с пенсионными и сберегательными схемами с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособную программу выхода на пенсию.
Таблица 5
Пакет кафетерия
Меню N 1 | Меню N 2 | Меню N 3 |
Оплата обеда | Оплата бензина на сумму___ | Оплата медстраховки |
Оплата проездного на общественный транспорт | Оплата мобильной связи 50% | Оплата фитнес-центра |
Оплата детской путевки | Оплата своей собственной путевки (в размере оклада) | Оплата санаторной путевки |
Программы для менеджеров и профессионалов. Это личные схемы менеджеров и профессионалов. Они разработаны для того, чтобы менеджеры и другие профессионалы имели возможность получать финансовые поощрения в случае достижения целей корпорации, департамента или отдела. Программа финансового поощрения менеджеров в основном направлена на вознаграждение запланированного уровня прибыли. Премии менеджеров и профессионалов прямо связаны с личными достижениями в работе с людьми, в обслуживании или в обеспечении прибыли. Так, для регионального менеджера по продажам человеческой целью может быть лидерство, выраженное в получении дополнительных лидерских очков при проведении исследования обратной связи.
Премия "Браво Зулу" (Bravo Zulu - это морской сигнал, означающий "отлично сделано!") была внедрена с тем, чтобы дать менеджерам возможность немедленно вознаграждать сотрудников за выдающиеся достижения, выходящие за пределы их нормальных служебных обязанностей. Данные премии могут иметь денежную форму (чек) или какую-либо другую (бесплатный обед или билет в театр). Менеджеры корпорации за год поощряли сотрудников премией около 150 тыс. раз, средний размер премии составлял 50 долларов.
Таблица 6
Система бенефитов, используемых в Bellsouth Corporation
Принципы | Бенефиты | Содержание |
Забота о твоем настоящем | Медицинский и стоматологический план | На выбор 3 медицинских плана (компания оплачивает до 80% расходов) |
Страховка по здоровью | Оплачивается до 52 недель по болезни от 50 до 100% в зависимости от стажа работы; после 52 недель - 50% от зарплаты Оплачивается страхование жизни | |
План карьерного роста и развития | Бесплатный тренинг, обучение в университете Bellsouth. Оплата обучения для получения степени бакалавра, магистра, МВА и др. | |
Кредитование | Различные варианты предоставления кредитов для покупки дома | |
Забота о твоем будущем | Пенсионный план | Специальный план в компании, сумма в зависимости от стажа (после 5 лет работы в компании) |
Сберегательный план | Savings (сберегательный план) 5-6% от зарплаты, данная сумма освобождается от налогов + компания вкладывает дополнительно (на $1 - компания дает $0,75). | |
План приобретения акций | Скидки на приобретение акций компании в зависимости от вклада работника | |
Забота о твоих детях | Специальные награды для школьников | После прохождения теста на знания школьниками (дети сотрудников компании) определяются победители, которые получают награду $2000. |
Кредитование | Предоставление беспроцентной ссуды на обучение детей в колледже или университете | |
Компенсации | Компенсация расходов по оплате труда домашнего персонала |
Награда "Золотой сокол". Такая награда выдается служащим за высококлассное обслуживание клиентов. Кандидаты на эту премию обычно назначаются в соответствии с письмами клиентов, которые утверждают, что служащий вел себя самым похвальным образом. Кандидаты рассматриваются комитетом "Золотого сокола" и окончательный отбор производится генеральным директором. Список победителей ежемесячно объявляется по внутреннему телевидению или в газете. В качестве вознаграждения они получают значок "Золотой сокол" и акции "Федерал Экспресс".
За исключением программы надбавок, все остальные программы оплаты по результатам труда являются единовременными. Они не зависят от зарплаты и позволяют компании поощрять своих служащих без постоянного увеличения фиксированного фонда оплаты труда. Эта гибкость отражает быстро меняющуюся обстановку на рынке и позволяет "Федерал Экспресс" реагировать на ухудшение экономической конъюнктуры, придерживаясь стратегии полной занятости.
В заключение следует отметить, что любая организация может использовать составляющие системы льгот и поощрений, чаще всего в виде социального пакета. При этом следует провести анкетирование среди сотрудников и выявить потребности, которые они хотели бы удовлетворять при помощи этой системы. Оценить их стоимость и создать социальный пакет, из которого каждый сотрудник мог выбрать льготы, необходимые для него на определенную сумму, размеры которой устанавливаются положением о таком пакете. Расширение льгот в пакете (пусть ограниченное размером, позволяющим удовлетворить сотрудников) позволит стимулировать большее количество персонала.
Библиография
1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учеб. пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 224 с.
2. Чекмеков В. Трейдинг: технология построения системы управления персоналом. - М.: Вершина, 2007.
И. Баткаева,
канд. экон. наук, профессор кафедры управления
персоналом Государственного университета управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 8, август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Количество срока службы, дающего право на эти льготы, зависит от многих обстоятельств, и прежде всего, от занимаемой должности и значимости сотрудника для компании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107