Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 N 229-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
В сентябре нас ожидают очередные изменения в Налоговом кодексе. Они внесены Законом N 229-ФЗ*(1), который официально опубликован в "Российской газете" N 169 от 02.08.2010. Согласно ст. 10 данного закона он начинает действовать по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Рассмотрим некоторые изменения.
Обособленные подразделения
Во-первых, изменены сроки подачи сведений обо всех обособленных подразделениях. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении.
Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ дополнен пп. 3.1. Согласно ему налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
Эти сообщения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения переданы в электронном виде, они должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью представителя такого лица.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 7 ст. 23 НК РФ новой редакции).
Во-вторых, изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. В случае изменения места нахождения обособленного подразделения постановка на учет осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения этого обособленного подразделения.
Штрафные санкции
Особо отметим, что изменения затронули составы налоговых правонарушений, кроме того, резко поднялись размеры штрафов за их совершение.
Статья НК РФ | До вступления в силу Закона N 229-ФЗ | После вступления в силу Закона N 229-ФЗ |
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. |
Пункт 2 ст. 116 НК РФ | Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. |
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 119 НК ) | Влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного дня ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. |
Статья 119.1 "Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)" НК РФ | Влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. | |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 120 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. |
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода (п. 2 ст. 120 НК РФ) | Влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб. | Влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб. |
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ) | Влекут взыскание штрафа в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. | Влекут взыскание штрафа в размере 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. |
Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб. |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ | Влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ |
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) | Влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. | Влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. |
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2 ст. 129.1 НК РФ) | Влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб. | Влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб. |
Добавим, что для организаций-налогоплательщиков есть и хорошая новость. Теперь согласно новому абзацу п. 9.2 ст. 76 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам организации-налогоплательщика в банке на сумму денежных средств начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику за каждый день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам организации-налогоплательщика.
Налог на доходы физических лиц
В часть 2 НК РФ внесены изменения, касающиеся порядка уплаты НДФЛ, а также уточнены обязанности налоговых агентов в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм НДФЛ. Итак, перечень необлагаемых доходов дополнен п. 48.1 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению НДФЛ доходы заемщика (правопреемника) в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, а также по договорам, заключенным заемщиком, договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
Обязанности налогового агента по учету предоставленных налоговых вычетов, а также возврат излишне удержанных сумм НДФЛ. Согласно ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и др.). При этом налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
Что делать, если налоговый агент после предоставления ему налогоплательщиком всех документов неправомерно удержал налог, то есть без учета данного имущественного вычета? Теперь законодатели прописали и такой случай. Статью 220 НК РФ дополнили п. 4 следующего содержания: в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.
Итак, согласно ст. 231 НК РФ (в новой редакции*(2)) излишне удержанная сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления от этого налогоплательщика. Возврат излишне удержанных сумм налога должен производиться налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на указанный в заявлении налогоплательщика счет в банке.
Обратите внимание! Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта.
Если налоговый агент нарушает срок возврата излишне удержанной суммы налога (более трех месяцев со дня получения заявления от налогоплательщика), налоговый агент должен начислить на сумму налога, не возвращенную в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В случае, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в установленный срок (три месяца с момента подачи заявления налогоплательщиком), налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Тогда возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.
До осуществления возврата из бюджетной системы РФ излишне удержанной и перечисленной в нее суммы налога налоговый агент вправе произвести возврат за счет собственных средств.
Также отметим, что при отсутствии налогового агента у налогоплательщика остается право подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
Обратите внимание! Статья 231 дополнена п. 1.1, согласно которому возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания). При этом ему необходимо подать налоговую декларацию по окончании указанного налогового периода, а также документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
В настоящее время согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином. Отметим, что до сих пор эта форма так и не была разработана, а налоговые агенты отчитывались по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год".
Согласно новой редакции п. 1 ст. 230 НК РФ, которая вступит в силу 01.01.2011, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Однако они обязательно должны содержать:
- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов;
- вид предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- суммы дохода;
- даты выплаты доходов;
- статус налогоплательщика;
- даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.
Кроме этого, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Обратите внимание! Сведения о доходах физических лиц будут подавать все налоговые агенты без исключения, так как из п. 2 ст. 230 НК РФ убрали эту возможность для тех налоговых агентов, численность работников которых составляла десять человек.
В заключение отметим, что значительные изменения коснулись также порядка уплаты НДС, налога на прибыль, госпошлины и других видов налогов.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(2) Вступает в силу с 01.01.2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)