Реклама на транспорте
В письме ФНС России от 04.02.2010 N ШС-17-3/21@ "О направлении письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03 по вопросу о возможности отнесения предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, предусмотренной подпунктом 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2009 предпринимательская деятельность по размещению рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
До 01.01.2009 согласно подп. 11 п. 2 ст. 346.26, абз. 36 ст. 346.27 НК РФ единым налогом на вмененный доход облагались размещение рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также установка на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.
Минфин России разъяснил, что расположение рекламной информации внутри салонов автобусов, автомобилей не облагается данным налогом (письма от 19.08.2008 N 03-11-05/199, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140). Действующая редакция указанной нормы не содержит такого четкого определения данного вида деятельности, как было ранее. Федеральная налоговая служба РФ направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03, в котором разъяснено, что размещение рекламы внутри транспортного средства облагается ЕНВД.
В обоснование данной точки зрения приведены следующие аргументы. В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (НК РФ) единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах. При этом данная предпринимательская деятельность должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (абз. 36 ст. 346.27 НК РФ). Поскольку данный закон (ст. 20) не предусматривает разделения рекламы на распространяемую внутри и снаружи транспортных средств, это означает, что он регулирует оба вида данной деятельности. Следовательно, размещение рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств облагается ЕНВД.
По мнению экспертов независимой консалтинговой группы "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International, такие разъяснения могут быть выгодны тем организациям, которые занимаются нанесением рекламы как внутри транспорта, так и снаружи, потому что им не нужно в этом случае вести раздельный учет и уплачивать обязательные платежи в соответствии с общей системой налогообложения (п. 4, п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Кроме того, налоговая база определяется исходя из количества транспортных средств с размещенной на них рекламой (п. 3 cт. 346.29 НК РФ). Следовательно, сумма ЕНВД в отношении деятельности по размещению рекламы как внутри, так и снаружи транспорта та же, что и в отношении размещения рекламы только снаружи.
Данный порядок логично было бы применять уже с 01.01.2009, так как именно тогда вступила в силу новая редакция абз. 36 ст. 346.27 НК РФ, в которой не уточняется вопрос расположения рекламной информации на транспорте. Однако в конце 2008 г. Минфин России давал следующие разъяснения по этому вопросу: размещение рекламы внутри транспортного средства не облагается ЕНВД и после 01.01.2009, поскольку такой вид деятельности не предусмотрен гл. 26.3 НК РФ (письмо от 19.11.2008 N 03-11-03/25). Поэтому с учетом комментируемого письма к рекламным компаниям, которые в 2009 г. к размещению рекламы в салоне транспортных средств применяли общий режим налогообложения, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов. В связи с этим отметим, что обосновать правомерность применения общего режима в отношении деятельности по размещению рекламной информации внутри транспортных средств можно следующим образом.
Формулировка нормы подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ звучит так: "единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах". Действительно, ни НК РФ, ни Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ни другие нормативные акты не позволяют однозначно ответить на вопрос, подпадает ли под обложение ЕНВД размещение рекламы внутри автобуса, такси и т.п.
Для определения значения предлога "на" можно использовать толковый словарь русского языка, согласно которому данный предлог употребляется при обозначении поверхности, на которой сверху располагается что-нибудь. При этом Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под словом "поверхность" подразумевает наружную сторону чего-нибудь.
Получается, что под размещением рекламы на транспортном средстве следует понимать нанесение ее на наружную сторону автобуса, такси и пр. Значит, при размещении рекламной информации в салоне автобуса налогоплательщику не нужно платить ЕНВД, а он должен применять в отношении данной деятельности общий режим налогообложения. Отметим также, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, компаниям, которые размещают рекламу как внутри, так и снаружи транспортных средств выгоднее уплачивать ЕНВД. Если к данным организациям возникнут претензии со стороны налоговых органов по вопросу уплаты единого налога при распространении рекламной информации внутри транспорта за 2009 г., то налогоплательщики могут воспользоваться указанными рекомендациями.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тыс. слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2008. С. 373, 528.
3. О направлении письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03 по вопросу о возможности отнесения предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, предусмотренной подпунктом 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации: письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-17-3/21@
4. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
И.С. Милакова,
начальник отдела налогов и права
департамента аудита Независимая
консалтинговая группа "2К Аудит - Деловые
Консультации" / Morison International г. Москва
"Бухгалтер и закон", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru