Особенности профилактики преступлений при производстве предварительного следствия по уголовным делам
Работа следственных подразделений по предупреждению преступлений занимает одно из центральных мест в создаваемой общегосударственной системе профилактики правонарушений.
Практически вся деятельность следователя носит предупредительный характер, поскольку своевременное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним предусмотренных законом мер нередко исключают совершение указанными лицами новых преступлений.
Профилактика преступлений при производстве предварительного следствия по уголовным делам имеет как процессуальные, т.е. предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (например, применение в отношении подозреваемого, обвиняемого мер процессуального принуждения, внесение соответствующим руководителям или должностным лицам представлений), так и непроцессуальные формы: выступления с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации (СМИ), перед населением; письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений; публикации заметок и статей в печати. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Представление профилактического характера
Представление профилактического характера - это акт реагирования следователя, руководителя следственного органа, дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, содержащий конкретные меры по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или надлежащему должностному лицу. Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его внесения.
В действующем Уголовно-процессуальном кодексе не закреплены форма и содержание представления профилактического характера, хотя подобного рода предложения неоднократно высказывались в научной литературе*(1).
Предпринятая однажды в этом направлении попытка законодательного закрепления официального бланка указанного процессуального документа (Приложение N 165 к ст. 476 УПК РФ) не увенчалась успехом*(2) и, таким образом, эта проблема до сих пор остается нерешенной.
Вместе с тем, большинство ученых-процессуалистов придерживается точки зрения, согласно которой представление профилактического характера, как и все процессуальные документы, должно состоять из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной*(3) (заключительной или рекомендательной).
Во вводной части должны содержаться следующие реквизиты:
- наименование адресата, которому направляется представление;
- полное наименование документа;
- время и место составления документа;
- должность, звание, фамилия и инициалы следователя, составившего документ;
- номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.
В описательно-мотивировочной части представления необходимо отразить:
- фабулу уголовного дела: время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления;
- выявленные следователем обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
- доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Необходимость ссылки на доказательства, подтверждающие наличие тех или иных причин и условий, способствовавших совершению преступления, обусловлена тем, что на основании представления соответствующее должностное лицо может принять решение о привлечении лица, по вине которого возникли указанные обстоятельства, к административной или дисциплинарной ответственности. Поэтому представление должно быть мотивированным, т.е. основанным на тех фактических данных, которые в соответствии с законом установлены в ходе досудебного производства по уголовному делу.
Анализ материалов уголовных дел позволил сделать вывод о том, что достаточно часто при подготовке представления следователи вместо изложения фабулы преступления и обстоятельств, способствовавших его совершению, копируют постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Такая техника составления описательно-мотивировочной части указанного документа, на наш взгляд, ошибочна и не должна применяться.
В резолютивной части представления должны быть указаны:
- конкретные профилактические меры, которые, по мнению следователя, надлежит принять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
- срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, с указанием на необходимость обязательного уведомления следователя о принятых мерах;
- предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления, в случае умышленного невыполнения законных требований следователя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;
- порядок обжалования представления.
Указание на порядок обжалования является одной из важнейших составляющих представления, отсутствие которой может повлечь за собой существенные нарушения прав и интересов личности. Поэтому в представлении должны содержаться ссылки на ст. 123-125 УПК РФ, разъяснение содержания которых является прямой обязанностью следователя.
Общие требования по составлению и внесению представлений профилактического характера
Решение о выборе той или иной формы резолютивной части представления (императивной или рекомендательной) должно приниматься следователем самостоятельно, исходя из собранной по уголовному делу доказательственной информации с учетом:
- обстоятельств совершенного преступления;
- особенностей причин и условий, которые способствовали его совершению;
- специфики уголовного дела;
- личности потерпевшего, который своими противоправными или аморальными поступками спровоцировал совершение в отношении себя преступных действий;
- круга полномочий и объективных возможностей осуществления мероприятий профилактического характера, которыми обладает адресат представления, личностными особенностями соответствующего должностного лица или руководителя той или иной организации и т.д.
Профилактические меры, указанные в представлении, должны быть конкретизированы. Общие формулировки, например "в связи с этим необходимо (или предлагаю) принять меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению указанного преступления", не допустимы.
Все вносимые представления, независимо от того, носят они императивный или рекомендательный характер, являются властно-распорядительными документами и обязательны для исполнения.
В случае выявления после направления адресату представления новых обстоятельств, способствовавших совершению расследуемого преступления, следователь может принять решение о необходимости направления дополнительного представления в адрес того же руководителя или должностного лица.
Если для выполнения необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления, требуется больше месяца, соответствующий руководитель обязан уведомить об этом следователя заблаговременно, т.е. до истечения установленного уголовно-процессуальным законом месячного срока, а по завершении профилактических мероприятий направить дополнительное уведомление. Желательно все эти моменты отразить в представлении с тем, чтобы руководитель знал о своих обязанностях.
Копия представления и ответ на него в виде письменного уведомления должны находиться в материалах уголовного дела, так как являются его неотъемлемыми составляющими.
Поскольку во многих подразделениях проводится специализация следователей по расследованию определенных видов преступлений, в ряде случаев целесообразно вносить в соответствующие организации или должностным лицам обобщенные представления профилактического характера, которые составляются на основании анализа материалов нескольких уголовных дел.
В настоящее время по-прежнему актуальной является проблема обратной связи между следователем и адресатом представления. Она обусловлена тремя основными причинами.
1. Ненадлежащим качеством вносимых представлений профилактического характера и отсутствием строгого контроля за их исполнением.
2. Недобросовестным отношением руководителей организаций, должностных лиц к внесенным представлениям и, как следствие, неисполнением ими обязанностей по принятию мер профилактического характера (вплоть до умышленного игнорирования законных требований следователя).
3. Отсутствием четкой законодательной регламентации механизма разрешения указанной ситуации.
УПК РФ не установлена ответственность за неисполнение представления профилактического характера. Однако в КоАП РФ содержится статья 17.7, согласно которой "умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей".
Непринятие руководителем соответствующей организации или должностным лицом профилактических мер на основании внесенного представления является невыполнением законных требований следователя.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г., "невыполнение требований следователя по исполнению представления, вынесенного в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления, а также в непредставлении уведомления о принятых мерах...
Учитывая вышеизложенное, должностные лица, умышленно не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ"*(4).
Вместе с тем, проблема заключается в том, что в настоящее время законодательно четко не установлено, каким образом должно осуществляться привлечение лиц за неисполнение представлений профилактического характера к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Исходя из этого, следственной практикой выработаны некоторые способы разрешения создавшейся ситуации.
Направление руководителями следственных органов в суды протоколов о привлечении к ответственности должностных лиц по ст. 17.7 КоАП РФ.
Этот вариант разрешения указанной проблемы вытекает из положения, закрепленного в п. 5.1 Приложения N 1 к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" (в ред. приказа МВД России от 16 июня 2008 г. N 516)*(5). Согласно последнему в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, входят "заместители начальника управления (отдела, отделения) внутренних дел района, города или иного муниципального образования", которыми являются и руководители следственных органов. Вместе с тем, вопрос о том, какой при этом должен быть порядок принятия ими такого решения, остается открытым.
Через участковых уполномоченных милиции общественной безопасности.
Основанием для разрешения указанной проблемы таким способом являются положения, закрепленные в п. 5.3 Приложения N 1 к вышеуказанному приказу МВД России от 2 июня 2005 г. N 444, а также в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми участковые уполномоченные милиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ.
Более того, согласно п. 7.2. Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (в ред. приказа МВД России от 29 января 2009 г. N 60), и п. 9.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 (в ред. приказа МВД России от 12 апреля 2007 г. N 356)*(6), на участковых уполномоченных милиции возложена обязанность осуществления контроля за своевременным принятием руководителями организаций или должностными лицами мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Вместе с тем, алгоритм действий указанных должностных лиц в случае невыполнения адресатом предписаний следователя профилактического характера в этих приказах полностью не прописан. Более того, анализ последних позволяет сделать вывод об их несогласованности в решении этого вопроса.
Путем направления следователями в органы прокуратуры материалов для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На наш взгляд, этот вариант разрешения создавшейся ситуации при налаживании эффективного взаимодействия следственных подразделений с органами прокуратуры является наиболее приемлемым, поскольку:
- ключевой фигурой в этом случае продолжает оставаться следователь, что вполне справедливо: он выносил представление профилактического характера, ему же надлежит инициировать и привлечение лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за неисполнение указанного процессуального документа;
- механизм реализации данного варианта наиболее полно прописан в приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (в ред. приказа МВД России от 29 января 2009 г. N 60).
