Анализ развития современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане
17 апреля 2008 г. принят Закон Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми", который содержит определения понятий "торговля людьми" и "торговец людьми", расписывает полномочия государственных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с торговлей людьми, предусматривает создание координирующего органа деятельности государственных учреждений и его взаимодействие с институтами гражданского общества в данной сфере, а также специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми*(1).
Также принято постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2008 г. N 911 "О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми", на основе которого утвержден Национальный план действий по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми на 2008-2010 годы*(2), в котором указаны мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере, защите прав жертв этого преступления и информированию общества с целью предотвращения таких правонарушений, осуществляемые государственными органами в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
Следует отметить, что часть этих мероприятий уже реализована на практике. Так, 16 сентября 2008 г. приняты изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, т.е. введена новая редакция ст. 135 "Торговля людьми", устанавливающая альтернативное наказание за данное деяние, перечень форм эксплуатации, перечисленных в международно-правовом определении данного явления.
Вместе с этим, в дальнейшем необходимо определение и введение понятий всех форм эксплуатации в законодательство. Например, статья 1 Конвенция относительно рабства 1926 г. определила, что рабство - состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них*(3).
Мировой эксперт по данной проблеме Э. Джордан приводит следующее определение понятия "сексуальная эксплуатация" и предлагает использовать его в национальных законодательствах: "Сексуальная эксплуатация" означает участие лица в проституции, оказание сексуальных услуг или изготовление порнографических материалов в результате оказания на него давления, применения угроз, использования силы, похищения, злоупотребления властью, долговых обязательств или мошенничества"*(4). Данное определение охватывает такие деяния, как проституция, сексуальные действия, изготовление порнографических материалов, а также различные виды средств воздействия на волю жертвы.
Термин "принудительный труд" определен в международно-правовом акте*(5). Кроме того, Европейский суд по правам человека подразумевает под понятием "принудительный труд" применение физического или психического принуждения, а под понятием "обязательный труд" - труд, выполняемый под угрозой какого-либо наказания*(6).
Выделение в качестве цели трансплантации органов не означает торговлю уже изъятыми органами, а указывает на передачу или получение самого человека для этой цели, органы которого будут эксплуатироваться. Э. Джордан отмечает, что торговля человеческими органами признается одной из форм торговли людьми лишь в случае, когда люди подвергаются перевозке с целью извлечения органов*(7). Преступление следует считать оконченным независимо от достижения цели эксплуатации.
8 июля 2008 г. принят Закон Республики Узбекистан "О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 2000 года" с оговоркой, что Республика Узбекистан не считает себя, связанной с положениями п. 2 ст. 15 Протокола*(8).
Следует отметить, что Республика Узбекистан до ратификации Протокола против торговли людьми трансформировала в национальное законодательство международные нормы в сфере борьбы с торговлей людьми, что является наиболее эффективным и показательным шагом по выполнению государством своих международно-правовых обязательств.
Наряду с запрещением и наказанием преступления торговли людьми в законодательстве важно и функционирование эффективного механизма для реализации положений, принятых в данной сфере. В этой связи в Республике Узбекистан учреждена Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, которая координирует деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций (ННО) в области противодействия торговле людьми, деятельность территориальных межведомственных комиссий, организует мероприятия по информированию населения по данным вопросам и т.д.
Тем не менее, эффективная борьба с этим преступлением предполагает дальнейшее осуществление комплекса конкретных мер, в числе которых - определение правового статуса потерпевших от этих преступлений, порядок оказания им помощи, их защиты и идентификации.
Реализация вышеуказанной задачи требует устанавливать и развивать сотрудничество правоохранительных органов с ННО, которые занимаются защитой и поддержкой таких лиц. Важно и осуществление сотрудничества с неправительственными организациями, локализованными в зарубежных странах, для эффективной реализации такой защиты.
Деятельность ННО имеет немаловажное значение, так как потерпевшие более охотно идут на сотрудничество с ними. Из этого вытекает необходимость поощрения деятельности негосударственных некоммерческих организаций в этой области. В ч. 1 ст. 8 указанного Закона говорится об оказании органами самоуправления и ННО содействия и необходимой помощи государственным органам, осуществляющим деятельность по противодействию торговле людьми*(9).
В Республике Узбекистан активную деятельность по оказанию помощи жертвам торговли людьми ведет ННО "Истикболли авлод", которая осуществляет тесное сотрудничество с правоохранительными органами, консульствами и дипломатическими представительствами Узбекистана в этой сфере. ННО "Истикболли авлод" представляет информационно-консультационные услуги лицам, выезжающим за границу, содействует возвращению граждан, пострадавших от торговли людьми, а также занимается вопросами их реабилитации.
Вместе с этим, эффективное осуществление положений о защите жертв торговли людьми и оказании им помощи требует пересмотра некоторых положений уголовно-процессуального законодательства Узбекистана, касающихся обеспечения безопасности потерпевших.
Так, положение об обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей содержится и в ст. 270 УПК РУз, которая предусматривает принятие мер дознавателем, следователем, прокурором, судом к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в деле, а также членов их семей или близких родственников при наличии достаточных данных, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением имущества и другими противоправными действиями*(10).
Однако УПК РУз не содержит перечень мер, которые можно было бы осуществить в таких случаях. Само перечисление лиц - дознаватель, следователь, прокурор, суд - подразумевает обеспечение безопасности жертв в процессе стадий только уголовного производства. В случаях торговли людьми ее жертвы, которые могут быть подвержены опасности, как до начала, так и после уголовного производства, нуждаются в постоянной защите. По этой причине возможна, исходя из норм международного права, разработка особой процедуры обеспечения безопасности жертв подобных преступлений. Например, ст. 24 Конвенции против Транснациональной организованной преступности устанавливает осуществление государствами-участниками в пределах своих возможностей надлежащих мер, направленных на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести и запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, дающих показания. Такие меры могут включать переселение жертв в другое место и принятие таких положений, какие разрешают в надлежащих случаях не разглашать информацию, касающуюся их личности и местонахождения, принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, который бы обеспечил безопасность свидетеля, например, разрешение давать свидетельские показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства*(11).
Анализ развития современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.
А.А. Хусейнова,
кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Бухарского
государственного медицинского института, ведущий научный сотрудник
Бухарского регионального информационно-аналитического центра ИИГО
Э.Х. Холова,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института
по изучению гражданского общества
"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Народное слово. 2008. 18 апреля.
*(2) Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2008. N 28. Ст. 267-268.
*(3) Действующее международное право. Т. 2 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова М., 2002. С. 525-530.
*(4) Джордан Э. Аннотированное руководство к Протоколу ООН против торговли людьми / Пер. с англ. О.А. Полетаева; под ред. Ф.Л. Синицына М., 2005. С. 13-14.
*(5) См.: ч. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном и обязательном труде.
*(6) См.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб, 2004.
*(7) Джордан Э. Указ. соч. С. 15.
*(8) Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2008. N 28. Ст. 262-263.
*(9) Народное слово. 2008. 18 апреля. N 77.
*(10) Алимова Д.А. Женский вопрос в Средней Азии. История изучения и современные проблемы. Ташкент, 1991. С. 22.
*(11) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Анализ развития современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане
Авторы
А.А. Хусейнова - кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Бухарского государственного медицинского института, ведущий научный сотрудник Бухарского регионального информационно-аналитического центра ИИГО
Э.Х. Холова - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института по изучению гражданского общества
"Гражданин и право", 2010, N 9