Какие способы обеспечения исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам предусмотрены для защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных исполнителей по государственным контрактам?
В целях защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных исполнителей по государственным контрактам Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрен механизм обеспечения обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
В соответствии с п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе, а в отдельных случаях обязан (если цена контракта свыше 50 млн. руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 164-ФЗ) в п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34 и п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, заказчики, уполномоченные органы получают право определять в государственном или муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.
В соответствии с п. 2 и 4 ст. 7 Закона N 164-ФЗ перечень способов обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов при проведении конкурсов и аукционов (ч. 4 ст. 29 и ч. 4 ст. 38 Закона N 94-ФЗ) дополняется обеспечением в виде договора поручительства. При этом определяются требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления.
Страхование ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в электронной форме (п. 6 ст. 7 Закона N 164-ФЗ) и может быть исключено по усмотрению заказчика, уполномоченного органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 164-ФЗ) или аукциона (п. 4 ст. 7 Закона N 164-ФЗ).
При организации размещения заказов рекомендуется учитывать указанные изменения в Законе N 94-ФЗ следующим образом:
- по торгам, объявляемым после вступления в силу Закона N 164-ФЗ, документация о торгах должна быть подготовлена в соответствии с новыми положениями, касающимися способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования;
- по текущим торгам, объявленным до вступления в силу Закона N 164-ФЗ, изменения в документацию о торгах вносятся по усмотрению заказчика, уполномоченного органа в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ. Если в документацию о торгах вносятся изменения в соответствии с новыми положениями, касающимися способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования, то процедура размещения заказа должна быть завершена с учетом внесенных изменений. Если изменения в документацию о торгах не вносятся, то процедура размещения заказа завершается согласно установленным в документации о торгах положениям, касающимся способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования.
Вместе с тем согласно положениям пп. 10 и 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать указанные средства на обеспечение своей деятельности на основании документа, в котором указываются источники образования и направления использования этих средств и устанавливающие их муниципальные правовые акты, положения устава бюджетного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества.
При этом бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ установлено право финансового органа принимать решение об осуществлении операций с указанными средствами на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства.
Учитывая изложенное, на основании решения о местном бюджете операции со средствами от приносящей доход деятельности, полученными муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе администрациями муниципальных образований, могут учитываться на счетах, открытых не этим учреждениям, а соответствующему финансовому органу или органу Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях на балансовом счете N 40703 "Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации".
Согласно положениям ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под финансовыми органами муниципальных образований понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.
В случае, когда финансовый орган муниципального образования является структурным подразделением местной администрации без наделения правами юридического лица (или должностным лицом), местной администрации, может быть открыт счет в учреждении Банка России или кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности местной администрацией, а также другими муниципальными бюджетными учреждениями (при их наличии).
При открытии можно руководствоваться указанием Банка России от 10.02.2006 г. N 1658-У "Об открытии органам местного самоуправления или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов, включая органы Федерального казначейства, счетов для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, в учреждениях Банка России или кредитных организациях (филиалах)".
Специалисты Минфина России и Федерального казначейства
1 июля 2010 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427