Исходя из этого на данный момент предлагаем нижеследующий алгоритм действий следователя по вынесению представления профилактического характера и контролю за его исполнением.
1. На основании анализа материалов уголовного дела следователь выбирает адресат представления (т.е. руководителя организации, учреждения, который обязан принять профилактические меры).
2. Составляет представление профилактического характера. Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Полагаем, что этим требованиям должны также соответствовать и вносимые следователями представления.
3. Направляет представление руководителю соответствующей организации или соответствующему должностному лицу.
4. Направляет копию представления участковому уполномоченному милиции, который обязан в рамках своих полномочий принимать все предусмотренные законодательством меры, направленные на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений на вверенной ему территории, а также контролировать своевременное исполнение руководителями организаций и должностными лицами требований следователя, изложенных в представлении профилактического характера.
5. При получении документально подтвержденной информации о невыполнении руководителем организации или должностным лицом необходимых профилактических мер (например, рапорта участкового уполномоченного, свидетельствующего об игнорировании законных требований, изложенных в представлении) следователь вправе направить соответствующему руководителю письмо, содержащее напоминание о необходимости и сроках принятия надлежащих мер профилактического характера, а также разъяснение порядка привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ в том случае, если необходимые превентивные меры так и не будут им приняты в установленный законом срок.
6. В случае дальнейшего умышленного игнорирования руководителем организации или должностным лицом законных требований следователя в соответствии с п. 18.2. Инструкции "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19, последний через руководителя следственного органа направляет в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
В этих материалах должны содержаться следующие документы:
- копия постановления о возбуждении уголовного дела;
- копия представления, направленного в адрес конкретного руководителя или должностного лица;
- копия письма с напоминанием о необходимости принятия мер, направленных на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
- выписки из журналов учета входящей документации и копии иной регистрационной документации, подтверждающие факты направления адресату представления и писем, отсутствия уведомлений от адресата о принятых профилактических мерах;
- документы, свидетельствующие о проделанной участковым уполномоченным милиции работе по контролю за исполнением законных требований следователя;
- другие материалы, исходя из специфики конкретной ситуации.
Непроцессуальные профилактические формы
В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера, регламентирующим профилактическую деятельность следователя, является приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19, предусматривающий помимо внесения представления профилактического характера иные предупредительные меры.
Так, например, согласно п. 18.3 и 18.5 Инструкции, утвержденной данным приказом, сотрудники следственных подразделений обязаны:
- в трехдневный срок письменно информировать соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
- своевременно передавать в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.
Вместе с тем, некоторые выработанные и апробированные на практике так называемые непроцессуальные формы профилактики (т.е. те, которые не нашли законодательного закрепления в УПК РФ) указанным ведомственным нормативным актом не регламентированы, хотя в п. 19.3 ранее действовавшего приказа МВД России от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" были предусмотрены: выступления сотрудников следственных подразделений с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, а также публикации и выступления по этим вопросам в СМИ.
Помимо приказа МВД России от 17 января 2006 г. N 19 на сегодняшний день основными ведомственными нормативными актами, которые отчасти регламентируют превентивную деятельность следователя, не связанную с внесением и осуществлением контроля за исполнением представлений профилактического характера, являются: приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. N 246 "Об информационно-пропагандистской работе", приказ заместителя министра - начальника Следственного комитета при МВД России от 12 ноября 2001 г. N 319 "О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации". Однако они регламентируют лишь такие непроцессуальные формы профилактики преступлений, как публикации и выступления в СМИ.
Таким образом, непроцессуальная профилактическая деятельность следователя практически лишена нормативной регламентации, что, безусловно, негативным образом отражается на ее эффективности.
Свидетельством этого является анализ следственной практики, который показал, что в ряде регионов России указанные формы (меры) профилактики используются крайне редко или не используются вовсе. Случаи их использования не всегда находят отражение в материалах уголовных дел, что, на наш взгляд, представляется неверным.
Рассмотрим вышеобозначенные формы профилактической деятельности следователя более подробно.
