Финансовая безопасность предприятия: системный подход
В условиях нестабильности современной мировой экономики и, как следствие, возрастающих угроз для бизнеса наличие адекватной системы управления финансовой безопасностью компании многократно возрастает. Каковы ее основные практические аспекты и каким образом повысить эффективность противодействия финансовым угрозам?
Актуальность разработки стратегии финансовой безопасности (далее - ФБ) компании в период падения спроса и производства связана с целым рядом негативных факторов:
- угрозой уменьшения запаса финансовой прочности компании по отношению к возможным потерям и убыткам, в том числе за счет хищений, халатности и ошибочных действий персонала;
- учащением случаев недобросовестных действий менеджеров и сотрудников;
- повышенным риском мошенничества со стороны контрагентов и др.
Основные понятия и определения
В чем же заключаются сущность и особенности понятия финансовой безопасности? Она обычно рассматривается как важнейший элемент общей экономической безопасности фирмы. Анализ точек зрения на понятие ФБ, содержащихся в российском законодательстве и доступной корпоративной практике, позволяет дать следующее авторское трактование: финансовая безопасность представляет собой такое состояние финансовой системы предприятия, при котором возможные угрозы нанесения ущерба его активам, утраты ликвидности, устойчивости и независимости бизнеса, а также прав собственности снижены до приемлемого (нормативного) уровня и поддерживаются на этом либо более низком уровне.
Иными словами, под системой обеспечения ФБ предприятия понимается совокупность осуществляемого комплекса мер в интересах защиты бизнеса от внутренних и внешних отрицательных финансовых угроз. Степень данной защиты обусловлена способностью органов управления компании на соответствующих уровнях:
- обеспечить устойчивое экономическое развитие фирмы, достижение основных целевых параметров деятельности при сохранении ликвидности и независимости ее финансовой системы;
- нейтрализовать негативное воздействие кризисных явлений экономики, преднамеренные действия конкурентов и иных "недружественных" структур.
- предотвратить сделки с активами предприятия, создающие угрозу утраты прав собственности;
- сформировать адекватную систему учета финансовых потоков и укрепить операционную эффективность системы контроля;
- привлечь и использовать заемные средства по оптимальной стоимости у надежных банков и контролировать приемлемый уровень долговой нагрузки;
- предотвратить случаи халатности, мошенничества, а также преднамеренные действия персонала в отношениях с контрагентами, а также иные финансовые нарушения, в том числе связанные с использованием государственных бюджетных средств;
- разработать и внедрить систему постоянного мониторинга финансового состояния компании с целью раннего диагностирования кризисных явлений и признаков банкротства;
- обеспечить проведение работ по защите конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
Реализация перечисленных направлений поможет предприятию создать необходимый запас прочности финансовой системы перед лицом существующих и вновь возникающих для него угроз.
К сожалению, управление ФБ часто осуществляется в условиях относительно стабильного функционирования бизнеса, когда используется "реактивная" форма управления: принятие управленческих решений для реагирования на текущие проблемы. Безусловно, нельзя сказать, что при этом компании не уделяют внимания вопросам обеспечения защиты своих финансовых интересов и стабильности бизнеса. На многих из них созданы и функционируют службы внутреннего контроля, специальной и экономической безопасности, новомодные подразделения по управлению рисками, внедряются современные информационные системы, системы финансового планирования и прогнозирования. Однако каждая из этих систем нацелена на решение своих локальных задач.
Важна системность
Между тем наиболее эффективным способом управления ФБ является внедрение системного подхода, включающего в себя введение руководством и собственниками предприятий единых требований ко всем элементам системы управления компанией и организации контроля их исполнения, распределение сфер ответственности по всем категориям персонала вплоть до рядовых сотрудников компании, установление нормативных значений показателей финансовой безопасности.
Особенно важно, чтобы системный подход нашел свое отражение в соответствующем корпоративном документе, например, стратегии экономической безопасности фирмы. В указанном документе должны быть формализованы цели и объекты данной стратегии и ее ключевого элемента - финансовой безопасности. Должны быть определены характеристики угроз ФБ, отражающие специфику ее деятельности, сформулированы критерии и нормативные параметры безопасного финансового состояния бизнеса, описаны меры и механизмы, направленные на его обеспечение. В целях развития основных положений стратегии внутренними локальными нормативными актами предприятия на генерального и финансового директора, руководителей служб безопасности и внутреннего контроля возлагается ответственность за разработку количественных и качественных значений критериев ФБ, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение финансовых угроз и выработку мер их преодоления, разработку и внедрение систем раннего диагностирования кризисных ситуаций.
Если рассматривать наличие аналогичных документов на макроуровне, то доктрина экономической безопасности нашей страны, в том числе финансовой, утверждена указом президента РФ N 608 "Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения)". Во исполнение положений данного указа было принято постановление правительства РФ N 1569 "О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности РФ".
