Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ одним из условий применения льготы по НДС является установление единого тарифа на перевозку пассажиров городским транспортом органом местного самоуправления. В нашем регионе данный тариф утвержден субъектом РФ, что, собственно, и стало причиной отказа налогового органа в применении льготы. Правомерны ли действия налоговиков в этом случае?
Нет, не правомерны. Объясним почему.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ*(1) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, если хозяйствующий субъект не имеет статуса муниципального предприятия (учреждения), то при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортом тарифы на проезд будут устанавливаться для данной категории плательщиков субъектами РФ (региональными властями).
Дело в том, что государственное регулирование тарифов на услуги осуществляется на основании Постановления Правительства РФ N 239*(2). Перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) входит в перечень продукции и услуг, цены на которые регулируют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Следовательно, если при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортном единый тариф на проезд утвержден не органом местного самоуправления, а субъектом РФ (например, постановлением губернатора области (края)), законных оснований для отказа в применении льготы, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, не имеется. Требование о государственном регулировании цен и тарифов на услуги по перевозке пассажиров в рассматриваемом случае соблюдается.
Отметим, что право на существование данной точки зрения подтверждается как официальными разъяснениями контролирующих органов (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-07-11/152), так и арбитражной практикой.
При рассмотрении спора ФАС ЗСО в Постановлении от 12.04.2006 N Ф04-2103/2006(21286-А27-33) указал следующее: то обстоятельство, что тарифы на перевозку пассажиров утверждены региональными властями, а не органом местного самоуправления, не может повлиять на выводы о правомерном применении хозяйствующим субъектом налоговой льготы, поскольку определяющим условием для ее применения является осуществление деятельности, поименованной в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данные условия, установленные налоговым законодательством, хозяйствующим субъектом выполнены.
Несколько иная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС ВВО от 19.07.2006 N А17-6165/5-2005. В нем спор разрешился также в пользу налогоплательщика.
Примечание. Единый тариф на перевозку пассажиров городским транспортом для целей применения льготы по пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ может устанавливаться не только органом местного самоуправления, но и любым уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект при оказании услуг по перевозке использовал единый тариф, утвержденный в спорном периоде органом местного самоуправления (главой города) для муниципального городского транспорта, в связи с отсутствием тарифа, утвержденного для иных видов транспорта.
По мнению налогового органа, в данном случае отсутствует одно из условий для применения налоговой льготы - тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом в регионе не были установлены надлежащим образом. Значит, льгота, предусмотренная пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, была применена налогоплательщиком необоснованно, и, как следствие, ему был доначислен налог, соответствующие суммы пеней, а также вынесено решение о привлечении его к налоговой ответственности.
Не согласившись с данными выводами, хозяйствующий субъект обжаловал их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитры указали, что основным критерием освобождения от обложения НДС является осуществление услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки, использованием единого тарифа на проезд, утвержденного уполномоченным органом, и с предоставлением всех льгот за проезд. Таким образом, налогоплательщиком соблюдены все условия для применения льготы по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
С.А. Королев,
эксперт журнала "ИП: бухгалтерский
учет и налогообложение"
1 сентября 2010 г.
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
*(2) Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"