Алгоритм действий следователя при подготовке к выступлению в образовательном учреждении, трудовом коллективе
При выборе одной из указанных форм реагирования на причины и условия, способствовавшие совершению преступления, следователь должен:
- определить тему выступления; ее формулировка должна соответствовать целям и задачам предстоящего выступления;
- подобрать материалы, необходимые для выступления; при этом целесообразно иметь ксерокопии документов, позволяющих проиллюстрировать какой-либо пример или обосновать тот или иной вывод об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления;
- изучить по теме выступления нормативную базу, а также дополнительную литературу, в качестве которой рекомендуется использовать научные труды ученых-процессуалистов по схожей проблематике, а также иные источники информации (специализированные журналы: "Следователь", "Российский следователь", "Законность", "Российская юстиция" и т.д.);
- собрать необходимую информацию об аудитории, перед которой предстоит выступить с сообщением или докладом: круг интересов людей, психологический климат в коллективе и т.д.; учет этих факторов позволит должным образом подготовиться к предстоящему выступлению (докладу): учесть те или иные нюансы при составлении основного текста или его тезисов; решить вопрос, связанный с использованием в процессе выступления магнитофонных записей допросов участников уголовного процесса, а также фотоснимков и видеозаписей, обеспечивающих более наглядное представление о тех причинах, которые обусловили совершение преступления;
- согласовать с руководителем образовательного учреждения или трудового коллектива место (аудиторию), дату и время предстоящего выступления, решить иные организационные вопросы;
- подготовить текст доклада.
Перед началом выступления необходимо установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью целесообразно, чтобы руководитель представил следователя своим сотрудникам. Затем следователь должен ознакомить присутствующих с целью своего визита и только после этого приступить к докладу.
В процессе выступления (доклада) необходимо делать ссылки на соответствующие нормы уголовно-процессуального законодательства, разъясняя при этом их содержание. Это позволит исключить возможность неправильного толкования гражданами того или иного процессуального положения.
В ходе выступления необходимо сохранять связь с аудиторией, при этом эффективно общение в виде диалога между выступающим и слушателями.
В конце выступления следователю следует предложить слушателям задать интересующие их вопросы и постараться четко и лаконично ответить на них.
Алгоритм действий следователя при подготовке к выступлению в средствах массовой информации
В последнее время следователи для выполнения профилактической задачи все чаще используют СМИ. Это обусловлено тем, что СМИ позволяют в короткие сроки обеспечить розыск лиц, причастных к совершению преступления; осуществить необходимое воздействие на отдельных руководителей, должностных лиц, граждан; побудить неизвестных следствию свидетелей, а также потерпевших сообщить в следственные органы дополнительные сведения об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления.
Следователи имеют возможность использовать в профилактических целях СМИ как через отделы (отделения, группы) информации (пресс-службы), так и самостоятельно. Однако практические работники, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими грамотно подготовиться к выступлению в СМИ.
Вместе с тем, алгоритм подготовительных действий в этом случае аналогичен действиям следователя при подготовке к выступлению в образовательном учреждении или трудовом коллективе, исключая ряд особенностей, обусловленных спецификой СМИ.
Выступая по радио или телевидению, следователь лишен непосредственного психологического контакта с радиослушателями или телезрителями. В этой ситуации в роли посредника между ним и слушателями, зрителями нередко выступает журналист, телеведущий.
При этом в одних случаях роль последнего ограничивается представлением следователя как должностного лица соответствующего государственного органа, озвучиванием темы его выступления, а по завершении выступления - теми вопросами, которые нуждаются в уточнении или конкретизации; в других выступление следователя выстроено в форме диалога с журналистом и представляет собой по большей части комментирование тех проблем профилактического характера, которые являются наиболее актуальными и непосредственно связаны с заявленной темой выступления, после чего, как правило, следуют вопросы, задаваемые слушателями или зрителями в прямом эфире.
Очевидно, что такая форма профилактической деятельности в психологическом отношении является одной из наиболее сложных, поскольку требует максимальных усилий и сосредоточенности.
Исходя из этого, следователю необходимо:
- определить СМИ, в котором предстоит выступить с докладом;
- получить сведения о том, среди каких слоев населения та или иная теле- или радиопередача пользуется наибольшей популярностью. Это позволит следователю не только грамотно расставить акценты при подготовке выступления, но также определить круг предполагаемых вопросов от радиослушателей или телезрителей, на которые ему, возможно, необходимо будет ответить в ходе прямого эфира;
- установить контакт с представителями СМИ, а также оценить степень их готовности оказать помощь органам предварительного следствия в доведении до радиослушателей или телезрителей информации профилактического характера;
- получить информацию о наиболее часто задаваемых радиослушателями и телезрителями вопросах;
- уточнить материально-технические возможности СМИ; установление этого обстоятельства важно в том случае, если следователь планирует в ходе своего выступления использовать различного рода наглядные материалы (например, фотоснимки, аудио- или видеозаписи).