В чем отличия от системы управления финансами?
Рассматривая вопросы ФБ, нельзя не сказать об отличиях управления финансовой безопасностью от системы управления финансами предприятия.
Так, стратегия финансовой безопасности помимо сценария функционирования компании в так называемых штатных условиях определяет и направления действий руководства в условиях нестабильной (кризисной) ситуации, среди которых можно отметить:
- организацию проведения постоянного мониторинга финансового состояния с целью раннего диагностирования кризисных явлений;
- оценку потенциальных возможностей (внешних и внутренних) по преодолению угрозы финансового кризиса;
- определение перечня мер по предотвращению угроз ФБ;
- оценку эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации негативных факторов;
- оценку стоимости предлагаемых мер, сроки реализации, ожидаемые результаты финансовой стабилизации.
При этом особенностью управления ФБ является то, что в кризисных условиях принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения общего уровня управляемости компанией.
Однако главное отличие системы управления финансовой безопасностью от процессов финансового управления заключается в том, что основным показателем ее эффективности является соблюдение нормативного уровня параметров и индикаторов финансовой безопасности. Система же управления финансами предполагает проведение оценки финансового состояния предприятия посредством определения размеров отклонений фактических значений показателей от предусмотренных планом либо достигнутых темпов роста. Для выявления угроз ФБ недостаточен анализ изменений указанных индикаторов по годам, за отчетный период или в сравнении с аналогами. Такой анализ не дает четкого ответа, насколько критична ситуация, каков уровень угрозы для бизнеса.
Таким образом, при управлении финансовой безопасностью необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с нормативными значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации для данного предприятия, и поддержание показателей не ниже установленного уровня. Перечень пороговых (нормативных) значений ФБ должен быть уже, чем список показателей, применяемых для анализа достижения плановых параметров компании. Он должен быть достаточным для того, чтобы отражать главные направления бизнеса, выявлять наиболее серьезные угрозы финансовой безопасности.
Структура системы
Несколько слов хотелось бы сказать относительно структуры корпоративных органов, обеспечивающих ФБ. В рамках системы ее управления международными стандартами предусматривается необходимость построения и четкого определения иерархии ответственности и полномочий в вопросах безопасности, в том числе прямой ответственности за финансовую безопасность со стороны высшего руководства (руководитель предприятия и финансовый директор). Вместе с тем с организационной точки зрения в эту систему вовлечены практически все сотрудники предприятия, представляющие различные подразделения и уровни управления.
В общем виде система корпоративных органов, обеспечивающих ФБ, включает в себя стратегический и оперативно-тактический уровни, а также соответствующие процедуры и инструментарий обеспечения на каждом из них.
Возглавляет данную систему совет директоров (СД), как правило, орган, представляющий интересы собственника и призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия управленческих служб разных уровней. Условно компетенцию СД в обеспечении ФБ можно разделить на две сферы:
а) утверждение стратегии финансовой безопасности;
б) формирование системы обеспечивающих органов.
Постоянно действующим органом финансового контроля, образуемым СД и подотчетным ему, является ревизионная комиссия (дополнительно могут быть созданы комитеты по внутреннему аудиту, экономической безопасности).
Непосредственную реализацию функций по обеспечению ФБ осуществляют подотчетные генеральному директору службы: финансово-экономическая, внутреннего контроля, экономической безопасности и другие.
Безусловно, важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность, является финансово-экономический блок, осуществляющий выработку единой финансовой, кредитной, учетной политики.
Основным условием обеспечения ФБ является подготовка и повышение квалификации кадров, разрабатывающих и обеспечивающих реализацию экономической, финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики хозяйствующего субъекта. К ним относятся: финансовые директора (менеджеры), главные бухгалтеры, казначеи, внутренние аудиторы, ревизоры и инспекторы. Требования к уровню и качеству профессиональной подготовки данных сотрудников в последнее время существенно возросли не только со стороны самих предприятий как работодателей, но и государства.
Порядок организации и функционирования рассматриваемой системы зависит от масштабов и сложности корпоративной структуры. В частности, небольшие предприятия могут использовать более простые схемы, процессы и процедуры для достижения своих целей в области финансовой безопасности.
В заключение хотелось бы отметить, что своевременный акцент на ключевых аспектах ФБ особенно важен в условиях нестабильности внешней и внутренней экономической среды, поскольку только эффективное функционирование системы финансовой безопасности и наличие ее стратегии поможет обеспечить сохранение и дальнейшее успешное развитие бизнеса.
Т. Парфенова,
исполнительный директор ООО "Нексиа Пачоли Консалтинг"
"Консультант", N 15, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.