Образование за рубежом: окупятся ли "инвестиции в себя"?
Вопрос окупаемости затрат на обучение, которое в престижных западных школах бизнеса стоит достаточно дорого, волнует многих как в России, так и за рубежом. Чтобы ответить на него, следует уточнить, что мы понимаем под самой окупаемостью и возвратом затраченных средств.
Самое простое - представить себе, что вы взяли образовательный кредит на $ 20 000, скажем, под 15% годовых и должны его выплатить в течение трех лет после окончания двухгодичного курса МВА. Простой расчет показывает, что общая сумма, подлежащая к оплате с учетом процента за кредит, составит за 5-летний период $ 32 000. Чтобы ее выплатить, нужно получать после завершения учебы в течение трех лет заработную плату примерно на 25 000 рублей в месяц больше, чем было до начала обучения. Кстати, эта добавка, показывающая, насколько увеличилась зарплата в суммарном и процентном отношении в первый год после получения степени МВА и через три года, считается весьма важным критерием оценки эффективности той или иной школы бизнеса. Эти два показателя, как и абсолютные значения годовой заработной платы, являются ключевыми для определения рейтинга бизнес-школ по методике газеты Financial Times - в настоящее время самого популярного периодического издания в деловых кругах.
Критерии эффективности
Конечно, сумма прироста жалования должна не только покрывать кредит на обучение, но и увеличивать уровень благосостояния. В США после получения степени МВА престижной школы бизнеса, входящей в top-25 по национальному рейтингу, это практически гарантированно. Так, выпускник Гарвардской школы имеет примерно в два, а с учетом "подъемных" и в три раза больше прежней заработной платы, хотя в среднем задолженность выпускника по образовательному кредиту составляет $ 45 000. Интересно, что по этой причине многие молодые специалисты сначала идут в консультационные фирмы и финансово-аналитические отделы крупных компаний, где стартовые зарплаты выше. А когда расплатятся за кредит, переходят на должности менеджеров в высшем и среднем руководящем звене корпораций, где есть хорошая перспектива продвижения по карьерной лестнице с большим увеличением дохода.
Другим критерием эффективности бизнес-образования для студентов МВА дневных отделений, обучающихся с полным отрывом от работы, является количество предложении о трудоустройстве, которое выпускник считает для себя приемлемым. В лучших школах ему обычно предлагается в среднем от 1,5 до 4 мест работы, из которых он делает выбор. Но в большинстве школ, а их по этой программе аккредитовано свыше 500, наличие степени МВА - это всего лишь потенциальная возможность занять управленческую должность или продвинуться по службе. Россияне, которые планируют работать в иностранных компаниях, и особенно в США, должны учитывать этот факт. Никаких систем "нострификации" (международного признания) российского диплома МВА в зарубежных странах не существует, потому как нет "американского", "британского" или "российского" бизнес-образования. Воспринимается степень МВА конкретной американской, британской, российской школы бизнеса.
Сегодня можно привести много примеров, когда вкладыш к государственному диплому МВА престижной российской школы бизнеса, переведенный на английский язык, являлся весьма важным аргументом для занятия управленческой должности в американской или европейской компании. Особенно это относится к выпускникам российских программ МВА, имеющих зарубежную аккредитацию, в частности АМВА (Великобритания), которых на сегодня в России 9. Но в большинстве европейских фирм к степени МВА (американскому изобретению) относятся достаточно спокойно, а иногда и более скептически, чем в США, обращая больше внимания на квалификацию специалиста.
Опыт и еще раз опыт
Однако на российском рынке труда и, в частности, управленческих кадров ситуация сложнее, чем за рубежом, поскольку стереотипы и традиции восприятия квалификации "Мастер делового администрирования" (МВА) у нас еще не сложились и многое зависит от объективных факторов ее восприятия. Оценивая перспективу возврата затрат на обучение в школе бизнеса в России, целесообразно посмотреть на проблему с двух точек зрения: во-первых, со стороны работодателя; во-вторых, самого выпускника МВА.
Практика показывает, что МВА в России рассматривается работодателем как обладание более высоким уровнем знаний, чего для занятия высокой должности в менеджменте компании явно недостаточно. Нужен еще и серьезный практический опыт развития компетенций, зачастую специфических для российских условий, чего академическая компонента образования обеспечить не в состоянии. Большое значение имеют и личностные компетенции (умение работать с людьми, социализироваться в коллективе, налаживать отношения с руководством и т.п.), развитию которых придают значение далеко не все отечественные школы бизнеса. Вот почему найти хорошую работу может, вообще говоря, не каждый обладатель российского диплома МВА. Важно иметь не только данную степень как преимущество, но и определенный опыт работы. Поэтому на МВА не стоит, да и нельзя, поступать сразу после окончания академического вуза.
С индивидуальной точки зрения обучение по двухгодичной программе МВА - это долгосрочная инвестиция в профессиональное развитие. Обучение по этой программе - переход на более высокий уровень профессионализма, овладение широким кругом знании, идеи, понятий, концепций, которые приобщают к сообществу квалифицированных менеджеров. Это нужно в первую очередь действующему или будущему руководителю высокого уровня.