Алгоритм действий следователя при подготовке к выступлению перед населением
На практике такая форма профилактической деятельности встречается довольно редко. Тем не менее, полагаем, что выступления перед населением имеют немаловажное значение, особенно в сельской местности.
При подготовке к выступлениям перед населением необходимо соблюдать те же правила, что и при разработке, планировании выступлений (докладов) в трудовых коллективах, учебных заведениях и средствах массовой информации. Однако в отличие от них выступления перед населением, как правило, основываются на обобщенных данных об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений.
При подготовке в данном случае используются: статистические данные о количестве выявленных преступлений в том или ином районе, а также причинах и условиях, наиболее часто способствовавших их совершению; соответствующая информация из материалов уголовных дел; научная литература, посвященная предупреждению виктимного поведения граждан; личные наблюдения следователя и т.д.
При подготовке к таким выступлениям целесообразно также использовать профессиональный опыт бывших сотрудников правоохранительных органов. В соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1997 г. N 859 "О привлечении пенсионеров к работе в системе МВД России" они могут оказать помощь путем:
- консультирования по проблемам профилактики преступлений;
- изучения и анализа нормативных правовых актов, служебной документации, передового опыта оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, архивных материалов с целью обобщения и составления конкретных рекомендаций по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;
- участия в решении вопросов взаимодействия следователей с общественными объединениями, религиозными конфессиями и т.д.
В настоящее время реабилитирован институт помощников следователя, которые также могут оказать ему помощь в исполнении возложенной на него законом профилактической функции*(7).
Письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений уведомительного характера, беседы с руководителями организаций, должностными лицами
Указанные формы профилактического воздействия нередко используются как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного следствия. В последнем случае их применение имеет место в отношении тех адресатов, которым до этого вносилось представление профилактического характера, с целью активизации их действий по принятию необходимых превентивных мер.
Публикации в средствах массовой информации
Досудебные публикации играют важную роль в расследовании и профилактике преступлений. С их помощью осуществляется пропаганда права среди населения, предупреждение виктимного поведения граждан; оказывается воздействие на должностных лиц, обязанных в рамках своей компетенции принимать меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.
Вместе с тем, использовать эту непроцессуальную профилактическую меру следует крайне осторожно. Публикации допустимы, если при этом не происходит разглашение сведений, составляющих тайну предварительного расследования, а также не предрешается вывод о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления.
При принятии решения о публикации в СМИ необходимо учитывать форму "подачи" материала. От этого во многом зависит, какое мнение вызовет публикация у читателя, каким образом это отразится на авторитете органов предварительного расследования. Поэтому публикация тех или иных сведений из материалов уголовного дела может иметь место лишь с письменного разрешения следователя.
При решении вопроса о предоставлении интересующей журналистов информации следователям необходимо помнить о ст. 40 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(8) (в ред. от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ), предусматривающей случаи отказа или отсрочки в предоставлении запрашиваемых сведений.
Если публикацию готовит журналист на основании предоставленных ему сведений, он обязан ознакомить следователя с итоговым вариантом статьи или заметки. Следователь должен иметь возможность проверить правильность изложенных сведений и поставить свою подпись в случае согласия на публикацию.
Роль руководителя следственного органа в профилактике преступлений
Немаловажная роль в профилактике преступлений, осуществляемой в ходе досудебного производства, принадлежит руководителю следственного органа, который наряду с иными полномочиями вправе:
- обнародовать совместно с подразделениями информации и общественных связей органов внутренних дел материалы уголовных дел (в том числе касающиеся выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступлений) через государственные СМИ;
- осуществлять планирование деятельности следователей по профилактике преступлений и взаимодействию со СМИ;
- организовывать и оказывать следователям помощь в ходе установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также в реализации различных форм профилактической деятельности;
- проводить занятия со следователями с целью выработки соответствующих навыков подготовки публикаций, а также выступлений в СМИ на правовые темы, в том числе посвященные проблемам профилактики преступлений;
- давать консультации представителям СМИ по правовой тематике, в том числе по вопросам профилактики преступного и виктимного поведения граждан;
- привлекать журналистов, включая внештатных сотрудников прессы (стрингеров) для взаимодействия со следователями с целью решения профилактических задач;
- осуществлять правовую пропаганду среди населения, в том числе с помощью глобальной сети Интернет;
- поддерживать контакты и осуществлять взаимодействие с подразделениями и службами органов внутренних дел, прокуратурой, судом, предприятиями различных форм собственности, органами местной власти и управления, а также общественными организациями и религиозными конфессиями для осуществления профилактической деятельности по уголовным делам. При этом особое внимание должно быть уделено профилактике преступлений несовершеннолетних.
В этой связи весьма примечателен опыт руководителя Следственного управления (СУ) при УВД по Тульской области, явившегося одним из инициаторов создания Центра правовой и нравственной культуры для детей и подростков.
Главная задача этого Центра - доступное разъяснение основных положений действующего законодательства воспитанникам детских домов, школ-интернатов и всем желающим школьникам.
По материалам работы Центра при участии Администрации области СУ издан сборник лекций профилактического характера для подростков, в котором разъясняется, почему нельзя совершать преступления и как себя вести, чтобы не стать их жертвой. Сборник распространен по всем школам области.
Помимо этого, на базе Публичного центра правовой информации Тульской областной библиотеки работает созданная СУ Школа правовых знаний, цель которой - бесплатное информирование граждан об их правах и обязанностях. Информационное обеспечение осуществляется как сотрудниками СУ, так и иными специалистами по отдельно взятым проблемам.
К проведению занятий в Центре и Школе привлекаются представители ветеранской организации органов внутренних дел, Администрации области, а также различных религиозных конфессий*(9).
Взаимодействие с представителями религиозных конфессий, как представляется, может стать одним из наиболее перспективных направлений в предупредительной деятельности органов предварительного следствия.
Начало этому было положено во времена реформирования уголовно-исполнительной системы, когда религиозные конфессии получили возможность участвовать в ресоциализации и духовно-нравственном воспитании не только осужденных, но и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.
Вместе с тем, полагаем, что деятельность представителей религиозных конфессий не должна ограничиваться воздействием только на обвиняемых, заключенных под стражу.
Необходимо стремиться к тому, чтобы уличенный в совершении преступления обвиняемый добровольно дал признательные показания и раскаялся в содеянном, поскольку, совершая преступление, он нарушает не только Закон, но и нравственные нормы.
С этой целью можно использовать такие профилактические способы воздействия, как:
- доверительная беседа с участием специально приглашенного для этого священнослужителя;
- разъяснение подозреваемому (обвиняемому) степени действительно причиненного вреда (не только материальной, но и моральной его составляющей для потерпевшего);
- разъяснение того, что чистосердечное раскаяние может смягчить наказание и облегчить его душевные страдания.
При этом особое внимание надлежит уделять вопросам взаимодействия органов предварительного следствия с представителями различных религиозных конфессий по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Не менее важным на данном этапе является привлечение к профилактике преступлений несовершеннолетних также представителей различных общественных организаций, в том числе благотворительной направленности, в частности Гринпис (GREENPEACE), провозглашающей защиту окружающей среды и гуманное обращение с животными, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" и т.д.
Положительный опыт ряда регионов РФ показал, что одной из наиболее эффективных форм такого взаимодействия является участие следователей, представителей духовенства, местной администрации, различных общественных организаций, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, деятелей науки и искусства в совместных выступлениях перед молодежной аудиторией.
С.И. Данилова,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный
сотрудник ВНИИ МВД России
"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Выпря М.М., Михайлов М.А. Представление следователя // Роль аппаратов уголовного розыска и следствия в борьбе с преступностью. 1973. N 14. С. 45.
*(2) Согласно Федеральному закону от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ глава 57 УПК РФ ("Перечень бланков процессуальных документов") потеряла свою силу по истечении 90 дней после официального опубликования (см.: Российская газета. 2007. 8 июня.).
*(3) См.: Жуков А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. Саратов, 1990. С. 73.
*(4) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 8.
*(5) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.
*(6) Российская газета. 2007. 18 мая.
*(7) См.: Положение о помощнике следователя (п. 8 приложения N 22 к приказу МВД России от 4 января 1999 г. N 1; в ред. от 26 января 2009 г. N 52) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422".
*(8) Российская газета. 2008. 30 декабря.
*(9) См.: Информация об опыте организации и осуществления профилактики преступлений в органах предварительного следствия при УВД по Тульской области. Тула, 2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности профилактики преступлений при производстве предварительного следствия по уголовным делам
Автор
С.И. Данилова - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России
"Гражданин и право", 2010, N 9