Важно, однако, и как вы учились. Если этот процесс сводился лишь к присутствию на занятиях в ожидании чего-нибудь интересного или полезного, вы, возможно, зря поступили на эту программу и эффективной отдачи от такого обучения не будет. Но если серьезно и целенаправленно заниматься, стремиться взять то, чего не хватает для карьеры, то можете считать, что вы сделали правильный шаг в жизни. Продолжая работать над своим профессиональным развитием уже самостоятельно, вы приобщитесь к процессу, который сегодня называют Life-long-learning - обучение в течение всей жизни. А это и есть возврат затрат на обучение, который трудно переоценить.
Л. Евенко,
ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ,
президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), профессор, д.э.н.
Примечание. "Учеба за границей - как инвестиционный проект"
В. Вашенцев, руководитель проекта "Трудовая миграция" группы компаний "ОСТ", вице-президент Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП)
Я абсолютно уверен в том, что образование за рубежом - это полезная вещь и вполне может рассматриваться как инвестиционный проект при соблюдении всех условий и требований, сопутствующих ему. Под формулировкой "образование за рубежом" имеются в виду все виды и формы получения знаний, навыков и компетенций.
Россия, к счастью, не одна на планете, не изолирована от всего остального мира железным занавесом и в своем дальнейшем развитии будет все больше и больше интегрироваться в мировую экономику и использовать зарубежные технологии - экономические, технические, управленческие, политические и социальные. Это значит, что для специалистов на рынке труда в XXI веке конкурентными преимуществами будут: знания, на которых базируются эти технологии, профессиональные навыки эффективной работы, межнационального коммуницирования и управления.
Все это может дать образование за рубежом, причем на различных этапах жизни и развития человека могут быть различные виды образования. В школе это может быть краткосрочное обучение иностранному языку за рубежом, в институте - академическое образование по специальности в профильном зарубежном вузе, стажировки во время каникул, например, по программе Work & Travel. Далее, получив базовые знания в российском вузе, поработав и окончательно определившись со своей профессией по жизни, можно продолжить специальное образование по программе МВА за рубежом.
По своему опыту могу сказать, что много лет назад мы отправили старшего сына на краткосрочное обучение английскому языку в Ирландию. Образовательная программа была рассчитана на три месяца и сочетала в себе академическую учебу и работу в сфере услуг. По приезду у него кардинально изменилось мировоззрение, в том числе видение той деятельности, которой он хотел бы заниматься в жизни после окончания института. Сейчас, по прошествии нескольких лет, мы убедились, что знания и навыки, приобретенные за границей, ему очень пригодились в карьере.
Недавно мы проводили опрос среди бывших участников наших программ, выезжавших в США работать во время летних каникул в институте, уже окончивших вуз и устроившихся на работу. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что при приеме на работу (особенно на вакансии с необходимым знанием английского языка, в том числе и в западных компаниях) одним из преимуществ было их участие в зарубежных стажировках. И в последующей работе им серьезно помогают навыки, полученные за рубежом.
Примечание. У кого больше шансов на "золотую" строчку в резюме?
М. Шалолашвили, директор департамента развития человеческих ресурсов холдинга "Империя кадров"
Окупится ли образование за рубежом? Мой однозначный ответ практикующего директора: в краткосрочной перспективе после кризиса - нет. В дальнейшем заграничные инвестиции в себя отобьются в том случае, если претендент на соответствующие его уровню вакансии уже сегодня имеет опыт работы в западной компании и после возвращения в Россию планирует карьерный рост в аналогичных структурах с хорошо поставленным менеджментом. Именно в таких компаниях вероятность высокой оценки западного диплома и соответствующей мотивации сотрудника достаточно высока. Так как в таких фирмах хорошо поставлены процессинг и продакт-менеджмент, а в наших вузах этому почти не учат ввиду недостаточности практического опыта.
Даже когда предлагаются кейсы по учебной программе, они основаны на старых историях (минимум 5-летней давности), чего западный вуз не позволяет себе в принципе. Таким образом, для претендентов на ведущие управленческие позиции важен либо опыт выживания и реструктуризации бизнеса в кризисных условиях, либо практические знания, основанные на современных кейсах.
Второй способ окупить столь дорогое зарубежное образование - найти себя в консалтинговых компаниях, которые работают по проектам крупных западных фирм, где важен каждый член проектной команды и его индивидуальный опыт, уровень реализуемых заказов и образование.
Российские компании первого эшелона и госкорпорации не склонны доплачивать ни за степень МВА, ни за первое зарубежное образование. Тем более что бакалавриат еще не вошел в ментальность отечественных работодателей, и при прочих равных условиях для них важнее "классная рекомендация" о кандидате. Ну а средние и малые предприятия крайне редко имеют потенциал для реализации накопленных за рубежом передовых знаний: масштаб бизнеса, к сожалению, не тот, да и конкурентов они опережают не качеством персонала, а другими средствами. Но самое главное - зарплата в таких компаниях не позволит бывшему студенту престижного западного университета окупить инвестиции в образование как минимум в ближайшие пять лет. Сегодня для самой первой ступени карьеры проверенный рейтинг российских вузов первого разряда, и особенно технических, дает гораздо больше шансов на "золотую" строчку в резюме, чем зарубежное образование.
"Консультант", N 15, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.